СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Оценка 4.6

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
31.03.2018
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современное состояние общества, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни человека при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед образованием требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровью и навыков культуры здоровья.Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА .doc
СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Современное   состояние   общества,   обусловленное   высочайшими   темпами   его   развития, предъявляет   новые,   все   более   высокие   требования   к   человеку   и   его  здоровью.   Возрастает значимость   и   ценность   здорового   образа   жизни   индивидуума   при   формировании   культуры здоровья всей нации. Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно­воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить   воспитание   у   молодежи   ценностного   отношения   к   здоровому   образу   жизни   и навыков культуры здоровья. В данных условиях весьма своевременно в педагогике формируется новое направление ­ здоровьесберегающее   образование.   В   его   основу   положена   идея   приоритетности   здоровья субъектов   образовательного   процесса   как   основополагающего   компонента   личности,   что предопределяет   оптимальное   обеспечение   жизнедеятельности   каждого   обучающего   и обучаемого, их успешную адаптацию к учебно­воспитательному процессу на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством формирования и укрепления механизмов сохранения здоровья. Здороеьесберегающее   пространство   понимается   как   многоуровневая   образовательная система и социально организуемая воспитательная среда, в которой приоритетами выступают: здоровый   образ   жизни,   культура   здоровья,   прогнозирование   здоровьесберегающей деятельности.   Содержательными   компонентами   пространства   являются   образовательный, социальный,   Здоровьесберегающее пространство   обеспечивает   осознание   его   субъектами   ценности   здорового   образа   жизни, сохранение и укрепление здоровья, продуктивную активность всех участников пространства по развитию навыков культуры здоровья и духовно­нравственного самосовершенствования.   креативно­деятельностный   и   реабилитационный. Анализ  статистических  данных, проведённых в Масловопристанской  школе  показывает, что   каждый   пятый   подросток   уже   имеет   опыт   употребления   ПАВ   и   табака.   Наблюдается картина   постоянного   роста   употребления   наркотиков   и   алкогольной   продукции   в   детской среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.  На внутришкольном  контроле на период изучения проблемы в 2008­2009 учебном году в Масловопристанской СОШ состояли не только дети, и семьи, злоупотребляющие спиртными напитками. По­прежнему, существует ряд семей, члены которых имеют серьезные проблемы во взаимопонимании между  собой, что приводит к отчуждению подростка от семьи и уходу «на улицу». Безнадзорность, в свою очередь,   неизбежно является причиной     противоправных действий, приобщения ребёнка к вредным привычкам.  К   сожалению,   среди   обучающихся   Масловопристанской   СОШ   зафиксированы   случаи употребления   алкогольной   продукции   и   всё   больше   подростков   пристращаются   к табакокурению.   Необходимо   отметить,   что   увеличилось   количество   курящих   и употребляющих спиртные напитки среди девушек­подростков.   Курение является одной из вредных и распространённых привычек среди молодежи. Кроме нанесения   непоправимого   вреда   здоровью   курящих   и   их   окружению,   эта   привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих  установок  на здоровый   образ   жизни,  замедляет  личностный  и  нравственный рост.    Проведённое исследование в Масловопристанской СОШ методом анкетирования в 2008­ 2009 учебном году среди подростков от 13 до 18 лет показывает, что 7% несовершеннолетних курят   регулярно,   10%   учащихся   пробовали   курить,   19%   учащихся   пробовали   и   иногда употребляли спиртные напитки, употребляющих токсичные вещества (клей)  ­ 1%. В  последнее   время   возрос   интерес   к   проблеме   питания,   которую   не   однократно администрация школы выносила на обсуждение на общешкольных родительских собраниях. Так как неправильное питание не обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Наряду с проблемой пристрастия школьников к вредным привычкам весьма обозначилась проблема качества питания в школе, в семье. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребёнка зависят в первую   очередь   от   того,   насколько   его   организм   обеспечен   необходимыми   питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы: ­ регулярный приём пищи через определенные промежутки времени ­ главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребёнка; ­   питание   детей   должно   соответствовать   уровню   развития   и   функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период; ­ питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определённом соотношении между собой; ­  питание   должно   быть  индивидуальным   с   учётом   особенностей   ребёнка,   состояния здоровья, реакции на пищу и другое.  Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это  один из   главных  факторов  здоровья. Знание  законов питания  должно  приобретаться  с детства.   Правильное,   полноценное   и   рациональное   питание   должно   быть   возведено   в   ранг культа ­ один из китов фундамента здорового человека.  