Социально-психологический тренинг "Откройся миру"
Оценка 5

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Оценка 5
Особые потребности +2
docx
классное руководство +2
8 кл—11 кл
17.07.2018
Социально-психологический тренинг "Откройся миру"
Данный тренинг предназначен для людей, которые нуждаются в общении, друзьях, но по тем или иным причинам у них это не получается. В современном обществе человек все чаще погружается в виртуальный мир, в связи с этим он перестает общаться с людьми лично.....в результате люди чувствуют себя одинокими. Одиночество чаще всего ощущается в подростковом возрасте, когда тебе кажется, что ты не красив, ни кому не нужен. В этот период наступает половое созревание, гормоны играют, да еще и юношеский максимализм тебя не отпускает. Через это проходят все, но не все с этим справляются,,,,
одиночество.docx
Министерство образования и науки РФ  Федеральное агентство по образованию ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования Факультет права, социологии и СМИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "Откройся миру" Выполнила:           Кислицына Е. Н. Введение  Иркутск, 2009 г. Одиночество — великая вещь, но не тогда, когда ты один. Шоу Б. Одиночество,   одна   из   серьезнейших   проблем   человечества.   Так   или   иначе,почти каждый испытывал на себе одиночество: во время разрыва с друзьями,любимыми, в связи   со   смертью   близких   людей,   при   переезде   в   другой   город….Человек становится   одиноким   тогда,   когда   осознает   неполноценность   своихотношений   с людьми, когда он испытывает острейший дефицит общения. Глубокоодинокие люди, как   правило,   очень   несчастны.   Можно   постоянно   находиться   средилюдей, контактировать   с   ними   и     вместе   с   тем   чувствовать   себя   одиноким   срединих. Одинокие   люди   в   большей   степени   считают   себя   менее     общительными,   чем неодинокие,   и   склонны   объяснять   свои   неудачи   недостатком   способностей. Многиезадачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них тревогу,снижают   желание   знакомиться,   общаться.   Одинокие   люди   менее изобретательны   впоисках   способов   решения   проблем,   связанных   с   отношениями между   людьми.   Вотпочему   нам   показалось   таким   важным   размышление   о   столь пугающем наспредмете  ­ одиночество. Мы   рассмотрим   одиночество,   как   причину   барьеров   во   взаимоотношениях иобщении,   познания   себя   и   своих   возможностей,   а   так   же   раскрытие   скрытых ресурсов. Цель   тренинга:  научить   участников   тренинга   способам   преодоления   интимно­ личностного одиночества. Задачи тренинга: 1. Помощь   участникам   СПТ   в   понимании   себя   и   своей   проблематики относительно интимно­личностного одиночества. 2. Помощь   участникам   осознать   разнообразные,   вербальные   и   невербальные средства   установления   контакта,   апробировать   их   в   безопасных   условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях. 3. Проработка с участниками упражнений на осознание себя, на преодоление интимно­личностного одиночества.  Правила работы группы являются следующими:  ­Доверительный стиль общения; ­Общение   по   принципу   «здесь   и   сейчас»,говорим   о   чувствах   в   настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге; ­ Персонификация высказываний; ­ Искренность в общении; ­Конфиденциальность   всего   происходящего   в   группе.Не   разглашение информации об участниках; ­Определение сильных сторон личности; ­ Активность. Разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы – организуем ситуацию;      ­ Конструктивная обратная связь (с позитивным намерением);       ­ Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д.) 10 мин; ­Недопустимость непосредственных оценок человека. Организация   занятий:  Тренинг   состоит   из   5   занятий,   по   5   часов   каждое,   с перерывом на 20­30 минут.В тренинговой группе работают 8­10 человек. Каждое   занятие   состоит   из   трех   частей:   1.   Водная   часть   (разминка);   2. Основнаячасть (рабочая); 3. Завершение. Целевая   группа:  Основу   контингентавозможных   участников   группытренинга составляютлица от раннего и позднего юношеского возраста до периода ранней и поздней взрослости (18­22 до 23­45). Необходимыематериал:  бейджики   или   булавки,   бумага   для   написания   имен. Карандаши,   краски,   фломастеры,   ножницы.   Клей,   различные   журналы,     белая бумага,ватманы   для   рисования.   Магнитофон,   диски   с   нужным   музыкальным содержанием разного характера, просторное, проветриваемое помещение, коврики.  План тренинговой программы. Занятие № 1 (5 часов) Тема: «Знакомимся друг с другом. Развиваем доверие и чуткость». Цель:  раскрепощение   участников,преодоление   стеснения   и   тревожности, возникающие   вследствие   того,   что   участники   группы   не   знают   друг   друга,   не знакомы с программой тренинга и часто не знакомы с самим тренером. А так же, учим участников тренинга, доверять всем кто присутствует здесь. 