Социальный проект по математике «Азбука Брайля глазами слабовидящих детей»

  • docx
  • 20.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Хадитова Вера.docx

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 10»

 

 

 

 

Социальный проект по математике

 

«Азбука Брайля глазами

слабовидящих детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Хадитова Вера Марселевна, бучающаяся класса

«МОУ СОШ 10»

 

Наставник: Казакова Надежда Сергеевна,

учитель математики МОУ «СОШ 10»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштым 2022


Оглавление Введение………………………………………………………

Глава 1. История возникновения шрифта для слепых людей …………………………….

1.2. История возникновения азбуки Брайля…………………………………..

1.3. Техника счёта методом Брайля

1.4. Техника письма по азбуке Брайля………………………………………

1.5. Техника чтения по азбуке Брайля……………………………………….

Глава 2. Создание книги «Начало геометрических сведений»………….

2.2.  Исследование на наличие тактильных табличек со шрифтом Брайля в Кыштыме .....................................

Заключение…………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………….

Приложение…………………………………………..


Введение

На Земле живут миллионы слепых и слабовидящих людей. Живут практически как мы с Вами, потому что у них есть способ писать и читать. Помог в этом незрячим людям французский учёный Луи Брайль, который создал специальный алфавит, основанный на комбинациях из шести прощупываемых точек.

С помощью нашего учебника попробуем освоить основы геометрии, руководствуясь азбукой Брайля

Актуальность:

 Актуальность проекта определяется необходимостью разработки специальных развивающих пособий по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия для слепых и слабовидящих детей.

Цель: Изучение азбуки Брайля и создание пособия для незрячих людей.

 Задачи:

1)           Узнать историю возникновения азбуки Брайля;

2)           Рассмотреть книги для незрячих людей;

3)           Изучить материалы для создания книг по Брайлю;

4)           Попробовать собственноручно сделать пособие по основам геометрии для слепых людей.

Практическая значимость заключается в том, что мой проект может применяться на уроках математики и во внеурочной деятельности.


Глава 1.

1.      История возникновения шрифта для слепых людей

Человечество уже давно начало задумываться об изобретении шрифта, благодаря которому люди, которые лишились зрения, смогли бы учиться наравне со зрячими. Среди первых ученных, которые заинтересовались судьбой слепых людей, являются: Араб-Эль Амид, Франсиско Лукас, Рампазетто, философ Гарсдерфер, Франсиско Лан, Валентин Гаюи, Франсуа Лезюэр, Иоганн Клейн, Никол Мар Шарль Барбье де ля Серр.

Философ Гарсдерфер в своих сочинениях рассказывает, как можно обучать слепых читать и писать грифелем на покрытых слоем воска таблицах.

Франсиско Лан создал точечный шрифт. Поле одного его знака делилось на девять частей, смотря в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака.

Валентин Гаюи создал рельефно-линейный шрифт. Сначала шрифт был передвижной, по типу типографского. Его набирали строчками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После узнавания букв, незрячий человек вставлял их последовательно в специальном наборном ящике также, как это делают наборщики в типографии. Но, к сожалению, эту азбуку невозможно было читать без помощи людей со зрением, которые помогали слепым справиться с оборудованием. Именно из-за этого Гаюи, придумал печатать рельефом на бумаге, что очень смягчило процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне бумаги, потом листы соединялись чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. Благодаря шрифту помимо букв, можно было изображать ноты и цифры. Буквы были такие же, как и при письме для зрячих людей, но еще и украшены различными завитками, имели курсивную форму, что усложняло их осязательное восприятие.

Франсуа Лезюэр был учеником, а позже помощником Валентина Гаюи. Он видоизменил шрифт Гаюи, убрав все украшения и выпрямив буквы, что очень облегчило чувственное восприятие текста. Но шрифт Лезюэра, как и шрифты используемые ранее, был рельефно- линейным и не подходил для самостоятельного письма, а печатные книги можно было издавать только типографским путём.

Иоганн Клейн обогатил практику и теорию слепых разными приемами и методами обучения. Он изобрел свою «игольчатую» рельефную систему для чтения и письма слепых. В процессе создания шрифта Клейн опирался на практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли буквы латиницы, то есть оставили форму «унциала» Гаюи, но изображались пунктирной линией. Каждай знак состоял из многочисленных точек. Из-за этого многие исследователи считают, что изобретение Клейна было переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно-точечному.

