Павлов Александр Константинович – Директор НИО АНИУ ДНИА «МАПИ» имени академика А.К.Павлова (Республика Карелия,
г. Петрозаводск), доктор педагогических наук, профессор, академик МАН, заслуженный учитель, заслуженный деятель науки.
Pavlov Alexander Konstantinovich is the Director of NIO ANIU DNIA "MAPI" of a name of the academician A. K. Pavlov (The Republic of Karelia, the city of Petrozavodsk), the doctor of pedagogical sciences, professor, the academician of MAN, the honored teacher, the honored worker of science.
СОЦИАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
SOCIAL EDUCATION AS PEDAGOGICAL PROBLEM
(SCIENTIFIC ARTICLE)
Аннотация: в данной научной статье проанализированы подходы к рассмотрению социального воспитания как педагогической проблемы.
Summary: in this scientific article approaches to consideration of social education as pedagogical problem are analysed.
Ключевые слова, термины и понятия: воспитание, социализация, социальное воспитание.
Keywords, terms and concepts: education, socialization, social education.
Воспитание по существу отождествляется с социализацией.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу. Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийная социализация - знакомство и присваивание ребёнку социальных норм происходящих в то время, когда он играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, читает книги, смотрит журналы. Целенаправленная социализация – это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность.
Социализация – это процесс становления личности, в процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс и результат: как процесс – это особенности социального становления личности; как результат – это характеристика социального становления личности в соответствии с возрастом и уровнем развития. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду. Социальная среда – это целостное психосоциальное пространство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности. Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования). Институт социализации – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие причастности к которым осуществляется социализация индивидов через освоение личностью системы норм и ценностей, принятых в данном обществе [См.: Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)].
В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития.
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог конца XIX в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс [См.: Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)].
Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.
Второй подход (субъект-субъектный) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети XX в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида [См.: Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)].
Задачи социализации:
· Естественно-культурные – достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
· Социально-культурные задачи – эти задачи объективно определяются обществом в целом.
· Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности.
Виды социализации:
· поло-ролевая,
· семейно-бытовая,
· профессионально-трудовая,
· субкультурно-групповая.
Виды социализации:
1.первичная социализация - в родительском доме;
2.вторичная социализация - в детском саду и школе;
3.третичная социализация - в профессиональной деятельности.
Виды социализации:
1. Дифференциальная социализация – это процесс, по средствам которого члены одного общества или даже одной семьи воспитываются по-разному из-за различия ожидания будущих ролей, которые каждому из них понадобиться играть, как взрослому.
2. Социализация взрослых – это процессы, по средствам которых взрослые члены общества получают возможность играть новые роли.
3. Первичная социализация – это знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье.
4. Повторная социализация – это подготовка индивида ко вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм и изменения жизненных обстоятельств.
5. Ресоциализация – это восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общественного поведения, жизнедеятельности. Оно происходит на основе реадаптации, то есть на основе восстановления у человека утраченных социальных возможностей и приспособление его к существующим нормам и определенным социальным условиям.
6. Предварительная социализация – это процессы социализации, в которых индивид проигрывает свои бедующие положения в обществе, занятия и социальные отношения, это процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
7. Упреждающая социализация – это смена моделей своего поведения, ориентированного на поведение, присущее членам более высоко стоящей группы в расчете на присоединение к ней в будущем [Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993].
Стадии (этапы) социализации:
1) дотрудовая (дошкольный и школьный периоды);
2) трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива);
3) послетрудовая (когда человек заканчивает активную трудовую деятельность и выходит на пенсию).
Этапы социализации:
§ «Ребенок – мать» (от рождения до 1 года): базовое доверие – недоверие.
§ «Ребенок – семья» (1-3 года): формирование «вертикальных» связей, общение со старшими, подражанием им, познание социального мира.
§ «Ребенок – дети» (3-7 лет): формирование «горизонтальных» связей, освоение социума себе подобных.
§ «Ребенок – учитель» (7-11 лет): базовое доверие – недоверие к школе и учебе.
§ «Ребенок – сверстники» (11-15 лет): освоение социальной ролей, своей роли в коллективе.
§ «Ребенок – социально значимое дело» (15-18 лет): выделение своего Я [Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с].
А. В. Мудрик с учетом результатов психологических, социологических, педагогических исследований выделяет следующие возрастные этапы, на которых процесс социализации имеет ярко выраженные отличительные особенности: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский возраст (18-23 года) [См.: Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.]. Этот подход к выделению этапов социализации является преобладающим в современной педагогике.
Процесс социализации личности состоит из 3-х фаз.
В 1-й происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.
2-я фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.
И лишь в 3-й фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху.
Всякая задержка на 1-й фазе или гипертрофированность 2-й фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются [Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.].
