«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»
Оценка 4.9

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
Взрослым
30.01.2017
«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»
Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка.
РЕФЕРАТ.docx
РЕФЕРАТ «СОЦИАЛЬНО ­ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР» Выполнила учитель ­ дефектолог классов  интегрированного обучения и воспитания ГУО «Смольянская средняя школа  Оршанского района Витебской области» Жанна Ильинична Чичкова СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМА СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С  ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ПРОБЛЕМ   СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР ТЕНДЕНЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С  ОПФР 4.       ПСИХОЛОГО ­ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И   ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С  ОПФР                ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3 5 6 11 14 20 21 2 Введение Семья   ­   сложная   система   взаимоотношений   между   супругами, родителями,   детьми,   другими   родственниками.   В   совокупности   эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на   эмоциональное   самочувствие   всех   ее   членов,   через   призму   которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того,   как   ведут   себя   с   ребенком   взрослые,   какие   чувства   и   отношения проявляются   со   стороны   близких   людей,   ребенок   воспринимает   мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате  у   него  возникает  доверие   или   недоверие   к   нему.  Это   является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Семья   ­   это   структура,   состоящая   из   отношений   "доминирования   ­ подчинения" (власти), ответственности и эмоциональной близости. Причем, знак   психической   эмоциональной   близости   не   обязательно   может   быть положительный.   ненависть   окрашивают   Равнодушие,   отчуждение, существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и   сочувствие.   Все   вышеприведенные   факторы   говорят   о   том,   что   семья   ­ чрезвычайно   сложное   социально­психологическое   образование, требующее комплексного рассмотрения в изучении всех ее сторон. Конец   XX   ­   начало  XХI   столетия   отмечен   в   Беларуси   повышенным интересом   специалистов   различного   профиля   (социологов,   демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Внимание учёных объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие   детей   с   особенностями   психофизического   развития   (далее ОПФР), которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". 3 Семья   с   «особенным»   ребёнком   ­   это   семья   с   особым   статусом, проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её   членов   и   характером   взаимоотношений   между   ними,   но   большей занятостью   решением   проблем   ребенка,   закрытостью   семьи   для   внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное ­ специфическим положением в семье ребёнка с ОПФР. Существенные   изменения,   происшедшие   в   последние   десятилетия   в Беларуси в плане толерантности по  отношению к лицам с особенностями  в развитии,   определяют   неоднозначный   интерес   к   семье,   в   которой воспитывается такой ребёнок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях   выявляется   высокий   уровень   потребности   в   оказании   им   помощи, включая и помощь  в создании адекватной микросоциальной среды в семье. Однако,   для   того,   чтобы   помощь   семье   ребёнка   с   ОПФР   была эффективной, необходимо для начала определить  её проблемы. В   реферате   будут   рассмотрены     семей, воспитывающих   детей   с   особенностями   психофизического   развития   и   основные     проблемы   вопросы их психолого ­ педагогического сопровождения. Цель   реферата:  определить   социально­психологические   проблемы семей, воспитывающих детей с ОПФР и способы психолого ­ педагогической поддержки данной категории семей Задачи: описать    основные   психофизического развития;     проблемы   семей   детей   с   особенностями описать     сущностные   характеристики   семейного   воспитания   детей   с особенностями психофизического развития; описать   методики   работы,   направленные   на   преодоление   проблем семейного воспитания детей с ОПФР 4 1. Проблема семей обучающихся с особенностями психофизического  развития в психолого ­ педагогической литературе На   современном   этапе   развития   специального   образования   проблемы семьи   ребёнка   с   ОПФР   рассматриваются   исследователями   на   основе фундаментальных   трудов   Л.С.   Выготского:   «Диагностика   развития   и педагогическая   клиника   трудного   детства»(1931)   и   «Проблема возраста»(1932). В отечественной и российской науке проблемы семьи ребенка с ОПФР рассматривались в работах: А.