1.Упражнение «Имя­движение» (10 минут); 2.Упражнение «Магия нашего имени» (25 минут); 3. Упражнение «Молекулы» (15 минут); 4. Упражнение «Встреча взглядами» (10 минут); 5.Упражнение «Ассоциации» (30 минут); 6. Упражнение «Доверительное падение» (15 минут); 7.Упражнение «Слепой и поводырь» (25 минут); 8. Упражнение «Правда и ложь» (25 минут); 9. Упражнение «Вертушка» (15 минут); 10. Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие» (15минут). Рефлексия. Занятие № 2 (5 часов) Тема: «Понимания себя и соей проблематики». Цель:  познакомить   участников   группы   с   данной   проблемой   и   помочьим   понять себя.  1.Упражнение «Надувная кукла» (10 минут); 2.Упражнение «Путанка» (15 минут); 3.  Упражнение   «Групповая   дискуссия   на   тему   «Причины   ощущения   интимно­ личностного одиночества»» (40 минут); 4. Упражнение «Мифы об одиночестве» (20 минут); 5.Упражнение «Найди себе пару» (15 минут); 6. Упражнение «Рукопожатие» (10 минут); 7.Упражнение «Работа со сказкой» (30 минут); 8. Упражнение «Рисунок одиночества» (10 минут); 9. Упражнение «Дискуссия по сказке и рисунку одиночества» (20 минут); 10.Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие» (15 минут). Рефлексия. Занятие № 3 (5 часов) Тема: «Изучение своих скрытых противоречий». Цель:  разобраться в своем одиночестве, определиться с главными проблемами на данный момент, решить чего вы хотите вообще. 1. Упражнение «Шестерка» (10 минут); 2. Упражнение «Почему я до сих пор одна(один)?» (30 минут); 3. Упражнение «Моя важная проблема» (15 минут); 4.Упражнение «Выяснение истинных желаний» (15 минут); 5. Упражнение «Примерка» (15 минут); 6.Упражнение «Ради любимого» (10 минут); 7.Упражнение «Коллаж» (1 час 30 минут); 8.Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие» (15 минут). Рефлексия. Занятие № 4 (5 часов) Тема: «Освоение полученных навыков». Цель:Закрепление   полученных   навыков   выхода   из   интимно   ­   личностного одиночества. 1. Упражнение «Пересаживание по признакам» (10 минут); 2. Упражнение«Найди и коснись» (10 минут); 3. Упражнение «Работа со сказкой» (3 часа); 4. Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие» (15 минут). Рефлексия. Занятие № 5 (5 часов) Тема: «Завершение». Цель:закрепление полученных навыков. Выработка собственной стратегиивыхода из состояния интимно­личностного одиночества. 1. Упражнение «Я тебя понимаю» (10 минут); 2. Упражнение «Сиамские близнецы» (15 минут); 3.  Упражнение   «Групповая   дискуссия.   Мои   предложенные   способы   выхода   из состояния интимно­личностного одиночества» (30 минут); 5. Упражнение «Арт­терапия» (25 минут); 6.Упражнение «Последняя встреча» (20 минут); 7.Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие» (15 минут). Рефлексия. Занятие 1  Имя­движение Упражнениеразминка – «      » Цель: в быстрой и непринужденной форме познакомиться,запомнить имена. Содержание:  Нам   предстоит   большая   совместная   работа,   а   потому   нужно познакомиться   и   запомнить   имена   друг   друга.   В   тренинге   нам   предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому­то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого­то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут   девушку   Ленка,   а   ей   хочется,   чтобы   к   ней   обращались   "Леночка"   или "Ленуля"   или   особенно   необычно   и   ласково,   как   обращалась   мама   в   детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству без имени – Петрович, Михалыч. А кто­то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы непротив, чтобы и сейчас в неформальной   обстановке   к   ним   обращались   именно   так.   У   вас   есть   тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только   по   этому   имени.   А   теперь   представимся   друг   другу.Сделаем   это   так, чтобысразу   и   прочно   запомнитьвсе   игровые   имена.   Наше   представление   будет организованно следующим образом: участники группыпо очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.   Магия нашего имени Упражнение «      » Цель:представить личность партнера с разных, порой неожиданных сторон.  Содержание:  Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:  От кого я получил свое имя?      Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?  Есть ли мои тезки среди известных людей?  Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?  Как имя влияет на мое поведение в жизни? Задание   группе   ­   каждый   должен   выдумать   историю   и   рассказать   ее   своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.  Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик. В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность.  Молекулы Упражнение «      » Цель:снятие напряжения, создание дружественной обстановки. Содержание:Члены   группы   ­   «атомы»   ­   свободно   двигаются   по   комнате   под музыку.   По   сигналу   ведущего   (хлопок)   атомы   объединяются   в   молекулы   по   2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.  