СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
31.03.2018
Современное состояние общества, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни человека при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед образованием требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровью и навыков культуры здоровья.Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА .doc
СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития,
предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает
значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры
здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать
в ходе учебновоспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и
обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни и
навыков культуры здоровья.
В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление
здоровьесберегающее образование. В его основу положена идея приоритетности здоровья
субъектов образовательного процесса как основополагающего компонента личности, что
предопределяет оптимальное обеспечение жизнедеятельности каждого обучающего и
обучаемого, их успешную адаптацию к учебновоспитательному процессу на физиологическом,
психологическом и социальном уровнях посредством формирования и укрепления механизмов
сохранения здоровья.
Здороеьесберегающее пространство понимается как многоуровневая образовательная
система и социально организуемая воспитательная среда, в которой приоритетами выступают:
здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнозирование здоровьесберегающей
деятельности. Содержательными компонентами пространства являются образовательный,
социальный,
Здоровьесберегающее
пространство обеспечивает осознание его субъектами ценности здорового образа жизни,
сохранение и укрепление здоровья, продуктивную активность всех участников пространства по
развитию навыков культуры здоровья и духовнонравственного самосовершенствования.
креативнодеятельностный и реабилитационный.
Анализ статистических данных, проведённых в Масловопристанской школе показывает,
что каждый пятый подросток уже имеет опыт употребления ПАВ и табака. Наблюдается
картина постоянного роста употребления наркотиков и алкогольной продукции в детской
среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.
На внутришкольном контроле на период изучения проблемы в 20082009 учебном году в
Масловопристанской СОШ состояли не только дети, и семьи, злоупотребляющие спиртными
напитками. Попрежнему, существует ряд семей, члены которых имеют серьезные проблемы во
взаимопонимании между собой, что приводит к отчуждению подростка от семьи и уходу «на
улицу». Безнадзорность, в свою очередь, неизбежно является причиной противоправных
действий, приобщения ребёнка к вредным привычкам.
К сожалению, среди обучающихся Масловопристанской СОШ зафиксированы случаи
употребления алкогольной продукции и всё больше подростков пристращаются к
табакокурению. Необходимо отметить, что увеличилось количество курящих и
употребляющих спиртные напитки среди девушекподростков.
Курение является одной из вредных и распространённых привычек среди молодежи. Кроме
нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка
препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту
поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный
рост.
Проведённое исследование в Масловопристанской СОШ методом анкетирования в 2008
2009 учебном году среди подростков от 13 до 18 лет показывает, что 7% несовершеннолетних
курят регулярно, 10% учащихся пробовали курить, 19% учащихся пробовали и иногда
употребляли спиртные напитки, употребляющих токсичные вещества (клей) 1%. В последнее время возрос интерес к проблеме питания, которую не однократно
администрация школы выносила на обсуждение на общешкольных родительских собраниях.
Так как неправильное питание не обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития
организма, а также сохранение здоровья.
Наряду с проблемой пристрастия школьников к вредным привычкам весьма обозначилась
проблема качества питания в школе, в семье. Правильная организация питания имеет большое
значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребёнка зависят в
первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными
веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении
многих заболеваний.
В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны
быть положены следующие основные принципы:
регулярный приём пищи через определенные промежутки времени главное условие, с
которого необходимо начинать организацию питания ребёнка;
питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным
возможностям организма в конкретный возрастной период;
питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с
пищей, должны находиться в определённом соотношении между собой;
питание должно быть индивидуальным с учётом особенностей ребёнка, состояния
здоровья, реакции на пищу и другое.
Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо
это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с
детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг
культа один из китов фундамента здорового человека.
Программа «Стань здоровым!» разработана с учётом специфики деятельности МБОУ
«Масловопристанская СОШ» как ресурсного центра, объединившего в сетевом
взаимодействии шесть школ Шебекинского района.
Обеспечение каждому ребёнку
возможности сохранения здоровья в период учёбы в школе, формирование у него необходимых
знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение тому, как эти знания
использовать в повседневной жизни составляет стержневую основу данной программы.
Задача педагогов Масловопристанской школы состоит в том, чтобы, объяснить ребёнку,
как важно беречь своё здоровье величайшую ценность, дарованную человеку природой,
довести до сведения подростков и их родителей информацию о вреде, наносимом организму
алкоголем, курением, наркотиками.