И. Дьячковой (1965), А.Н. Смирновой (1967), Б.В. Зейгарник (1979, 1980), И.И. Мамайчук (1989), А.И. Захаровой (1993), В.М.  Сорокиной(1998),  В.В.   Ткачёвой   (1999),  О.Б.   Чаровой,   Е.А.   Савиной (1999), Л.М. Шипициной (2002), В.Б. Пархомовича (2003) и др. Методологической   основой   разрабатываемого   в   специальной психологии   направления   по   оказанию   психологической   помощи   семьям, воспитывающим   детей   с   особенностями   психофизического   развития, являются   известные   положения   культурно­исторической   теории   Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, теории отношений Б.Г. Ананьева. Теоретическими источниками освещаемого вопроса являются концептуальные подходы к диагностике и коррекционной работе с детьми   с   особенностями   психофизического   развития,   представленные   в исследованиях  ведущих  дефектологов:   М.С.  Певзнер,  В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф. Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, Е.М. Мастюковой и других. 5 2. Характеристика основных проблем семей обучающихся с ОПФР Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе   и   экономически   зависящих   друг   от   друга   [1].   Семья   призвана выполнять следующие функции: – рождение и воспитание детей; –   осуществление   связи   между   поколениями,   сохранение   и   передача детям ценностей и традиций семьи; –   удовлетворение   потребности   в   психологическом   комфорте   и эмоциональной поддержке, тепле и любви; – создание условий для развития личности всех членов семьи; – удовлетворение сексуально­эротических потребностей; – удовлетворение потребности в общении с близкими людьми; –   удовлетворение   индивидуальной   потребности   в   отцовстве   или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; – охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций. В   семьях,   воспитывающих   детей   с   отклонениями   в   развитии, практически все данные функции, за редким исключением, не реализуются либо реализуются не в полной мере. Рождение ребёнка с ОПФР структурно деформирует семью. Большинство семей распадается, часть семей существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально ­ "ради   ребёнка".   Трудности,   с   которыми   сталкивается   семья   в   случае рождения ребенка с нарушением психофизического  развития, связаны как с резкой  сменой   образа  жизни,  так   и  с  необходимостью   решения  множества 6 проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события особо велико, поскольку оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия. Семья, имеющая ребенка  с ОПФР, на протяжении  жизни переживает   обусловленных   субъективными   и серию   критических   состояний, объективными причинами, это чередование "взлетов" и еще более глубоких "падений". Семьи,   воспитывающие   детей   с   нарушением   психического   развития, характеризуются определенными признаками:   родители   испытывают   нервно­психическую   и   физическую   нагрузку, усталость,   напряжение,   тревогу   и   неуверенность   в   отношении   будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);   личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей   и,   как   следствие,   вызывают   у   них   раздражение,   горечь, неудовлетворенность;  семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;  социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее   ближайшем   окружении;   родители   стараются   скрыть   факт   нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых ­ соответственно, круг внесемейного функционирования сужается; "особый психологический конфликт" возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Исходя   из   вышесказанного,   можно   констатировать,   что   семьи, воспитывающие ребенка с ОПФР, испытывают ряд проблем, которые можно подразделить на психологические, социальные, соматические и финансовые. Подробнее рассмотрим некоторые из них. 7 – психологические; Рождение   ребенка   с   нарушениями   расценивается   семьей,  как  «горе», «несчастье»,   «крушение   надежд»,   «непосильная   ноша»   [2].   У   родителей меняется   взгляд   на   мир,   отношение   к   самим   себе,   к   другим   людям.   Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот   стресс   не   уменьшается,   а   в   ряде   случаев   нарастает.   В   результате возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими   членами   семьи,   нарушается   система   отношений   членов   семьи   с окружающим   социумом,   особенности   миропонимания   и   ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка. Усугубляют проблемы родителей   среднего   возраста   отсутствие   перспективы   на   будущее,   страх собственной смерти и возможные, связанные с этим, изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребёнка». Отдельно следует отметить ситуацию «особого» материнства [3, с.202]. При рождении ребёнка с нарушением психофизического развития основная нагрузка, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери. Проводя   большую   часть   времени   с   нуждающимся   в   постоянном   уходе ребёнком,   она   оказывается   наиболее   уязвленной   возникающими   при   этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.  