В процессе социализации происходят два процесса: приспособление (адаптация) и обособление (автономизация). Конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления заложен в социализации, то есть эффективная социализация – это баланс между адаптацией и обособлением.
Компоненты социализации:
- коммуникативный компонент (язык, речь, общение);
- познавательный компонент (получение знаний через обучение, воспитание, общение и самообразование);
- поведенческий компонент (усвоение умений, навыков, освоение правил, норм, табу);
- ценностный компонент.
Средства социализации – это все то, что влияет на социализацию: способ взаимодействия, бытовые и гигиенические условия жизни, продукты материальной и духовной жизни, способы общения, игры, спорт, профессиональная деятельность.
Механизмы социализации.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью, так называемых, механизмов.
К психологическим механизмам социализации можно отнести:
· импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.
· экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.
· подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ.
· идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.
· рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя [См.: Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)].
Социально-педагогические механизмы социализации:
1) традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).
2) институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
3) стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.
4) межличностный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг [См.: Бим-Бад Б.М. Психологический энциклопедический словарь. – М., 2002. – С. 269].
Таким образом, социализацию и воспитание, по существу можно взаимно отождествлять.
В данной работе мы исходим из того, что воспитание – целенаправленный процесс развития личности.
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с целями воспитания [См.:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993]. Основная функция воспитания - передача социального опыта и культуры от поколения к поколению.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, становлению каких человеческих качеств он призван способствовать и, соответственно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность. Процесс целеполагания непрерывен. В целеполагании находят отражение многие объективные причины. Формирование одной цели всегда органически связано с возможностями и путями ее реализации, а также с реализацией других целей. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания. Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство.
Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин. Какие факторы определяют её выбор? Кроме указанного выше фактора — политики и идеологии государства — важное значение имеют потребности общества. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Важным фактором являются идеология и политика государства, поэтому цели воспитания часто имеют ярко выраженную идеологическую направленность. Случается, что цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, даже самого демократичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии.
Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает напора действительности, удел его заранее предрешен.
Потребности общества определяются уровнем развития его производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества. Немаловажное влияние на формирование целей воспитания оказывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений и педагогов.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспитанием задач. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и тоже время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других. Однако в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.
Специалистами выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Современная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
В настоящее время целью воспитания провозглашается формирование личности, которая высоко ценит идеалы свободы, демократию, гуманизм, справедливость и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания. В социальном становлении и развитии личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья [См.:Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 . – 576 с.]. Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве составных частей выступают:
· умственное воспитание,
· техническое обучение,
· физическое воспитание,
· нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный и производительный труд.
Таким образом, цель воспитания определяется потребностями общества и зависит уровня развития производства и производственных отношений, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, педагогов и учащихся.
Само по себе воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), предоставляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта. Выдающийся педагог А.С. Макаренко утверждал, что каким бы плохим в предоставлении педагога ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления недостатков [См.: Макаренко А.С. О воспитании – М.: Издательство политической литературы, 1990 - 416 с.].
В процессе воспитания необходимо побуждать учащегося к осуществлению самовоспитания. Часто мы рассматриваем процесс самовоспитания, поэтому процесс самовоспитания - представляет собой процесс целенаправленной социализации. Ребёнок сам, оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат воспитания. Сам учащийся активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование — это система к внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создаёт ситуацию востребованности личности, её сил, саморазвития [См.:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993].
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле.
В широком социальном смысле воспитание – это особая функция общества, которая связанна с подготовкой подрастающего поколения к жизни; это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим; это влияние социальной среды на растущего человека.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни; влияние социальных институтов семьи, образовательных, здравоохранительных систем, культуры, профессиональных объединений, средств массовой информации, общественных, религиозных организаций на человека, группу или коллектив [См.: Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с.].
Таким образом, воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего общественного устройства социума: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка ребенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.).
В нашем понимании, воспитание как общественное явление (в социальном смысле) - процесс передачи общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовка их к общественной жизни и труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Каждого человека с самого момента его рождения можно назвать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение. Когда речь идёт о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия?
Мы исходим из того, что социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид. Воспитание - процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
В чём же разница между социализацией и воспитанием?
[См.:http://thedifference.ru/chem-socializaciya-otlichaetsya-ot-vospitaniya/].
Понятие «социализация» очень широкое и включает в себя, в том числе, и воспитание. Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремлённость, стройность.
Чем отличаются воспитание и социализация рассмотрим в таблице.
Воспитание |
Социализация |
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). |
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек). |
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. |
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию. |
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. |
Социализация – процесс непрерывный. |
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. |
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. |
Отличия социализации от воспитания
1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чём-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всёй человеческой жизни.
