"Социальные проблемы профориентации учащихся в школе"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
6 кл
03.05.2018
Современное информационное общество, тенденции глобализации меняют привычную картину мира. Способы вхождения в этот новый мир, обусловленные методами обучения, должны подготовить ученика к этой реальности.Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призвано решать предпрофильное и профильное обучение. Их предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение сложный процесс.Профильная подготовка в старших классах позволяет максимально сориентировать личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей интересов, способностей, с одной стороны, а также особенностей социо-экономической региональной ситуации, с другой.
Доклад на МО учителей технологии.docx
МКОУ СОШ №1
Доклад
_________________
"Социальные проблемы
профориентации учащихся
в школе"
Подготовила:
учитель технологии
Качмазова М. М
2014-2015 учебный год Социальные проблемы
профориентации в школе.
Современное информационное общество,
тенденции глобализации меняют
привычную картину мира. Способы вхождения в этот новый мир, обусловленные методами
обучения, должны подготовить ученика к этой реальности.
Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призвано решать
предпрофильное и профильное обучение. Их предназначение состоит в обеспечении
профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение
сложный процесс. Его экономическая и социальная значимость возрастают в условиях
кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда,
появления новых профессий и усложнения требований к личности как следствие изменения
рынка труда. Уже перед учениками 9х классов стоит проблема выбора способа
продолжения образования после основной школы, ориентация в профиле его направления и
будущей профессии после окончания полной средней школы.
Профильная подготовка в старших классах позволяет максимально сориентировать
личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей интересов,
способностей, с одной стороны, а также особенностей социоэкономической региональной
ситуации, с другой. Психологические аспекты самоопределения личности связаны с
выбором жизненного пути,
реализацией своих намерений и способностей.
Педагогические аспекты самоопределения связаны с созданием социальной ситуации
развития, программирующей формирование готовности к самоопределению. Методические
аспекты связаны с обоснованием инструментария. В психологии существуют два подхода к
трактовке сущности готовности. Готовность рассматривается как психологическое
состояние, направленность на деятельность. Готовность рассматривается как качество
личности, ее устойчивая характеристика, формирующаяся в ходе подготовки к
деятельности.
Важная проблема для учащихся школы – выбор профессии. Интересы значительной
части учеников крайне неустойчивы. Они порождаются знакомыми и товарищами. Меньшее
влияние оказывают школа и семья. Степень выбора колеблется от абсолютного «да, только
эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится».
Подростки на первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность
принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный
продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует
творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получать новые
впечатления.
В последнее время немаловажным фактором, влияющим на выбор профессии, стало
финансовое
работу.
Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит
сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых.
вознаграждение
сделанную
за В 1012 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается
отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У
детей 1415 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений,
сомнений. Что не удивительно. Подростки, перед которыми уже реально стоит этот вопрос,
руководствуются тремя позициями выбора профессии:
Хочу – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом
Могу – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к
выбранному виду деятельности
Надо – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Сюда же присоединяются раздумья над рядом факторов, которые тоже немаловажны:
престижность профессии, система оплаты труда, место жительства.
полным
В условиях рыночной экономики престижность одной профессии сменяется
престижностью другой. И наоборот. Поэтому основываться при выборе профессии только
на этом факторе не стоит. Замечу, и это стало уже привычным, что высшее образование
повышает престиж. Но не следует забывать, что определенное количество подростков
вообще не склонно заниматься умственной деятельностью. Так, в нашей школе, да и в
других, наверное, то же имеет место достаточно серьёзная проблема невозможности
поступления в учебные заведения (ПТУ) с низким средним баллом документа об
образовании. Данная ситуация усугубляется и тем, что при не достижении учащимся 16
летнего возраста, он не может посещать курсы Центра занятости, а следовательно вернётся
в школу, где будет в дальнейшем «мучить» и себя и учителей
отсутствием
учиться. Таким ребятам гораздо легче будет найти себя, если они начнут свое
желания
образование с колледжа, техникума. Часто это помогает поступлению в дальнейшем в
высшее учебное заведение. Подросток получает в учебных заведениях среднего звена
знания и представления о выбранной профессии. И при желании сможет учиться дальше
целенаправленно.
Также подростки оценивают профессии в зависимости от пола. Но это вряд ли
повлияет на выбор профессии. Но фраза: «Не женское (мужское) это дело», может больно
задеть
Значительно число юношей и девушек мотивируют свой выбор наличием устойчивого
интереса к данной профессии, необходимых для этого дела способностей, склонностей,
знаний, а также знакомством с деятельностью, близкой к своей будущей профессии.
Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью
подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит
насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях
интеллигенции, ускорить это событие, этот процесс с помощью психологического нажима
всегда приводит к реакции протеста или росту тревожности. Замечено, что раннее
самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте
часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой
ему придется заниматься. И, конечно, считает, что все профессии делятся на «плохие» и
«хорошие».
самолюбие ребенка.
Категоричность выбора и отсутствие желания рассмотреть другие варианты – это
уход от мучительных колебаний. Впоследствии это, скорее всего, приведет к
разочарованию. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной
экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое
значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками
общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому важнейшей целью учителя
технологии является создание условий для формирования у учащихся потребности в
самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования
и типами образовательных учреждений. Это поможет старшеклассникам осознать свои
возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с
требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать
профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения
личности к себе как к субъекту будущей профессиональной
деятельности.
"Социальные проблемы профориентации учащихся в школе"
"Социальные проблемы профориентации учащихся в школе"
"Социальные проблемы профориентации учащихся в школе"
"Социальные проблемы профориентации учащихся в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.