Наиболее   полный   круг   проблем   женщины,  воспитывающей   ребенка   с ОПФР раскрыл шведский психолог Г. Фюр (2003). Он утверждает, что горе, которое испытывает мать ребенка с отклонениями в развитии, живет вместе с ней всю ее жизнь и проявляется по­разному: гневом, депрессией, сильной и продолжительной   злостью   и   упреками   в   адрес   разных   людей   и   себя, 8 самоотверженным участием в горе других или отрицанием того, что ребенок болен, бессонницей, физическими заболеваниями, мыслями о самоубийстве, самонаказанием,  социальной   изоляцией   и  многим  другим. [4,  с.48].  Стресс матери отражается на психологическом микроклимате семьи: растет общее напряжение,   повышаются   конфликтные   и   взаимообвинительные   ситуации между супругами, которые в итоге могут привести к распаду семьи. К тому же несчастная мать с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым успешным даже здорового ребенка. Доказано, что   искажение   родительского   отношения   может   вызвать   у   особых   детей вторичные нарушения [5, c.28]. – социальные; К сожалению, можно констатировать, что массовое сознание ситуацию «семья, общество – человек с нарушениями» воспринимает на уровне «свой – чужой»   со   всеми   вытекающими   отсюда   последствиями   —   неприятием, отрицанием,  осуждением,  отстранением  и т.д. [6].  По сравнению  с такими нормами инвалид сегодня особенно проигрывает и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности. Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности.  Таким образом, можно сказать, что дети с ОПФР отвергнуты культурой, а если расценивать роль воспитания как передачу культуры, то и родители оказываются лишенными своего предназначения и вынуждены растить своих детей в социальном вакууме. Родители ребенка с ОПФР постоянно находится в   стрессе   из­за   того,   что   особенности   дефекта   либо   поведения   ребенка вызывают   у   окружающих   повышенное   внимание,   а   иногда   неприятие   и осуждение. Нередко стесняясь поведения ребенка, семья изолирует его от 9 общества,   а   также   ограничивает   и   свои   социальные   контакты.   В   виду названных причин социальный статус такой семьи снижается. Наше общество долгое время не только социально, но и физически было приспособлено   к   нуждам   здоровых   индивидов.   В   нормальную   социальную жизнь личности   с нарушениями  в развитии  и его семье зачастую  мешают такие физические барьеры окружающей среды как: лестницы, узкие дверные проемы, крутые подъемы и спуски и т.д. [9]. Хотя в последние годы доступность общественных мест для людей с нарушениями   в   развитии   повышается,   семьи   особых   детей   по­прежнему ограничены   в   выборе   жилья,   мест   для   отдыха   и   вообще   в   свободе передвижения. – финансовые. Необходимые особые медицинские, педагогические и психологические мероприятия   для   детей   с   ОПФР   часто   связаны   с   немалыми   финансовыми затратами   [10].   Нарушения   ребенка   могут   потребовать   перестройки   или переоборудования   дома   и   автомобиля   –   пристройки   пандусов,   лифта, расширения   дверей   для   свободного   перемещения   в   коляске.   Количество времени, затрачиваемого родителями на «особых» детей, также может влиять на карьерный рост родителей или даже не позволять им работать вообще. Перечисленные выше проблемы значительно влияют на складывающиеся в   такой   семье   детско­родительские   отношения.   Известный   американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку: –   Стыдятся   странностей   своего   ребенка,   излишне   оберегают   его. Ребенок   не   чувствует   себя   спокойным   и   в   безопасности,   он   замкнут,   не удовлетворен собой. 10 – Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на   проведении   самых   неразумных   методов   «лечения»,   которые   только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. –   Постепенно   делают   вывод   о   безнадежности   состояния   ребенка, отказывают в проявлении к нему каких­либо знаков внимания, любви. – Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. – Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все [11]. 3. Тенденции семейного воспитания детей с ОПФР Все вышеперечисленные виды отношения родителей к детям с ОПФР являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания: – Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы к ребенку как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи   с   чем   у   него   формируется   представление   о   себе   как   о   слабом, неспособном   к   большим   достижениям   человеке.   