В Масловопристанской СОШ ведётся опытноэкспериментальная работа по теме «Система
здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном
образовательном процессе», которая включает в себя как обязательное условие ведение
паспортов здоровья школьников, проведение уроков с использованием здоровьесберегающих
технологий, а также классных часов по темам здоровьесбережения школьников, и другие
организационные и профилактические мероприятия.
Основные концептуальные положения Программы:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка,
направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не
зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности
Масловопристанской СОШ, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения,
общественности, школы и родителей.
3.
Цель программы: Создание условий для формирования физически здоровой, духовно богатой, социально
адаптированной, творчески мыслящей личности.
Задачи программы:
1. Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм
деятельности систему знаний о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2. Знакомить школьников с объективной информацией о пагубном действии
наркотических веществ, алкоголя, табака на организм человека.
3. Вести работу по предупреждению возникновения у подростков желания попробовать
наркотические вещества, алкоголь, табак.
4. Осуществлять антинаркотическую профилактическую работу в семьях.
5. Обеспечить включение в оптимизированную активную двигательную деятельность
всех учащихся школы для сохранения и укрепления физического здоровья.
6.
Включить школы сетевого взаимодействия в совместную деятельность по
формированию здорового образа жизни.
7. Обеспечить всех учащихся школы полноценным горячим питанием.
Участниками программы «Стань здоровым!» являются:
директор школы;
заместитель директора школы по воспитательной работе;
классные руководители;
педагоги дополнительного образования;
воспитатели групп продлённого дня;
учителя физической культуры;
медицинские работники;
школьные повара;
инспектора по делам несовершеннолетних;
сотрудники наркополиции;
учащиесяволонтёры;
родители учащихся;
педагогпсихолог;
социальный педагог;
школы сетевого взаимодействия.
Директор школы, беспокоясь о состоянии здоровья детсковзрослого коллектива,
заботится об укреплении материальноспортивной базы образовательного учреждения, об
обеспечении школы квалифицированными кадрами, способными проявлять активность, быть
инициаторами интересных спортивных дел.
От заместителя директора школы по воспитательной работе зависит, является ли
здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении, приоритетной, имеют ли
педагоги в своём арсенале здороровьесохраняющие и здоровьесберегающие технологии.
Классные руководители,
педагоги
дополнительного образования проводят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ
жизни. Активизируют участие учащихся в спортивнооздоровительных и профилактических
мероприятиях.
воспитатели групп продлённого дня,
Учителя физической культуры укрепляют физическое здоровье учащихся, прививают
любовь к занятию спортом.
здоровья школьников,
гигиенических норм.
Медицинские работники, школьные повара обеспечивают контроль за состоянием
заботятся о качественном питании, соблюдении санитарно
Инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудники наркополиции, педагоги
психологи Центра диагностики и консультирования, подростковый врачнарколог оказывают помощь школе в решении возникающих в подростковой среде проблем, связанных с ранним
употреблением алкоголя, психотропных веществ, табакокурением, правонарушения.
Учащиеся – члены отряда волонтёров «Надежда» Масловопристанской СОШ, в рамках
социального проекта «Если хочешь, будь здоров!», организуют работу по выявлению
отношения жителей посёлка Маслова Пристань к проблеме здорового образа жизни. Привлекая
внимание общественности, они воспитывают у детей и взрослых сознательное и активное
отношение к ценности здоровья, вовлекают в физкультурноспортивную деятельность тех, кто
ранее не занимался физической культурой и спортом. Так же в Масловопристанской школе
реализуется проект «Бросай курить!», призванный бороться с табакокурением среди
учащихся. Агитпоезд, состоящий из Масловопристанских школьников, занявший 1 место в
конкурсе агитбригад Шебекинского района, колесивший школы района, проводит большую
профилактическую работу среди подростков по борьбе с вредными привычками.
От участия родителей в воспитательной деятельности школы зависит, насколько
эффективной будет работа, направленная на укрепление здоровья учащихся. Мамы и папы
помогают своим детям в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения
здоровья при организации как учебной, так и внеучебной деятельности. При этом большая роль
отводится работе общешкольного родительского комитета.