 

Никол Мар Шарль Барбье де ля Серр создал свою шифровальную рельефно-точечную систему для сокрытия военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Именно из-за этого шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Один знак состоял из двенадцати точек, которые были расположены в два столбика. Им же была разработана таблица, которая состояла из 36 звуков. Она имела шесть строк, и на каждой можно было записать по шесть букв и звуков. Первый столбик по количеству точек показывал порядковую строку, второй — порядковый звук в этой строке. Шарль Барбье создал свой прибор деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую клали лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку.


1.2.  История возникновения азбуки Брайля

Создателем современного письма слепых стал французский учитель Луи Брайль, который создал первое специальное образовательное учреждение для слепых детей. Луи родился в семье сапожника в январе 1809 года, уже в три года он полностью потерял зрение в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранил глазное яблоко норным ножом. Когда мальчику было 11 лет, родители отправили его обучаться в Париж, в Институт для слепых детей. Когда Брайль испытал код Барбье, он ощутил его сложность, тогда у него возникла идея упростить этот код и создать новый, используя возможность человека воспринимать знание внешнего мира на ощупь.

Луи Брайль в возрасте 15 лет, разработал свой алфавит, в основу которого была положена система шести точек. Эта комбинация даёт возможность составить не более 64 вариаций. Букв в русском алфавите 33 и каждой в азбуке Брайля соответствует своё уникальное обозначение. Ещё 12 вариаций уходит на различные знаки препинания, а последние 12 – на математические знаки. Для того, чтобы отличать буквы от цифр, существует специальный знак, который ставится перед каждой цифрой. Все эти знаки выбиваются на плотных листах бумаги, с помощью специального прибора.

В 1837 году была выпущена первая книга «История Франции», напечатанная шрифтом Брайля. К нашему сожалению, эта книга не получила признания. Применять шрифт Брайля начали уже после смерти автора, в институте, в котором он обучался, только через два года после его смерти, а широкое использование еще позже.

За пределы Франции легендарное изобретение Брайля вышло только в 1854 году.

В 1869 году с использованием азбуки Брайля был напечатан первый роман «Лавка древностей».

В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых.

В настоящее время с помощью шрифта Брайля слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Уже придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

 

 

 


1.3.  Техника счёта по азбуке Брайля

Точечный шрифт по системе Брайля это особый метод записи цифр, букв и других символов с помощью сочетания шести рельефных точек («Брайлевского шеститочия»). Они располагаются в ячейке с двумя столбцами по три точки, каждой из которых присвоен номер, начиная слева. Некоторые точки в ячейке делаются выпуклыми, а определенное сочетание таких точек соответствует той или иной букве, цифре или знаку препинания.

При описании любой цифры, буквы и знака по системе Брайля обычно перечисляют номера точек в символе – например, «1, 3, 2» или «4, 1, 6». Для человека, читающего брайлевский текст, нумерация точек происходит слева направо по столбцам и сверху вниз по строкам. При письме же порядок отзеркаливается первая точка располагается в правом верхнем углу, а шестая – внизу в левом.(рис.1).


1.4.  Техника письма по азбуке Брайля

Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения обычным шрифтом. Для того чтобы самостоятельно записать текст, незрячие люди с помощью специального прибора делают проколы справа налево, затем переворачивают лист и читают слева направо. Письмо осуществляется только движением кисти руки в определенном порядке: с правого края сверху вниз, а затем с левого края сверху вниз. Раньше Ленинградские ученые считали, что при письме лучше начинать с нижней точки, поскольку так не приходится отрывать руки от листа, а Московские — что нужно писать с верхней строчки. Сейчас уже все перешли на Московскую систему. В то время как точки накалываются правой рукой, указательный палец левой руки движется влево, отыскивая последующую клетку для следующего символа. Указательный палец левой руки остается в найденной клетке до момента перехода в эту клетку правой руки с грифелем, после чего палец левой руки снова сдвигается влево.

Использование осязательного контроля затруднено, так как для проверки написанного слепому человеку необходимо вынуть лист из прибора, перевернуть его и тактильно найти то, что написано, или читать написанное грифелем при закрытой крышке прибора Брайля, последовательно нащупывая грифелем в каждой клетке наколотые точки.

Качество контролируется также с помощью слухового восприятия, поскольку количество наколотых точек может быть отслежено по стуку грифеля в момент прокола бумаги. Концентрация внимания во время перемещения грифеля позволяет избежать недоколов или перколов, которые в системе Брайля совершенно искажают знак.