Встреча взглядами Упражнение «      » Содержание:Все   участники   стоят   в   кругу,   опустив   головы   вниз.   По   команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем­то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.  Упражнение     «  Ассоциации» Цель:помогает ближе познакомиться, узнать скрытую, личную информацию друг о друге,   задействует   интуицию   участников,   помогает   пересмотреть   привычные стереотипы.  Содержание:  Выбирается   ведущий,   выходит   за   дверь.   Один   из   участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птицу, дерево, цветок, любой предмет я похож. Участник­ведущий   возвращается   в   группу.   Ведущий   тренинга   озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого. В конце обсуждается: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе. Упражнение     «  Доверительное падение  »   Цель:доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими.  Содержание: Работа в парах, по очереди с каждым участником. Участники делятся на   пары.   Стоя   спиной   к   партнеру   надо   упасть  к   нему   на   руки.   Упражнение проводится по очереди с каждым членом группы.  После игры участники садятся в круги отвечают на вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства. Упражнение «Слепой и поводырь» Цель:научитьсядоверять окружающим. Содержание:  Участники делятся на пары. Затем участники  договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком. Задание ведущего: поводырь знакомит своего подопечного с окружающим миром, передает свое отношение. 5­7 минут, меняемся ролями. В   конце   ­   обсуждение.   Что   было   легче,   комфортнее.   Какие   мысли   и   чувства возникали во время игры.  Правда или ложь Упражнение «      » Цель: усиление групповой сплоченности и создание атмосферы открытости.  Содержание:Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна ­ нет.  Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что ­ нет. При этом все мнения должны обосновываться. Упражнение «Вертушка» Содержание:Участники   тренинга   садятся   в   круг,   и   обращаются   к   кому­то   из присутствующих, начиная  следующими словами: «Я узнал о тебе...» «Я узнал о себе...» «Я уважаю в тебе...» Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие». Содержание:Пожалуйста,   встаньте   в   общий   круг.Я   хочу   предложить   вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувстваи благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр,другой подходит к нему,пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную рукулибо первого, либо второго участникапожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда   к   вашей   группе   присоединится   последний   участник,   замкните   круг   и завершите церемонию безмолвным, крепким троекратным пожатием рук. Рефлексия Цель: получение обратной связи. Занятие 2  Надувная кукла Упражнениеразминка – «      » Цель:преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления. Содержание:  Ведущий   играет   роль   "насоса":   он   делает   движения   руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С   каждым   движением   "насоса"   "резиновые   куклы"   начинают   "надуваться". Участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце ­концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий   "выдергивает   затычку"   у   "куклы",   и   игроки   с   шипением   ("ш­ш­ш!") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два­ три раза.   Путанка Упражнениеразминка ­ «      » Цель:снятия напряжения.  Содержание:Участвует   вся   группа. водящим.Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки,   Один   из   участников   становится начинают   путаться   между   собой,   образуя   живой   клубок.   Задача   водящего   – распутать этот клубок не разрывая рук. Упражнение  «Групповая  дискуссия   на тему  «   личностного одиночества    »»  Причины  ощущения  интимно­ Цель:познакомить с данной проблемой. Содержание:Данное упражнение можно начать со следующих вопросов: «Почему вы до сих пор одни? Вам просто не везет?». Люди, которые нашли любовь и которые еще не нашли ее, считают, что удача играет огромную роль. Да, удачный случай может быть посредником. Но цель тренинга ­ доказать и показать, что чем усерднее вы будете работать над собой, тем вам будет везти все больше и больше. Удаче надо помогать! И удаче очень тяжело, если вы стоите у нее на пути, а не пытаетесь помочь ей. Но давайте пока не будем говорить об удаче. Поговорим о вас. В группе происходит обсуждение в свободной форме причин интимно­личностного одиночества. Ведущий может использовать следующий материал:  Кажется, что финансовые проблемы и проблемы потребительского характера занимают в нашей жизни гораздо больше   места,   чем   обыкновенное   желание   создать   хорошие   человеческие отношения.   