"Социальный контроль"

  • doc
  • 22.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.9 Социальный контроль.doc

3.9 Социальный контроль

 

Социальный контроль – комплекс методов, осуществляемых для регулирования общественного поведения членов социума и поддержания порядка. Представлен в виде социальных методов воздействия.

Функции социального контроля: стабилизация (обеспечение функционирования принятых социальных отношений в обществе), охранительная и целевая.

Виды социального контроля

1. Внешний социальный контроль – комплекс методов и действий, принятых с целью соблюдения общественных форм поведения. Разделяется на:

  • Формальный контроль – проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию. Закреплён законодательством, указами, инструкциями. Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме. Формальный контроль представлен идеологией, доминирующим воздействием. Контроль осуществляется общественными и государственными организациями, судами, армией, органами правопорядка, СМИ.
  • Неформальный контроль – проявляется в формах похвалы или порицания со стороны семьи, друзей, знакомых, соседей, коллег по работе, выражен культурой СМИ. Контроль осуществляется в таких социальных институтах: семья, религия, учебные заведения. Большую эффективность приобретает в малых группах.

2. Внутренний социальный контроль – индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и становится психическим механизмом саморегуляции. Регуляция происходит посредствам сознания совести и воли.

Совесть – формирование норм поведения, ценностей у индивида, также следование им. Совершается самооценка действиям.

Воля – преодоление трудностей в общественном поведении путём самостоятельной регуляции поведения.

Выделяют:

  • косвенный контроль связан с идентификацией группы, служащей стандартом в обществе;
  • социальный контроль, осуществляемый доступность. Методов достижения целей и удовлетворения потребностей.

Социальный контроль направлен на регулирование действий индивида, социальных связей и систем. Контролирующим звеном выступают – ценности, убеждения, нормы.

 

Виды санкций

 

Формальные – накладываются государственными и уполномоченными органами.

Неформальные – накладываются неофициальными организациями.

 

Методы реализации социального контроля в группе

Социализация

– формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок и представлен социальным контролем.

Групповое давление

– в ходе жизнедеятельности индивид разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, обязан вести подобающе, в случае несоблюдения правил накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение

– в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил выполняется принуждение.


Методы контроля, в зависимости от санкций:

  1. Прямые – характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

 

  1. Косвенные – жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

 

  1. Организационные – общий контроль (данное задание руководства подчинённому которое не контролируется), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Элементы социального контроля: человек; общность в виде группы, класса; контролирующее действие; социальное действие.

Аномия – рассогласованность общественной структуры в ценностно-нормативной модели общественного поведения. Впервые понятие ввёл Дюркгейм, термин имеет 2 расшифровки:

  1. Утрата ценностных норм членов социума, результатом чего служит девиантное (отклоняющееся) поведение, характеризуется тягой к саморазрушению личности, крайняя форма – суицид.
  2. Невозможность оценить своё поведение из-за отсутствия ценностей и норм поведения в социуме. Характеризуется деклассированной структурой, в которой индивид не в состоянии определить модель поведения и социальную группу.