Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
администрации
Детсад—11 кл
15.05.2019
Материал представляет собой осмысление опыта взаимодействия с родительской общественностью, в частности, проявляющих "непродуктивную активность", а также рекомендации для педагогов образовательных организаций по сопровождению родителей (законных представителей).
Принятие школой необходимости целенаправленной работы с родителями обучающихся - актуальное направление современной педагогической деятельности.
Сопровождение родителей в условиях современного пространства образовательной организации.docx
Сопровождение родителей (законных представителей) в условиях
современного пространства образовательной организации
Заместитель директора по учебновоспитательной работе
МАОУ СОШ №72 города Тюмени В. С. Губанова
Во все времена было понимание того, что дети – это «продукт»
воспитательной деятельности своих родителей.
Вот только некоторые высказывания, доказывающие это.
Владимир Львович Леви: «Родитель, пытающийся изменить своего
ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень
жестоко рискует».
Агния Львовна Барто: «Если ребёнок нервный, прежде всего надо
лечить его родителей».
Иоганн Генрих Песталоцци: «Ребёнок – зеркало поступков родителей».
Фридрих Шиллер: «Родители меньше всего прощают своим детям те
пороки, которые они сами им привили».
Но почему же так сложно в 21 веке родителям осознать это и обратить
взор на собственную личность?
Как «запустить» процесс рефлексии у родителей (коими, кстати,
являются и учителя), если мобильная связь, Интернеттехнологии прочно
вошли в нашу жизнь.
Разве можно сейчас предположить, что родители весь день не знают, что
происходит с ребенком и где он находится? Таких случаев не так уж и много.
Мы постоянно «на связи». Это и прививает современному человеку
ощущение, что он – хороший родитель, который контролирует своего ребенка.
А, между тем, ставшее афористичным понятие «одиночество в сети»
появилось не случайно. Взрослые уверенно заменяют «контакт с внутренним
миром ребенка» на «контакт с ребёнком по телефону».
Мы «на связи» по Интернету, но не «на связи» душевно.
«Маркёры современной системы образования: рыночная экономика,
образовательные услуги, клиентоориентированность.
Так что же выходит? Педагогическое сообщество должно следовать
исконному принципу торговли: «Клиент всегда прав!»? Или всётаки,
несмотря на то,
что в настоящее время некоторые функции
общеобразовательных организаций явно «отобраны» у семьи, на то, что
происходит
и
«социальный
подмена
понятий
заказ» «клиентоориентированность», образовательное пространство, как и все
субъекты внутри него, должны формировать, сохранять некий ореол
идейности: в стремлении получить знания,
в профессиональной
необходимости дать их, в тактичной осознанности важности самого процесса
обучения.
Безусловно, опыт работы в общеобразовательной организации
доказывает нам с вами, что родители – это наши союзники. В связи с этим
крайне трудно переоценить важность их конструктивной включенности в
образовательный процесс. Однако достаточно часто мы встречаемся с
родителями, которые проявляют «непродуктивную активность».
Анализируя те проблемные, конфликтные ситуации, которые возникают
в образовательном пространстве, можно выделить несколько категорий
родителей (законных представителей), которые проявляют «непродуктивную
активность» во взаимодействии с педагогическим коллективом
образовательной организации.
характерна
1. «Родитель – специалист»: для данной категории родителей (законных
представителей)
качеством
предоставляемых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Они считают, что педагог
(педагоги) школы некомпетентны, при этом их знания в педагогике и
определенных предметных областях основываются на том факт, что «они же
учились в школе».
неудовлетворенность
2. «Родитель – налогоплательщик»: эта категория родителей (законных
представителей) пришли с возрастом (либо с историческими изменениями в
стране) к тому, что они имеют право и даже обязаны требовать с
образовательного учреждения полного подчинения своим требованиям. Как
правило, эти родители очень любят обращаться не к администрации школы за
разрешением возникающих сложных ситуаций, в вышестоящие инстанции:
департамент образования Администрации города Тюмени, Департамент
образования и науки Тюменской области, Прокуратура и т.д.
3. «Родитель – адвокат»: эта категория родителей (законных
представителей) понимает основную функцию родительства как защиту
своего ребенка. Для них неважно, прав или виноват ребенок в конкретной
ситуации. Первое, что будет делать родитель–адвокат – искать аргументы в
оправдание своего чада.
4. «Родитель – обладатель внешнего локуса контроля» зачастую
соприкасается с предшествующим типом: это родители (законные
представители), которые склонны возлагать ответственность за все происходящее вокруг (в том числе с их ребенком) не на себя, а на
окружающих людей или какиелибо обстоятельства. Чаще всего таким
образом эта категория родителей неосознанно старается переключить свое
внимание с недостатков, промахов, допущенных ими в воспитании своего
ребенка, на педагогов.