Мы   говорим,   что   ищем   любовь,   но   тратим   много   времени,   пытаясь заработать   как   можно   больше   денег,   чтобы   купить   на   них   как   можно   больше хороших вещей. А любовь находится на втором плане, являясь как бы дополнением к "основной" жизни. Проблема заключается в том, что любовь и работа ­ две сферы, для   нас   не   совместимые:   мы   не   можем   одновременно   заниматься   и   любовью   и работой; хуже всего то, что любовь и работа требуют разных стилей поведения. Мы чаще стали слышать о том, что и мужчины, и женщины оставляют перспективную работу, жертвуя своей карьерой для того, чтобы изменить к лучшему личную жизнь. Но такие изменения пока остаются исключением из правил. Материальные ценности для нас сегодня превыше духовных.  Многие люди, живущие в одиночестве, любят ссылаться на суровую реальность в оправдание того, что они живут одни и не могут найти себе партнера. Нас научили работать, но не научили любить. Поэтому так тяжело найти силы для любви. И даже тогда,   когда   нам   это   удается,   мы   не   знаем,   какие   требования   предъявлять   к семейным отношениям. Женщины научились быть и стали частью "мужского" мира. Мужчинам необходимо потратить намного больше времени и усилий, чтобы стать частью "женского" мира. Как мужчины, так и женщины в данный момент не знают, в чем нуждается противоположный пол и что он может им дать. С возрастом поиск людей   противоположного   пола,   которые   подходят   вам,   становится   намного труднее.   Это   действительно   сложная   проблема.   Рост   сексуальных   заболеваний привел к проявлению большей щепетильности, осторожности и рассудительности даже на самых ранних стадиях знакомства.  В   итоге   мы   боимся,   переживаем,   вспоминая,   возможно   имеющийся,   негативный опыт родителей. Отдаленное, холодное общение, которое мы так часто встречали в жизни, пугает нас, и мы боимся разочароваться. Упражнение «    Мифы об одиночестве» Содержание:Разделиться на 4 подгруппы, каждая подгруппа вытягивает себе один, отпечатанный   заранее,   миф.   Далее,   в   течение  10   минут,   обсуждают   полученный миф, каждый высказывает свое мнение. Затем все возвращаются в общий круг, и начинают   дискуссию:   кто­то   доказывает   правильность   мифа,   а   кто­то   дает опровержение. На обсуждение дается 10 минут.  Миф 1: Одинокие люди одиноки по собственной вине, "с вами что­то не так, что­то в вас надо исправить". Миф 2: Одинокие люди одиноки потому, что неправильно себя ведут, "надо просто исправить ваше поведение". Миф 3: Нужная встреча произойдет сама по себе, главное не пропустить, "любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь…". Миф 4: Вы одиноки, потому что: слишком стары, слишком худы, слишком толсты, слишком бедны или богаты, потому, что у вас есть дети и т.д.  Найди себе пару Упражнение «      » Цель:Помощь участникам в открытом невербальном взаимодействии друг с другом, в   процессе   которого   происходит   постоянная   передача   инициативы   от   одного участника   пары   к   другому   и   наоборот;   взаимодействие   протекает   как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга. Содержание:Участники   становятся   в   круг   (для   проведения   упражнения необходимо  четное   число   участников).  Ведущий:  «На   счет „раз"  каждый   из   нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу „два", вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу „раз", и вы должны найти себе новую пару, а на счет „два" начать делать одинаковое движение с новым партнером». Обычно мы даем возможность участникам группы выполнить это задание 3 раза, после чего приступаем к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса:   «Как   создавалась   пара?»   и   «Как   происходил   выбор   одинакового движения?».   Ответы   на   первый   вопрос   дают   возможность   выявить   основные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность   взгляда,   разворот   корпуса   тела,   приветливое   выражение   лица, улыбка, легкое движение вперед, навстречу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуждения   опыта,   полученного   участниками   группы   в   ходе   выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе   общего   движения.   В   том   случае,   если   это   соответствует   содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему.   Рукопожатие Упражнение «      » Цель:установление физического контакта. Содержание:  Необходимо   собрать   как   можно   больше   рукопожатий   у   всех присутствующих.  Упражнение «Работа со сказкой» Цель:Развитие самосознания через психологическую сказку. Содержание:  Сказка, используемая в данном упражнении, называется «Коряга». Давным­давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили   Бревна.   Это   были   хорошо   отесанные   Бревна,   сваленные   в   удивительном беспорядке – вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие.   Такая   у   них   была   игра:   они   любили   наскакивать   друг   на   друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.     Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал – она была   такой,   какой   уродилась   здесь,   на   берегу   реки.   