Его   внутренняя   позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению. –   Модель   «симбиоз»   развивает   у   родителей   полное   растворение   в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они   практически   полностью   забывают   о   собственных   проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь 11 искажает  возможности   личностного  развития  ребенка. В  результате  такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви. – Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из­за того,   что   дети   проявляют   неуспешность   и   неумелость.   Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь. –   Гипоопека.   Эта   модель   воспитания   чаще   встречается   в   семьях   с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности   его   развития.   Однако   родителям   ребенка   с   отклонениями   в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем   ему   необходимо   помочь.   Модель   воспитания   «гиперопека»   часто встречается у родителей детей с отклонениями в развитии. Тяжелый дефект (при   детском   церебральном   параличе,   умственной   отсталости,   раннем детском   аутизме)   провоцирует   родителей   на   использование   неадекватного воспитательного подхода. –   Противоречивое   воспитание.   Ребенок   с   отклонениями   в   развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания   и   предъявлять   к   нему   соответствующие   требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих 12 возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. – Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному   перенапряжению   у   ребенка.   Родители   или   другие   близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно   справиться.   У   ребенка   возникает   повышенная   утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть­чуть не дотягивает   до   оптимального   результата,   поэтому   неуспешен.   Его   часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку. –   Авторитарная   гиперсоциализация.   К   этой   модели   чаще   тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают   возможности   ребенка,   стремясь   с   помощью   собственных авторитарных   усилий   развить   у   него   социальные   навыки.   Родители, использующие   такую   модель,   как   правило,   переоценивают   возможности своего ребенка. – Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры. –   Отвержение   ребенка.   Отсутствие   любви   к   ребенку   может   быть   в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения   ребенка   ситуация   объясняется   незрелостью   личностной   сферы матери и несформированностью материнского инстинкта [3, c.187]. 13 4. Психолого   ­   педагогическая   помощь   и   поддержка   семей, воспитывающих  детей с ОПФР Таким образом, семья, воспитывающая ребенка с ОПФР, сталкивается с множеством   разнообразных   проблем.   Поэтому   таким   семьям   просто необходима   социально­педагогическая   и   психологическая   помощь   и поддержка. Своевременно оказанная психолого­педагогическая помощь семье будет   способствовать   формированию   гармоничной   внутрисемейной атмосферы, использованию адекватных моделей воспитания, что приведет к оптимизации развития и социальной адаптации ребенка. Ранее   было   отмечено,   что   родители   ребенка   с   ОПФР,   находятся   в сложном положении, сталкиваются с целым рядом трудностей. Кроме того, часто родители мало знают о дефекте ребенка, об особенностях его развития, поэтому испытывают большие трудности в воспитании такого ребенка. В виду особенностей ребенка, родители могут не замечать результатов воспитания, поэтому у них может сформироваться ощущение бессилия и безысходности, пассивная родительская позиции, негативных стилях воспитания. Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка   во   многом   определяются   его   положением   в   семье.   Негативные факторы   семейного   воспитания   способны   вызвать   задержку   психического 14 развития, нарушения поведения и личностного развития в целом [29]. В связи с этим, таким семьям просто необходима помощь и поддержка со стороны специалистов,   государства   и   общества   в   целом.   Как   правило,   эту   помощь оказывают социальные педагоги, психологи, дефектологи и врачи. Таким образом, в работе с семьей решаются следующие задачи: —   способствовать   реабилитации   ребенка   за   счет   использования эффективных коррекционных и воспитательных средств; — обеспечить психолого ­ педагогическую поддержку семье; оказать содействие в преодолении ее изоляции; —   способствовать   формированию   позитивных   изменений   во взаимоотношениях всех членов семьи; —   повышать   родительскую   компетентность,   способствовать формированию партнерской позиции; —   информировать   родителей   в   наибольшем   объеме   по   поводу особенностей   нарушения   у   ребенка,   методов   реабилитации,   методов организации жизни дома, юридических, социальных и медицинских аспектов реабилитации. Данные задачи реализуются в следующих видах помощи: –  психологическое и педагогическое консультирование. Семейное   психологическое   консультирование   является   наиболее очевидной и потому довольно широко распространенной формой работы с семьями.   