МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» в г. ЯлтеИнститут педагогики, психологии и инклюзивного образованияКафедра психологииРЕФЕРАТпо дисциплине «Методология научных исследований»на тему: « Социальное и биологическое в психологическом развитии индивида »
Выполнила
Переверзева Е.В., обучающаяся очно-заочной формы обучения, направление: психология 37.04.01
Цель данной работы-изучение особенностей структуры личности человека, связи биологического и социального в жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Обозначить базисные аспекты развития личности человека;
3.Расмотреть особенности развития личности человека в биологическом, психологическом и социальном направлениях.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Глава 1 Понятие о «развитии личности» человека
Личность- конкретный человек, отличающегося определенными особенностями - психическими и физическими.
Развитие личности-роцесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.
Глава 2 Влияние природного (биологического фактора)
К биологическому в человеке можно отнести:
строение организма, функционирование его органов и систем
инстинкты
задатки к развитию способностей (общих и специальных)
приспособление к окружающей среде
способность к обмену энергией с окружающей средой
простейшие психические реакции
возможность использовать природные предметы
Глава 2 Влияние природного (биологического фактора) Отличие человека от животного
Деятельность человека продуктивна, созидательна. Деятельность животных имеет потребительскую основу, поэтому не производит и не создает ничего нового по сравнению с тем, что дает природа.
Человеческая деятельность связана с объектами материальной и духовной культуры, которые он использует либо как инструмент, либо как объекты для удовлетворения потребностей, либо как средство для своего собственного развития. Для животных не существует человеческих орудий и средств удовлетворения потребностей как таковых.
Деятельность меняет человека, его способности, потребности, условия жизни. Деятельность животных практически ничего не меняет ни в себе, ни во внешних условиях жизни.
Человеческая деятельность в различных формах и способах реализации — продукт истории. Деятельность животных происходит в результате их биологической эволюции.
Глава 3 Социальное в развитии личности человека
Общество, или со́циум (лат. socium — общее) — это человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность.
Глава 3 Социальное в развитии личности человека
Глава 4 Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
Проанализировав разные источники, мы может с уверенностью сказать, что единого мнения нет до сих, однако есть «своеобразный компромисс, который позволяет представить человека как «биосоциальное существо». Т.е. социальное и биологическое в нем не отделимо.
Заключение
Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много теорий и практик в изучении вопросов биологического и социального в личности человека. Это говорит о важности изучаемого вопроса.
Мы увидели, что связи биологического и социального многоплановы и многогранны и у каждой личности они будут носить индивидуальный характер
В процессе работы были решены следующие задачи:
1.Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2.Были обозначены базисные аспекты развития личности человека;
3.Расмотрены особенности развития личности человека в биологическом, психологическом и социальном направлениях.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что данная работа помогла обобщить теоретические знания в области понятия личности, осмыслить роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека, что должно способствовать в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.