Она   хотела   поиграть   с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей сучки да подровнять задоринки? Особенно тяжело было Коряге как­то вечером, когда она лежала в одиночестве и до   нее   доносились   веселые   голоса   Бревен.   А   ей   было   так   грустно   думать,   что никому   она   не   нужна,   что   она   совсем   не   такая,   как   остальные.   Уставшая   от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.         А   наутро   пришел   Дровосек.   Сначала   Бревна   перепугались,   а   потом,   когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить   их   между   собой.   Взгляд   его   случайно   упал   на   Корягу,   даже   и   не мечтавшую оказаться полезной.        Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.     И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.  Обсуждение ведущего  с участниками целей сказки. Цели сказки(комментарий) 1) Обращение к глубинному Я человека;  2) стремление помочь в более осознанном отношение к  самому себе, миру, другим людям, при необходимости ­ изменение этого отношения;  3)оказание психологической поддержки и избавления от страдания и переживание чувства одиночества.   Рисунок одиночества Упражнение «      » Содержание:Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с чувством одиночества. Каждый должен стремиться выразить чувство одиночества как можно полнее. Время   звучания   музыки   примерно   3­5   мин.,  затем   ведущий   собирает   рисунки   и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Участники собираются в большой круг и делятся своими впечатлениями,   обращая   внимания   на   то,   насколько   каждому   из   них   удалось раскрыть свое чувство одиночества.  Дискуссия по сказке и рисунку одиночества Упражнение «      » Содержание:Участники   тренинга   в   процессе   дискуссии   пытаются   ответить   на следующие вопросы:  ­ Что вы смогли увидеть в этой сказке, в своем рисунке? ­ В чем ваш собственный смысл касательно сказки и вашего рисунка? ­ Кем могли бы выступать в сказке «Бревна», «Коряга»? ­ Как то, что мы делали, по­вашему, связано с преодолением интимно­личностного одиночества? Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие». Содержание:Пожалуйста,   встаньте   в   общий   круг.Я   хочу   предложить   вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувстваи благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится   в   центр?   другой   подходит   к   нему,пожимает   руку   и   произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную рукулибо первого, либо второгопожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда   к   вашей   группе   присоединится   последний   участник,   замкните   круг   и завершите церемонию безмолвным, крепким троекратным пожатием рук. Рефлексия Цель: получение обратной связи. Занятие 3  Шестерка Упражнениеразминка – «      » Цель:тренировка внимания и сообразительности. Содержание:  Все   игроки   встают   в   круг.   Каждый   участник   группы   (начиная   с ведущего)   по   очереди   называет   числа   натурального   ряда:   один,   два,   три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.  Упражнение     «  Почему я до сих пор один (а)?  »   Цель: Дать возможность участникам подумать над причинами своего одиночества. Содержание:Подумайте хорошенько и составьте список причин: "исторических", психологических,   социальных   ­   почему   вы   одиноки?   (15   минут) После   того,   как   вы   составили   список,   сравните   его   со   следующими причинами:"Почему я до сих пор одна?": ­ Я хочу быть одна. ­ Я не могу найти нужного мне человека. ­ Я еще не могу придти в себя от предыдущей любовной связи. ­ Я работаю над собой, но чувствую, что ещё не готова для этого. ­ Я слишком занята. ­ Я вижу, как мои друзья теряют много сил и времени на те любовные связи,  которые все равно невозможно сохранить. Я не хочу терять время. ­ Мне нравится моя уединенность и скрытность; я ценю свою независимость. ­ Мои нравственные критерии слишком высоки, я слишком придирчива. ­ У меня нет на это сил, потому что работа слишком много значит для меня. ­ Я не владею искусством знакомиться с другими людьми. ­ Каждый раз, когда я пытаюсь познакомиться с кем­нибудь поближе, меня это  пугает. ­ Я не хочу иметь дело с обманщиками, я хочу быть с теми людьми, которые не дают пустых обещаний друг другу. ­ Со мной слишком тяжело ужиться, я слишком жесткий человек. ­ Я не хочу сильной любви, потому что вдруг случится так, что я никогда не найду  её. Мне нужно учитывать и такую возможность. ­ Я боюсь, что, вступив с кем­нибудь в любовную связь, пойму, что мне это не  нужно, тогда я буду чувствовать себя в ловушке. ­ Я не думаю, что являюсь хорошим потенциальным партнером для кого­нибудь; я  не надеюсь, что кто­то выберет меня. ­ Я слишком нетерпелива и страстна, мое желание иметь любовную связь слишком  сильно. ­ Я ненавижу свидания и флирт. ­ Мое сердце ­ камень. ­ Меня бесит противоположный пол, и каждый человек, с которым я знакомлюсь,  раздражает меня. ­ Я боюсь, что мне опять не повезет. Я была один раз замужем и считаю, что этого  достаточно. ­ Я ни с кем не хочу быть, я хочу независимости. ­ Я не хочу слишком сильно зависеть от кого­то. ­ Сначала я хочу преуспеть в карьере. ­ Если я дам кому­нибудь обязательства, то я потеряю себя. ­ Я боюсь ограничений свободы своих занятий и поступков. ­ Я убеждала себя годами, что так прекрасно жить одной! Теперь объединитесь в подгруппы из 3 человек и обсудите полученные результаты (по   5   минут   на   каждого   человека).   