В   первую   очередь   –   оказание   помощи   родителям   на   момент установления диагноза. Появление ребенка с особенностями повергает семью в сильнейший шок, рушатся их мечты и надежды о будущем. Психолог ведет работу   с   негативными   переживаниями   родителей   (чувствами   боли,   вины, страха,   гнева,   бессилия),   направленную   на   коррекцию   мироощущения   и гармонизацию самосознания, позволяющую изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируют установку на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Другой   значимой   проблемой   родителей   является   воспитание   детей   с ОПФР.   Как   правильно,   родители   мало   знают   об   особенностях   развития ребенка.   Ввиду   своей   неграмотности,   они   сталкиваются   с   большим 15 количеством проблем, среди которых трудности непосредственного ухода за ребенком, общения с ним и воспитания, и, как следствие, часто возникают чувства   родительской   некомпетентности,   неумелости   и   неадекватности. Специалисты   должны   помочь   родителям   найти   адекватный   состоянию ребенка   стиль   воспитания,   в   котором   главным   фокусом   будет   баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. В первую очередь это достигается с помощью информационно­ просветительской   работы,   в   которой   родители   получат   всю   необходимую информацию   об   индивидуальных   особенностях   дефекта   ребенка, особенностях   развития   ребенка   на   разных   возрастных   этапах,   а   также особенностях   его   поведения.   В   качестве   информационной   поддержки   специалист   может   использовать   лечебно­педагогическую родителей, литературу,   книги   и   брошюры,   описывающие   жизненный   опыт   семей   с ребенком, имеющим  нарушения,  автобиографические   книги  самих  людей  с проблемами и т.п. На основе полученных знаний при поддержке специалистов родители   оказывают   на   ребенка   адекватные   воспитательные   воздействия, которые способствуют его оптимальному развитию [11, c 35]. Отдельно   следует   отметить   роль   социального   педагога   в информационной поддержке родителей, т.к. именно он, как правило, является своеобразным   посредником   между   государственной   политикой, учреждениями   специального   образования   и   семьей   ребенка   с   ОПФР.   Он предоставляет   информацию   о   законодательных   актах,   защищающих   права ребенка и его семьи, о социальных гарантиях и льготах, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги и т.д. Третий аспект работы с семьей детей с ОПФР – гармонизация межличностных   отношений   в   семье,   формирование   согласованности воспитательных   подходов   членов   семьи,   коррекция   неадекватных 16 поведенческих   и   эмоциональных   реакций   родителей,   формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. – Родительские группы. Еще   одной   формой   работы   являются   родительские   группы.   Как правило,   наиболее   успешны   те   группы,  которые   ведут   психолог   и   педагог совместно.   Психолог   отвечает   в   целом   за   создание   пространства   беседы, реализует   психотерапевтические   задачи,   владеет   разными   формами   и методами психотерапевтической и тренинговой работы. Педагог (лучше, если это   учитель   ­   дефектолог),   который     знает   особенности   детей,   владеет программой   развитии   для   этих   детей,   реализуемой   в   процессе   занятий. Наличие   таких   двух   ведущих   позволяет   гибко   реагировать   на   запрос родителей,   создает   некоторый   объем,   в   котором   эти   запросы   могут   быть удовлетворены.  Более  того, педагогическая  позиция  естественным   образом втягивает участников группы в обсуждение вопросов не только «почему…», но и «зачем…» и «что нужно делать…». На   групповые   встречи   можно   приглашать   разных   специалистов, использовать   видеоматериалы.   Хорошо   также,   когда   в   группе   уже присутствуют   хотя   бы   1–2   активных   и   инициативных   родителя,   которые эмоционально включены в работу с ребенком или уже имеют опыт работы в подобного рода группах,— тогда они могут являться своеобразным центром объединения всех родителей в группе. Темы   для   работы   в   группе   в   основном   предлагаются   самими родителями, однако ведущие тоже обладают этим правом и могут выступать с инициативой,   если   им   представляется,   что   это   будет   полезно   участникам группы. Это могут быть те наболевшие проблемы семьи с особым ребенком, которые родителям оказывается крайне трудно решить в одиночку: «Поведение   и   взаимодействие   в   общественных   местах   (транспорте, магазинах,   детских   площадках   и   т.