Социальное воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного личностного, индивидуального и субъектного становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации. Социальное воспитание характеризуется как целенаправленный процесс по усвоению общественно значимых ценностей, взглядов, представлений, способов поведения и общения, развитию социально значимых качеств (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.) [См.: dissercat.com].
Следовательно, социальное воспитание - это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.
В исследованиях В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г.Н. Филонова и других ученых можно найти схожие определения социального воспитания как категории социальной педагогики.
Очевидно, как пишет М.А. Галагузова, что специфика социального воспитания по сравнению с воспитанием вообще определяется прилагательным «социальное». И с этой точки зрения, выделяет два основных его толкования, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в слово «социальное». В одном понимании это прилагательное отражает специфику субъекта воспитания, т. е. того, кто его осуществляет. С этой точки зрения социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации - как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание - конфессия и т. д. В другом понимании слово «социальное» отражает содержательную направленность воспитания, и в таком толковании социальное воспитание означает «целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе». То есть социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.
Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики, делает вывод М.А. Глагузова, является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике [См.: monographies.ru].
Педагогическая деятельность тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, творческих дарований каждого ребенка как субъекта формирования личности, находящейся в тесной связи или являющейся частью социума. Именно эти положения раскрываются в трудах А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В практике работы социальных педагогов Европы, по мнению представителей Международной ассоциации социальных педагогов, социальное воспитание ребенка рассматривается как развитие качеств личности, востребованных в соцально-экономических стратах общества. У детей среднего класса важно развивать прежде всего креативные способности и качества, у представителей обслуживающего класса (наемных рабочих и крестьян, продавцов и уборщиков и т.д.) - трудолюбие.
В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием.
В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей социального воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей социального воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе которого обеспечивается создание условий, необходимых для реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. Организуя воспитание как процесс относительно контролируемой социализации, педагог должен учитывать как динамику возрастного становления ребенка, так и стадии развития цивилизации.
Ключевой проблемой социального воспитания и развития личности является умственное (интеллектуальное) воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает приобщение ее к современным достижениям техники. Велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности, поскольку прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств.
Следовательно, в сложной структуре целеполагания социального воспитания ведущее место занимают цели, задачи, закономерности воспитания, осуществление которых приводит к гармоничности воспитания и образования учащихся и венчает их самовоспитание.
В отечественной педагогике выделяются следующие направления социального воспитания:
· индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка);
· защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе:
· охрана здоровья ребенка — физического, психического, нравственного;
· организация разнообразной деятельности ребенка - социальной, трудовой, досуговой;
· помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни [См.: soc-breeding.boom.ru].
Особую группу составляют направления, связанные с интеграцией в общество детей и подростков, испытывающих трудности в процессе социализации или ставших жертвой неблагоприятных условий социализации — детей-инвалидов, детей-сирот (в том числе социальных сирот, от которых отказались родители), детей из неполных и малообеспеченных семей, детей из антисоциальных семей (семей алкоголиков, наркоманов, преступников), детей-мигрантов, «трудных» детей, ВИЧ-инфицированных подростков.
Для решения задач социального воспитания создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Их деятельность направлена на помощь социально незащищенным семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям в кризисной ситуации. Кроме того, социальное воспитание осуществляется в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии). Условия для успешного решения задач социального воспитания создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь человеку.
Социальное воспитание - взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительноцеленаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием,религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дисоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых(коллективов) и социальных воспитательных организаций и органов управления.
В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процесса: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельностиформализованных групп (коллективов);
организацию взаимодействия, а также обучение ему;
стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).
Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способовмышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённыхощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия,
самопознания, самоопределения, самореализации.
Образование включает в себя:
§ систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);
§ просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры
(неформальное образование);
§ стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь – это:
· осознанная попытка помочь человеку прибрести знания, установки;
· умения, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других
людей;
· в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих
ценностных установок;
· в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации;
· в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия;
· в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным,
групповым и социальным проблемам;
· в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;
· в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку:
- в решении проблем;
- в создании специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д.;
- в стимулировании саморазвития личности.
Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и
способы организации социальногоопыта, образования и индивидуальной
помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также, в определённой мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности.
В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных
организациях объём и соотношение организации социального опыта,
образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений,
установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной
воспитательной организации. Эти различия определяют содержание ихарактер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социальноговоспитания осуществляется в виде
множества «цепочек»: воспитательная организация-составляющие её
формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие внего микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен
между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и
усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом
взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых
между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность
которого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере
они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.
Социальное воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях
различных видов и типов, даёт человеку опыт взаимодействия с людьми,
создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме [Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 269. См. также Педагогическое взаимодействие].
Следовательно, эффективность социального воспитания зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб.
Таким образом, социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к ее рассмотрению. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.