Между тем, согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273
ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» четко
определяет не только права родителей (законных представителей), но и их
обязанности.
«Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1.
Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям (законным
представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
3.
Родители
(законные представители)
несовершеннолетних
обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего
образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций
психологомедикопедагогической комиссии (при их наличии) формы
получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и
элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня,
предлагаемого
образовательную
деятельность…
осуществляющей
организацией,
4.
Родители
обучающихся обязаны:
(законные представители)
несовершеннолетних
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации,
осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания
обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации
образовательных отношений между образовательной организацией и
обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и
оформления возникновения,
приостановления и прекращения этих
отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность».
Основные влияющие на качество образования ошибки, которые
допускают родители при выстраивании взаимодействия с образовательным
учреждением.
Несвоевременность
Необоснованность
требований
Некорректное понимание
потребностей и
возможностей ребёнка
Непонимание своей роли
Неумение контролировать
эмоции, соблюдать
элементарные правила
вежливости
Выстраивание баррикад
родителями
озвучивается
Проблема
(законными
представителями) не сразу, доводится до критического
момента, когда обида и раздражение не позволяют выстроить
конструктивный диалог.
Основная причина: низкая культура общения. Неумение
выстраивать диалог ни внутри семьи, ни с чужими людьми.
Основные претензии:
школа не соответствует возможностям их детей по нагрузке,
напряженности, по темпу деятельности и так далее;
педагог не любит ребенка, невнимателен к нему.
Родители зачастую не принимают во внимание способности и
возможности детей и подростков. А ведь у школьника могут
быть проблемы, связанные с вниманием, гиперактивностью, с
более поздним созреванием, изза чего он просто не может
справиться с предъявляемой нагрузкой. Это приводит
впоследствии к проявлениям неблагополучия.
Безусловно, родитель – защитник своего ребёнка. Но поведение
родителя не должно формировать у школьника чувство
безнаказанности. Признание ошибок и принятие их последствий
– самый надежный способ воспитать социально успешную и
нравственно устойчивую личность.
Адекватный родитель — это тот, кто умеет обсуждать
проблемы и выстраивать отношения, а не выяснять их, обвиняя
учителя. Заведомо проигрышная стратегия, которая приведет к
конфликту, по первому зову своего сердца бежать в школу и
выплескивать все негативные эмоции.
Оценивание взаимоотношений с педагогами как личностных, а
не деловых. Перенос личностного отношения к педагогу, школе
на ребенка: обсуждение педагогов при детях, несоблюдение
основных требований образовательной организации.
Приведенные ниже практические советы учитывают как ошибки
родителей (законных представителей) при включении в образовательный
процесс, так и ошибки учителей, который они допускают порой в общении с
родителями (законными представителями). Практические советы
1. Придерживаться элементарных правил вежливости и тактичности.
2. Держать под контролем свои эмоции.
3. Взаимодействовать по значимым вопросам, соблюдая «регламент
общения».
4. Установить чёткие правила для «родительских групп»: временной
регламент; запрет на обсуждение личности детей, родителей, педагога и т.д.
5. Не критиковать учителя/ родителя в присутствии ребенка: ошибки
допускают и дети, и родители, и учителя.
6.
Максимально детально освещать родителям (законным
представителям) механизмы образовательного процесса по интересующим их
вопросам: требования стандарта, критерии выставления оценок и т.д.
7.
Максимально детально изучить личность ребёнка:
его
психофизиологические и поведенческие особенности.
8. Устанавливать общие требования к воспитанию ребенка.
9. Формировать обоюдную ответственность родителей и школы за
получение качественного образования ребенком.
10. ВСЕГДА помнить об основной цели: образовательная и социальная
успешность ЛЮБОГО ребенка.
В настоящее время на качество образования оказывает большое
влияние взаимодействие школы с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Именно от единства ПОНИМАНИЯ требований стандарта,
сложившихся условий в системе образования СЕМЬЁЙ и ПЕДАГОГАМИ
зависит успешность образовательной и социальной реализации ЛЮБОГО
ребёнка.
Необходимость выстраивания целенаправленной работы с родительской
общественностью – наиболее актуальное направление деятельности
педагогического коллектива. Ведь в настоящее время можно уверено говорить
о том, что единственным источником психологопедагогической поддержки
родителей,
психологии,
конфликтологии являемся именно мы – учителя.
трансляции знаний в сфере педагогики,
Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Социально-педагогические технологии в работе образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.