д.)»,   «Как   преодолевать   агрессивное поведение»,   «Как   развивать   бытовые   навыки»,   «Как   способствовать 17 эмоциональному   и   личностному   росту   ребенка»,   «Как   научиться   лучше понимать своего ребенка» и т.д. Родителей и других членов семьи можно и нужно включать в занятия с ребенком. Это могут быть игровые сессии, занятия по развитию социально­ бытовых   навыков,   занятия   с   логопедом,   дефектологом,   т.е.   все   те   виды занятий, которые проводятся с ребенком. Эта форма работы является важной в   создании   пространства   партнерства   и   доверия   между   семьей   и специалистами, во взаимопроникновении среды терапевтической и домашней. Родители лучше поймут состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы,  смогут   сами   научиться   способствовать   развитию   ребенка,   если   не будут исключены из терапевтического и обучающего процесса, а войдут в него вместе   с  ребенком   и  специалистом   на  равных   правах.  В  процессе   занятий можно моделировать различные ситуации бытовой и социальной активности, использовать игры и творчества для развития и преодоления проблем, обучать разным   видам   ручной   деятельности   и   т.   д.,   которые   потом   должны   быть интегрированы в обычную жизнь семьи. – Дополнительные формы работы с семьей. Общие   родительские   собрания   и   индивидуальные   беседы   с руководителем группы, в которой занимается ребенок. Данная форма работы является   самой   распространенной   формой   взаимодействия   между родителями   и   специалистами,   и   призвана   обеспечивать   единство воспитательного, образовательного и терапевтического пространства ребенка, формировать   и   поддерживать   отношения   сотрудничества   и   партнерства между   семьей   и   специалистами.   К   тому   же,   поскольку   эта   форма распространена и в других образовательных учреждениях, в том числе и тех, где   воспитываются   и   обучаются   обычные   дети,   то   наличие   такой   формы работы   является   одним   из   небольших   шагов   в   нормализации   протекания жизненных циклов семьи. Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей   и   другим   формам   досуговой   деятельности.   Эта   форма   работы   с 18 семьями является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Многие семьи с детьми, имеющими нарушения развития, в обычной ситуации настолько погружены в текущие   проблемы,   что   испытывают   дефицит   атмосферы   праздника   и творчества,   объединения   с   другими   семьями,   нормального,   естественного хода жизни. Общие праздники, экскурсии, поездки за город, посещение зоопарков, театров   и   т.д.   помогают   семьям   и   отдельным   ее   членам   преодолевать изоляцию,   формировать   формы   активности,   соответствующие   этапам жизненного   цикла   семьи   с   ребенком   раннего,   дошкольного   и   школьного возраста [31]. Отдельно следует отметить то, что в работу обязательно надо включать и отца ребенка, чтобы он также занимал активную родительскую позицию, интересовался ребенком, а не был «зрителем» со стороны [4, c 23]. Таким   образом,  работа   с  семьями   с  детьми  с  особенностями  просто необходима.   В   семье,   где   есть   благоприятный   психологический   климат, адекватный стиль воспитания, будет способствовать оптимальному развитию ребенка.  Кроме   того   очень   важно   научить   родителей   воспринимать   своего ребенка, как тяжкую ношу, а научить радоваться его существованию и его успехам. Для некоторых родителей рождение ребенка с особенностями стало причиной   духовного   роста.   Они   начинают   активно   интересоваться специальным образованием ребенка, открывают нечто новое в данной сфере, печатают книги об этих своих достижениях, ведут группы помощи и т.д. 19 Заключение Анализ литературы и педагогического опыта показал, что с рождением ребенка   с   ОПФР   родители   сталкиваются   с   целым   спектром   проблем различных уровней: социальных, психологических, финансовых и т.п. Кроме   того,   в   обучении   и   воспитании   необходимо   учитывать индивидуальные особенности различных категорий детей с ОПФР. Родители, как правило, не знают этого, поэтому не знают, как правильно воспитывать ребенка, как его оценивать, чего ждать. Они зачастую выбирают негативный стиль воспитания, испытывают чувство бессилия, некомпетентности себя, как родителя.   Поэтому   им   просто   необходима   социально­педагогическая   и психологическая   помощь   и   поддержка.   