На   общем   шеринге   выступают   желающие. Какими бы ни были причины вашего одиночества, если вы хотите вступить с кем­ нибудь в связь, иметь чистые и хорошие отношения ­ нет ничего лучше!  Я   прошу   вас   взять   под   контроль   свои   чувства,   взять   под   контроль   свое воображение, свои мечты и превратить их в реальность, как будто вы уже нашли счастливые и радостные отношения, поэтому верьте в свои силы и идите вперед!  Моя важная проблема Упражнение «      » Цель:Определить наиболее важную на данном этапе проблему. Содержание:Попробуйте ответить себе на следующие вопросы: ­ какая проблема в данный момент является для вас самой важной? ­ какая проблема важнее, чем найти любимого человека? ­ долго ли это будет продолжаться? Некоторые проблемы действительно имеют под собой разумные основания, а  некоторые ­ малозначительные. Хорошо подумайте и запишите все, что может иметь маломальское значение для вас и иметь большее значение в вашей жизни, чем  желание обрести любовь. Это может быть: поиск работы, защита диссертации,  изучение китайского языка, сохранение независимости и т.д. (10 минут) После того, как вы записали ответы на эти вопросы, обсудите результаты в парах, поговорите о явных и скрытых мотивах, которые вы обнаружили (5 минут на  каждого).  Выяснение истинных желаний Упражнение «      » Цель: Помочь выяснить, чего вы больше всего хотите. Содержание:1.На   одном   листе   бумаги   запишите   все   то,   что   вы   могли   бы приобрести ­ все положительное, от чего ваша жизнь могла бы измениться (если вы приняли сегодня правильное, нужное вам решение о поиске семейных отношений). 2.На другом листе запишите все то, что вы могли бы потерять, все отрицательное, от чего ваша жизнь также могла бы измениться (если вы сегодня найдете ту же самую интимную, семейную связь). Какой список получился длиннее? Какие вопросы и пункты ­ самые важные для вас? Обратите особое внимание на это и обсудите это в парах. (По 5 минут на каждого).  Примерка Упражнение «      » Цель:Помочь   участникам   получить   информацию   о   том,   в   какой   ситуации   они находятся в данный момент, почувствовать принятое решение. Содержание:Сядьте   удобно..,   закройте   глаза..,   дышите   спокойно   и   ровно.., постарайтесь   совершенно   расслабиться.…   А   теперь   в   течении   пяти   минут представляйте, что вы хотите выйти замуж (жениться) за какого­нибудь особенного или   хорошо   известного   вам   человека,   или   просто   за   того,   за   кого   хотите.… Поверьте   в   это   абсолютно,   оставьте   все   сомнения.…   Представляйте,   насколько хватит вашего воображения… А теперь, в течение следующих пяти минут постарайтесь представить и поверить в совершенно, обратное, а именно: что вы не хотите замуж (жениться)… Действуйте так, как, будто это решение принято вами безоговорочно… Самое важное ­ в течение эксперимента наблюдать за тем, что вы чувствуете, а не что   вы   думаете.   Ваши   мысли   ­   это   не   только   то,   что   сохраняет,   но   и   то,   что углубляет ваши противоречия. Разумное взвешивание "за" и "против", непрерывное размышление о том или ином предмете может быть бесконечным и принести вам только вред, а не пользу. Но если вы уделите должное внимание тому, что вы чувствуете, вы обнаружите, что решение   уже   принято   и   вы   просто   пытаетесь   воспрепятствовать   ему,   пытаетесь воздвигнуть на его пути барьер, используя ту информацию, которая у вас есть! Мысли   приходят   в   вашу   голову.   Ощущения   передаются   вашему   телу.   Поэтому когда вы выполняете это упражнение, постарайтесь уделять внимание ощущениям, возникающим   в   различных   участках   вашего   тела   ­   какие   именно   ощущения возникают в вас? Они могут быть едва заметными, а могут и полностью захватить вас. Какие эмоции отражаются в ваших глазах, сводит ли напряжение ваши скулы, напрягаются   ли   ваши   плечи,   болит   ли   живот,   чувствуете   ли   вы   страх   или облегчение,   которое   расплывается   по   всему   телу?   Чувствуете   ли   вы,   сто   ваше сердце становится теплым и открытым? Так   как   вы   представили,   что   вы   уже   приняли   решение,   то   ответьте   на   вопрос: чувствуете ли вы напряжение или, наоборот, облегчение? Вы не получите нужную информацию,   прислушиваясь   к   вашим   мысленным   "за"   и   "против".   Вы   должны оставить   в   покое   мысли   и   сфокусировать   внимание   на   том,   что   ощущает   ваше тело.