На его заседаниях
рассматриваются вопросы, касающиеся организации качественного питания школьников,
выполнения санитарногигиенических требований,
профилактики алкогольной и
наркозависимости у детей и их родителей.
В налаживании здоровьесохраняющей деятельности многое зависит от социальной
активности самих граждан. Однако быть социально активным – это не значит только понимать
и осознавать ответственность за собственную жизнь и здоровье. Необходимо оценивать
социальные привычки, связанные со здоровьем людей, пропагандировать, отстаивать
социальную и политическую позицию по этому вопросу, уметь противостоять неуверенности,
сложностям. На формирование и развитие социальных взглядов учащихся направлена
деятельность социального педагога школы. Наблюдая изо дня в день за ребёнком, он нередко
становиться не только профессиональным помощником в решении различного рода проблем,
но и настоящим другом, тем единственным человеком, которому можно рассказать о том, что
наболело. В сотрудничестве с психологом он проводит беседы, консультации тренинги,
диспуты, деловые игры.
Взаимодействие педагогов школ сети строится в соответствии с темой совместного
информационнометодического проекта «Внедрение здоровьесберегающих технологий в
воспитательную деятельность школы». На заседаниях межшкольных методических
объединений классные руководители и учителяпредметники делятся опытом
здоровьесберегающей работы, посещают открытые мероприятия, затем полученные знания
популяризируют среди коллег на заседаниях школьных МО.
Программа «Стань здоровым!»
предусматривает комплексное решение
вышеуказанной проблемы, поэтому и её решение может дать положительные результаты только
при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального
педагога, но и всех субъектов внутришкольного, межсетевого и межведомственного
взаимодействия.
Определением эффективности реализации программы «Стань здоровым!» является
сформированность устойчивого иммунитета к негативным факторам жизни у детей и
подростков:
владение информацией о вредных воздействиях наркотических и психотропных веществ,
алкоголя и табака на организм человека;
развитие у детей и подростков стойкого негативного отношения к наркотическим и
токсичным веществам, алкоголю и табаку; проявление стремления к здоровому образу жизни среди учащихся и родителей;
- осознанное отношение учащихся, их родителей к правовому воспитанию как основному
фактору успеха на последующих этапах жизни;
снижение уровня количественного показателя детей, состоящих на внутришкольном
учете;
создание у педагогов практических навыков по формированию здорового образа жизни у
учащихся и их родителей;
охват рациональным горячим питанием всех учащихся Масловопристанской школы;
формирование у учащихся и их родителей практических навыков об использовании
вкусной и здоровой пище в семье.
Анализ эффективности профилактической программы осуществляется
посредством анкетирования, опроса среди учащихся и родителей.
1. Бабинский М.Б., Белогуров С.Б. «Профилактика ПАВ среди учащихся образовательных
Список литературы:
учреждений. 2008.
1. Гладышева О.С. «Уроки здоровья», газ. «Здоровье детей» №15/2006г. Издательский дом
«Первое сентября».
2. Гарбушина О.П. «Психологический тренинг. Секреты проведения», СПб.: Питер, 2008.
176 с.
3. Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении: Учебно
методическое пособие. Издание второе/ Н.А. Склянова, Н.П. Юсупова, О.Г. Фокина, И. В.
Ермакова и др.Новосибирск: ГЦОЗ Магистр», 2000.76 с.
4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья
школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений
лечебнопрофилактических учреждений,
санитарноэпидемиологической службы/М.:
Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.152 с.
5. Лазарев В.С., Поташник М.М., Как разработать программу развития школы: Методич.
пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: «Новая школа», 1993 г.
6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического
менеджмента. М.: «Новая школа", 1998 г.
7. Учебнометодическое пособие «Основы ведения антинаркотической профилактической
работы в образовательных учреждениях»., Белгород 2009г.
8. Цабыбин С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»,
издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.
9.
Элементы валеологического мониторинга для образовательных учреждений:
Методическое пособие для работников образовательных школ и дошкольных учреждений/О.И.
Черемисина, И.Н. Зайцева, И.М. Барсукова, Н.А. Склянова, В.Б. Гаргай, Н.И. Болваненко,
М.К. Соболева, С.В. Залавина, А.Н. Третьякова. Новосибирск: ГЦОЗ "Магистр", 1997 .103 с.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.