Программа   «Стань   здоровым!»   разработана   с   учётом   специфики   деятельности   МБОУ «Масловопристанская   СОШ»   как   ресурсного   центра,   объединившего   в   сетевом взаимодействии   шесть   школ   Шебекинского   района.     Обеспечение   каждому   ребёнку возможности сохранения здоровья в период учёбы в школе, формирование у него необходимых знаний,   умений   и   навыков   по   здоровому   образу   жизни,     обучение   тому,   как     эти   знания использовать  в повседневной жизни составляет стержневую основу  данной программы. Задача педагогов Масловопристанской школы состоит в том, чтобы, объяснить ребёнку, как   важно   беречь   своё   здоровье   ­   величайшую   ценность,   дарованную   человеку   природой, довести до сведения подростков и их родителей информацию о вреде, наносимом организму алкоголем, курением, наркотиками.  В Масловопристанской СОШ ведётся опытно­экспериментальная работа по теме «Система здоровьесозидающей   деятельности   общеобразовательного   учреждения   в   целостном образовательном   процессе»,   которая   включает   в   себя   как   обязательное   условие   ведение паспортов здоровья школьников, проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий,   а   также   классных   часов   по   темам   здоровьесбережения   школьников,   и   другие организационные и профилактические мероприятия.  Основные концептуальные положения Программы: 1.   Программа   призвана   реализовать   основные   положения   Декларации   Прав   Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2.   Программа   является   подтверждением   особого   статуса   детства   как   периода,   не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.   Программа   находится   в   числе   приоритетных   направлений   деятельности Масловопристанской СОШ, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.  3. Цель программы: Создание условий для формирования физически здоровой, духовно богатой, социально адаптированной, творчески мыслящей личности. Задачи программы: 1.   Формировать   у   школьников   через   цикл   учебных   дисциплин   и   внеучебных   форм   деятельности систему знаний о сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.  2.   Знакомить   школьников   с   объективной   информацией   о   пагубном   действии наркотических веществ, алкоголя, табака на организм человека. 3. Вести работу по предупреждению возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества, алкоголь, табак. 4. Осуществлять  антинаркотическую  профилактическую работу в семьях. 5.  Обеспечить   включение   в   оптимизированную   активную  двигательную   деятельность всех учащихся школы для сохранения и укрепления физического здоровья.  6.  Включить   школы   сетевого   взаимодействия   в   совместную   деятельность   по формированию здорового образа жизни. 7.  Обеспечить всех учащихся школы полноценным горячим питанием.  Участниками программы «Стань здоровым!» являются: ­ директор школы; ­ заместитель директора школы по воспитательной работе; ­ классные руководители; ­ педагоги дополнительного образования; ­ воспитатели групп продлённого дня; ­ учителя физической культуры; ­ медицинские работники; ­ школьные повара; ­ инспектора по делам несовершеннолетних; ­ сотрудники наркополиции; ­ учащиеся­волонтёры; ­ родители учащихся;  ­ педагог­психолог;  ­ социальный педагог;  ­ школы сетевого взаимодействия. Директор   школы,   беспокоясь   о   состоянии   здоровья   детско­взрослого   коллектива, заботится   об   укреплении   материально­спортивной   базы   образовательного   учреждения,   об обеспечении школы квалифицированными кадрами, способными проявлять активность, быть инициаторами интересных спортивных дел. От   заместителя   директора   школы   по   воспитательной   работе   зависит,   является   ли здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении,   приоритетной, имеют ли педагоги в своём арсенале здороровьесохраняющие и здоровьесберегающие технологии. Классные   руководители,   педагоги дополнительного   образования   проводят   мероприятия,   пропагандирующие   здоровый   образ жизни.  Активизируют участие учащихся в спортивно­оздоровительных и профилактических мероприятиях.    воспитатели   групп   продлённого   дня, Учителя физической культуры укрепляют физическое здоровье учащихся, прививают любовь к занятию спортом. здоровья   школьников,   гигиенических норм. Медицинские   работники,   школьные   повара   обеспечивают   контроль   за   состоянием   заботятся   о   качественном   питании,   соблюдении   санитарно­ Инспектора   по   делам   несовершеннолетних,   сотрудники   наркополиции,   педагоги психологи Центра диагностики и консультирования, подростковый врач­нарколог оказывают помощь школе в решении возникающих в подростковой среде   проблем, связанных с ранним употреблением алкоголя, психотропных веществ, табакокурением, правонарушения.    Учащиеся – члены отряда волонтёров «Надежда» Масловопристанской СОШ, в рамках социального   проекта   «Если   хочешь,   будь   здоров!»,   организуют   работу   по   выявлению отношения жителей посёлка Маслова Пристань к проблеме здорового образа жизни. Привлекая внимание  общественности,  они  воспитывают    у  детей  и  взрослых  сознательное  и  активное отношение к ценности здоровья, вовлекают в физкультурно­спортивную деятельность тех, кто ранее не занимался физической культурой и спортом. Так же в Масловопристанской школе реализуется   проект   «Бросай   курить!»,   призванный   бороться   с   табакокурением   среди учащихся. Агитпоезд, состоящий  из Масловопристанских  школьников, занявший 1 место в конкурсе  агитбригад  Шебекинского  района, колесивший  школы  района,  проводит большую профилактическую работу среди подростков по борьбе с вредными привычками. От   участия   родителей   в   воспитательной   деятельности   школы   зависит,   насколько эффективной будет работа, направленная на укрепление здоровья учащихся.  