Запишите свои ощущения (5 минут). Упражнение     «  Ради любимого  » Содержание:  Возьмите чистый лист бумаги, ручку, сядьте удобно и, хорошенько подумав,   составьте   по   пунктам   список   того,   от   чего   вы   ни   за   что   на   свете   не захотели   бы   отказаться   ­   даже   ради   самого   потрясающего(ей)   и разъединственного(ой)   в   мире   мужчины   (женщины)?   В   перечень   могут   войти, например: работа, общение с друзьями, любимая собака, спортивные тренировки, пирожки   с   капустой   и   т.д.   Не   смущайтесь,   если   список   получается   длинным. Теперь   возьмите   другой   лист   и   напишите   список   того,   от   чего   вы   могли   бы отказаться   ради   любимого.   Оба   списка   возьмите   с   собой   и   дома   положите   в укромное   место.   Доставайте   его   не   реже   раза   в   неделю   и   внимательно перечитывайте. Можно что­то туда добавлять, углубляя и расширяя написанное. Мир огромен, в нем столько интересных вещей!  Коллаж Упражнение «      » Цель:Сделать представление о счастье осязаемым. Содержание: Сделайте коллаж. Вам понадобится большой лист плотной бумаги, клей, ножницы и несколько старых журналов. Перелистайте журналы и вырежьте из них   картинки   и   надписи,   которые   иллюстрируют   ваши   заветные   желания. Создавайте   коллаж,   объединяя   эти   вырезки,   с   чем   хотите   ­   с   фотографиями, рисунками,   рекламными   знаками…   Коллаж   поможет   вам   уточнить   ваше представление о счастье  сделать его осязаемым, приблизить его. Пусть этот коллаж повисит у вас дома на видном месте. Очень скоро вы заметите, что при каждом взгляде на него у вас повышается настроение. Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие». Содержание:Пожалуйста,   встаньте   в   общий   круг.Я   хочу   предложить   вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувстваи благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится   в   центр?   другой   подходит   к   нему,пожимает   руку   и   произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную рукулибо первого, либо второгопожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда   к   вашей   группе   присоединится   последний   участник,   замкните   круг   и завершите церемонию безмолвным, крепким троекратным пожатием рук. Рефлексия Цель: получение обратной связи. Занятие 4  Пересаживание по признакам Упражнениеразминка – «      » Цель:Активизировать участников. Содержание:Участники   группы   рассаживаются   на   стулья. хлопкуведущего они должны поменяться друг с другом местами, но не просто так, а по какому нибудь признаку. Этот признак должен быть схожим у них.   Затем   по  Найди и коснись Упражнениеразминка – «      » Содержание:Из группы выбираетсянесколько участников – добровольцев. Ведущий называет, какой либо предмет, а участники должны найти и дотронуться до него. Предмет,  который   называет   ведущий,  должен   находиться   в  том   помещении,  где проходит тренинг.   Работа со сказкой Упражнение «      » Цель:  Закрепление принципов осознания своего «Я», а также способов выхода из интимно­личностного одиночества.  Содержание:Участники   делятся   на   две   подгруппы.   Затем   каждый  пишет собственную   сказку   на   тему   «Мой   маленький   мир».   Затем   каждая   сказка проигрывается   в   той   группе,   где   находится   автор.   После   проигрывание   всех сказокучастники по желанию высказываются, обсуждают ее.   Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие». Содержание:Пожалуйста,   встаньте   в   общий   круг.Я   хочу   предложить   вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувстваи благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится   в   центр?   другой   подходит   к   нему,пожимает   руку   и   произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную рукулибо первого, либо второгопожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда   к   вашей   группе   присоединится   последний   участник,   замкните   круг   и завершите церемонию безмолвным, крепким троекратным пожатием рук. Рефлексия Цель: получение обратной связи. Занятие 5  Я тебя понимаю Упражнение«      » Цель:установление интимно­личностного контакта. Содержание: Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2­3 мин   в   устной   форме   описывает   его   состояние,   настроение,   чувства,   желания   в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность и достоверность предположений; или опровергнуть их. Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.  Комментарий.  Варианты:А) участники разбиваются на пары еще до начала упражнения.Какое – то время они работают самостоятельно, описывая состояния своего партнера, а затем читают  друг другу свои сообщения и обсуждают их.Б) участники, располагаясь в большом   кругу,   сами   называют   члена   группы,   который   по   их   желанию   и   будет описывать их состояние.   Упражнение     «Сиамские близнецы» Содержание:Необходимо разбиться на пары, встать плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте   походить   по   помещению,   что­то   сделать,   лечь,   встать,   порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.». Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др. Упражнение  «   состояния интимно­личностного одиночества»  Групповая   дискуссия.  Мои предложенные  способы   выхода   из Содержание:1)   Возвращение   к   обсуждаемой   ранее   теме   противоречивости   и собственных желаний. 2)   Продолжительная   дискуссия.   Возможно,   использование   теоретического материала, предложенного в части первого дня. Упражнение «Арт­терапия    » Цель:Осознание своего «Я». Содержание:Ведущий   достает   и   раздает   каждому   его   рисунок,   который   они рисовали на 2­ом занятие. Каждый из участников вправе изменить яркость, цвет, размер   на   своем   рисунке.   Возможно,   для   кого­то   это   рисунок   его   «маленького мира». Вопросами   по   рисунку   наводить   участников   СПТ   на   осознание   или   проработку собственной   проблематики   одиночества.Каждый   участник   глядя   на   рисунок говорит, что изменилось с того момента, как он рисовал данный рисунок.  Упражнение     «Последняя встреча» Содержание:  «Представьте   себе,   что   наши   занятия   уже   закончились,   и   вы расстались. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями?  Или есть конкретный участник, мнение которого вы хотели бы узнать?  ­   У   вас   есть   этот   шанс   сейчас.   Сделайте   то,   что   вы   не   успели     сделать   на предыдущем занятии. Не откладывайте свое решение на завтра! Действуйте здесь и теперь » Комментарий. Этот   этюд   целесообразнее   провести,   затемнив   помещение,   включив   спокойную медленную   музыку,   дав   возможность   участникам   расслабиться,   закрыть   глаза   и вспомнить  прошедшее занятия. Завершение занятия «Спасибо за приятное занятие». Содержание:Пожалуйста,   встаньте   в   общий   круг.Я   хочу   предложить   вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувстваи благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится   в   центр?   другой   подходит   к   нему,пожимает   руку   и   произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по­прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную рукулибо первого, либо второгопожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда   к   вашей   группе   присоединится   последний   участник,   замкните   круг   и завершите церемонию безмолвным, крепким троекратным пожатием рук. Рефлексия Цель: получение обратной связи. Результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы: Некоторыелюди   думают,   что   одиночество   –   это   прерогативадля   избранных.Но большая   часть   уверенно,  что   это   несчастье.   Из   данного   тренинга   нам   ясно,   что одиночество является причиной барьеров взаимодействия не только в повседневной жизни,   но   и   в   интимно­личностной   жизни.   Многим   людям,   это   очень   мешает   в жизни, поэтому можно сделать следующие выводы по данному тренингу: 1. Исходя   из   того,   что   в   современном   обществе   возрастает   одиночество, целесообразным   является   развитие   себя   и   избавление   от   данного   чувства   и ощущения. Оно становится актуальной проблемой социальной психологии.  2. Данный   тренинг   является   эффективным   средством   психологического воздействия,   позволяющий   решать   широкий   круг   задач   в   области   развития собственного «Я». 3. Активное использование данного тренинга для решения реальных практических проблем   является   актуальной   задачей   социальной   психологии.   Основу контингента   возможных   участников   группы   тренинга   составляют   лица     от раннего   и   позднего   юношеского   возраста   до   периода   ранней   и   поздней взрослости. 4. Данный   тренинг   может   быть   основой   для   дальнейшего   развития   личности   и длятренинга на «Личностный рост». Список используемой литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. И. В. Вачков. “Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку”; Ж.   Годфруа,   Что   такое   психология,   в   2­х   томах,   том   2,   Под   общей   ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: " Мир", 1992.   М. В. Зюзько, "5 шагов к себе", книга для учащихся, М.: "Просвещение", 1992. Д. Карнеги, Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: "Прогресс" "Высшая школа", 1990. А.Козлов.   Синтон­тренинги.   Программа   «Установление   межличностного контакта; Р.С. Немов, Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3­х книгах, 3 издание, М.: "Владос", 1999. Психология,   словарь,   издание   2­е,   под   общей   ред.   А.В.   Петровского,   М.: Издательство политической литературы, 1990. А.   С.   Прутченков.   “Методические   разработки   занятий   социально   ­ психологического тренинга; К. Рудестам. “Групповая психотерапия”; Словарь­справочник   по   социальной   работе,   под   редакцией   доктора исторических наук, профессора Е.И. Холостовой, М.: "Юристъ", 2000. www/psytren/ru.Теоретический материал «С одиночеством по жизни».

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"

Социально-психологический тренинг "Откройся миру"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2018