Осуществление   данной   помощи семьям   позволяет   через   оптимизацию   внутрисемейной   атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско­детских и детско­ родительских   отношений,   выбор   гармоничной   модели   воспитания   решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии, а также его благоприятной социальной адаптации. Также в ходе работы родители обретают новый жизненный смысл, повышают собственную самооценку, гармонизируют сознание.  Следует   отметить,   что   в   общественном   сознании   сильно   укрепилась тенденция   навешивания на лиц с ОПФР ярлыка второсортности. Поэтому семьи,   воспитывающие детей с ОПФР,   могут встретиться с осуждением, ненужным вниманием, что затрудняет адаптацию и интеграцию таких семей в 20 общество.   Но   в   то   же   время   сейчас   интенсивно   ведется   работа   по информированию   общественности   о   людях   с   особенностями   развития, формированию их положительного образа.  Также   все   еще   не   создана   модель   государственной   психолого­ педагогической помощи таким семьям. Тем не менее, все данные проблемы семей   активно   изучаются,   ведется   работа   по   их   преодолению.   Создаются условия   для   поддержания   социальной   активности   таких   семей.   Однако данный аспект подлежит дальнейшему изучению. Список использованных источников Спиваковская А.С. Семейная психология: учеб. Пособие. – М., 1. 1996. – 542 с. 2. Рязанова А.В. Семья с «особым» ребенком: внутренние процессы и   социальные   отношения   //   Электрон.   б­ка   –   2003   –   URL: http://vco.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1284.   (дата обращения: 20.04.2013). 3. Шипицына Л.М. Мир семьи ребёнка с проблемами. – СПб.: Речь, 1999. – 448 с. 4. Фюр Г. Запрещенное» горе. – Мн.: Минсктиппроект, – 2003. – С 48 – 49. 5. Шапорова С.А. Гармонизация межличностных отношений в семье. // Дэфекталогiя. – 2005. – №2. – С. 27 – 38. 6. Кузьмина Н.А. Когда ребёнок не такой как все // Няня. – 2004. – № 10. – С. 12–14. 7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с. 8. Селигман   М.,   Дарлинг   Р.Б.   Обычные   семьи,   особые   дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями в развития. – М., 2005. – 307 с. 9. Левченко,   И.Ю.,   Ткачева   В.В.   Психологическая   помощь   семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2003. – 116 с. 21 10. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок: учеб. пособие – СПб.: Речь, 2007. – 400 с. 11. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Вече, 2003. – 448 c. 12. Специальная   дошкольная   педагогика:   учеб.   пособие   /   Е.А. Стреблева,   А.Л.   Венгер,   Е.А.   Екжанова,   Н.Д.   Шматко;   под   ред.   Е.А. Стреблевой. – М.: Академия, 2002. – 312 с. 13. Коберник   Г.Н.,   Синев   В.Н.   Введение   в   специальность дефектология. – Киев, 1984. – 150 с. 14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: учеб. пособие для студентов пед. ин­тов – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. 15. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 144 с. 16. Лубовский   В.И.   Специальная   психология:   учеб.  пособие.   –   М.: Академия, 2003. – 464 с. 17. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова [ и др.] ; под общ. ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с. 18. Земцова   М.И.   Учителю   о   детях   с   нарушениями   зрения.   –   М.: Просвещение, 1973. – 159 с. 19. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с. 20. Епифанцева   Т.Б.   Настольная   книга   педагога­дефектолога.   – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 486 с. 21. Левченко   И.Ю.,   Приходько   О.Г   Технологии   обучения   и воспитания   детей   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата:   учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с. 22. Гонеев   А.Д.,   Лифинцева   Н.И.,   Ялпаева   Н.В.   Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2002. – 272 с. 23. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с. 22 24. Асатрян С.С. Социология инвалидности – Ставрополь, 2008. – 135 с. 25. Холостова   Е.   И.   Социальная   работа   с   инвалидами:   учебное пособие. – М., 2006. – 240 с. 26. Ярская­Смирнова   Е.Р.,  Наберушкина   Э.К.  Социальная   работа   с инвалидами. – Спб.: Питер, 2004. – 316 с. 27. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. – 182 с. 28. С.В. Лауткина Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2008. – 211 с. 29. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. – М.: Наука, 1983. – 537 с. 30. Филипович   И.В.   методика образовательной   и   психотерапевтической   работы   с   родителями   //   «Родительская   школа»: Дэфекталогiя. – 2003. – №2. – С.81­94. 31. Ратынская   Т.М.,   Рязанов   А.В.   Помощь   семье,   воспитывающей ребенка с нарушениями развития [электронный ресурс]. – Москва, 2010. – URL:   http://www.infodisability.org/?action=view&id=860.   (дата   обращения 10.11.2015г). 23

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017