Мамы и папы помогают своим детям в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья при организации как учебной, так и внеучебной деятельности. При этом большая роль отводится   работе   общешкольного   родительского   комитета.   На   его   заседаниях рассматриваются   вопросы,   касающиеся   организации   качественного   питания   школьников, выполнения   санитарно­гигиенических   требований,   профилактики   алкогольной   и наркозависимости у детей и их родителей.   В   налаживании   здоровьесохраняющей   деятельности   многое   зависит   от   социальной активности самих граждан. Однако быть социально активным – это не значит только понимать и   осознавать   ответственность   за     собственную   жизнь   и   здоровье.   Необходимо   оценивать социальные   привычки,   связанные   со   здоровьем   людей,   пропагандировать,   отстаивать социальную и политическую позицию по этому вопросу, уметь противостоять неуверенности, сложностям.   На   формирование   и   развитие   социальных   взглядов   учащихся   направлена деятельность социального педагога школы. Наблюдая изо дня в день за ребёнком, он нередко становиться не только профессиональным помощником в решении различного рода проблем, но и настоящим другом, тем единственным человеком, которому можно рассказать о том, что наболело.  В   сотрудничестве   с   психологом   он   проводит  беседы,   консультации   тренинги, диспуты, деловые игры. Взаимодействие   педагогов   школ   сети  строится   в  соответствии  с  темой   совместного информационно­методического   проекта   «Внедрение   здоровьесберегающих   технологий   в воспитательную   деятельность   школы».   На   заседаниях   межшкольных   методических объединений   классные   руководители   и   учителя­предметники   делятся   опытом здоровьесберегающей   работы,   посещают   открытые   мероприятия,   затем   полученные   знания популяризируют среди коллег на заседаниях школьных МО.  Программа   «Стань   здоровым!»     предусматривает   комплексное   решение вышеуказанной проблемы, поэтому и её решение может дать положительные результаты только при   условии,   что   её   реализация   будет   осуществляться   не   только   усилиями   социального педагога,   но   и   всех   субъектов   внутришкольного,   межсетевого   и   межведомственного взаимодействия.  Определением   эффективности   реализации   программы   «Стань   здоровым!»   является сформированность   устойчивого   иммунитета   к   негативным   факторам   жизни   у   детей   и подростков: ­ владение информацией о вредных воздействиях наркотических и психотропных веществ, алкоголя и табака на организм человека; ­   развитие   у   детей   и   подростков   стойкого   негативного   отношения   к   наркотическим   и токсичным веществам, алкоголю и табаку; ­ проявление стремления к здоровому образу жизни среди учащихся и родителей; - осознанное отношение учащихся, их родителей к правовому воспитанию как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;   ­ снижение уровня количественного показателя детей, состоящих на     внутришкольном учете; ­ создание у педагогов практических навыков по формированию здорового образа жизни у учащихся и их родителей; ­ охват рациональным горячим питанием всех учащихся Масловопристанской школы; ­   формирование   у   учащихся   и   их   родителей   практических   навыков   об   использовании вкусной и здоровой пище в семье.     Анализ   эффективности   профилактической   программы   осуществляется посредством анкетирования, опроса среди учащихся и родителей. 1. Бабинский М.Б., Белогуров С.Б. «Профилактика ПАВ среди учащихся образовательных Список литературы: учреждений. 2008. 1. Гладышева О.С. «Уроки здоровья», газ. «Здоровье детей» №15/2006г.­ Издательский дом «Первое сентября». 2. Гарбушина О.П. «Психологический тренинг. Секреты проведения», СПб.: Питер, 2008.­ 176 с. 3.   Как   разработать   программу   «Здоровье»   в   образовательном   учреждении:   Учебно­ методическое пособие. Издание второе/ Н.А. Склянова, Н.П. Юсупова, О.Г. Фокина, И. В. Ермакова и др.­Новосибирск: ГЦОЗ ­Магистр», 2000.­76 с. 4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников:   для   медицинских   и   педагогических   работников   образовательных   учреждений лечебно­профилактических   учреждений,   санитарно­эпидемиологической   службы/М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.­152 с. 5. Лазарев В.С., Поташник М.М., Как разработать программу развития школы: Методич. пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: «Новая школа», 1993 г. 6.   Третьяков   П.И.   Управление   школой   по   результатам.   Практика   педагогического менеджмента. М.: «Новая школа", 1998 г.  7. Учебно­методическое пособие «Основы ведения антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях»., Белгород ­2009г. 8.   Цабыбин   С.А.   «Здоровьесберегающие   технологии   в   образовательном   процессе», издательство «Учитель», Волгоград, 2009 год.  9.     Элементы   валеологического   мониторинга   для   образовательных   учреждений: Методическое пособие для работников образовательных школ и дошкольных учреждений/О.И. Черемисина, И.Н. Зайцева, И.М. Барсукова, Н.А. Склянова, В.Б. Гаргай, Н.И. Болваненко, М.К. Соболева, С.В. Залавина, А.Н. Третьякова. Новосибирск: ГЦОЗ "Магистр", 1997 .­103 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018