1.5.   Техника чтения по азбуке Брайля

Чтение по системе Брайля осуществляется подушками указательных пальцев обеих рук, которые легко движутся слева направо по строке текста, а также немного перемещаются сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки. Указательным пальцем левой руки незрячие находят начало строки, с его помощью начинается восприятие текста, затем к указательному пальцу левой руки приставляют указательный палец правой руки, и часть текста строки читают обоими пальцами. Строчка не дочитывается до конца указательным пальцем левой руки, потому что это делается правой рукой. В то же время левая рука возвращается по строке назад, сдвигается на следующую строку и начинает чтение первой трети следующей строки. Когда правой рукой строка дочитывается, то её указательный палец вновь помещается перед указательным пальцем левой руки. Средний палец, безымянный и мизинец при чтении помогают ориентироваться на читаемой строке. Большими пальцами воспринимается конец раздела или страницы, в процессе прочтения они также сдвигаются ниже прочитываемой строки. Обе руки будут нести одинаковую нагрузку, если они правильно установлены.


Глава2. Создание книги «Начало геометрических сведений».

Познакомившись с особенностями азбуки Брайля я решила создать свою книгу- пособие  «Начало                      геометрических сведений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис1. Титульный лист

Для набора текста я использую бусинки одного размера, соблюдая четкую расстановку всех знаков для определенной буквы русского алфавита.

Чтобы моя книга была интересна, я решила ее проиллюстрировать. Для этого     использовала различный материал: картон, соломинки, бамбуковые шампуры и пр. Главное условие при выборе материала – это безопасность при использовании и экологически чистые материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рис.2. Некоторые страницы из моей книги


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Рис. 4 Знакомимся с чертежными инструментами

 

Так как книга создавалась в домашних условиях, то она получилась, не только экологически чистой и оригинальной, но еще и бюджетной. Для ее создания я использовала все подручные материалы, которые имеются в шкатулке у девочек.

Что же есть в содержании? Это знакомство с геометрией - я остановилась на основных понятиях, таких как:

·          точка,

·          прямая,

·          отрезок,

·          луч,

·          угол,

·          транспортир,

·          линейка,

·          биссектриса угла.

В дальнейшем планирую создать книгу, где буду рассматривать:

·          виды треугольников,

·          некоторые виды четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция).

·          окружность,

·          окружностпризнаки равенства треугольников,

·          признаки подобия треугольников,

·          свойства и признаки четырехугольников и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2 Исследование на наличие тактильных табличек со

 шрифтом Брайля в г.Кыштыме

 

 Я провела исследование в г. Кыштыме на наличие тактильных табличек со шрифтом                                   Брайля. Они имеются:

 

 

 

 

 

1)      в МФЦ

 

2)      в библиотеках

 

 

3)      в почтовых отделиниях

 

4)      в банкоматах

 

5)      на упаковках лекарственных препаратов

 

6)      в поликлиниках

 

 

7)      в Федеральной налоговой службе

 

 

8)      в пенсионном фонде

 

 

9)      в Фонде социального страхования

 

 

 

 

 

Таблички со шрифтом Брайля помогают слепым и слабовидящим людям обратиться в необходимые организации, прочитать часы работы, с помощью звонка вызвать помощника.

 

Государственный проект «Доступная среда» 2011г. направлен на то, чтобы сделать общественные, социальные, инфраструктурные пространства удобнее для маломобильных групп населения. Беспрепятственный доступ к объектам и услугам включает в себя установку пандусов и лифтов, которыми могли бы пользоваться люди на колясках, создание безбарьерных пространств и монтаж тактильных табличек с текстом, дублированным на шрифте Брайля. При этом надпись или картинка, сделанные обычным шрифтом, должны быть рельефными — это позволит «прочесть» текст незрячему или слабовидящему человеку, который не владеет Брайлем. (рис.2),(рис.3).

Кабинетные и тактильные вывески необходимо размещать рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 см. Пиктограмма «Инвалид» выглядит как квадрат с символическим изображением на нём и стороной 20 см. (рис.4).

Рекомендуется максимально использовать тактильные таблички со звуковым дублированием информации, что обеспечит удобство всем категориям населения. Сочетание тактильного, звукового и визуального оповещения во всех информирующих носителях является оптимальным выбором для создания доступной среды. Тактильные полосы, плитки, световые индикаторы являются очень эффективными средствами для ориентации, указании маршрута  людям, страдающим болезнями зрения, а также полностью слепым. Их располагают при входе, наклеивают на ступеньки. Тактильная полоса имеет ширину не менее 5 см. ярко-желтого цвет.(рис.5), (рис.6).


 

Заключение

В ходе своей работы я узнала о технике счёта, письма  и чтения по азбуке Брайля для слепых и слабовидящих людей. Изучила историю возникновения шрифта для слепых. Познакомилась с биографией и достижениями великого ученого Луи Брайля. Сама научилась читать по его азбуке. Заинтересовала всю свою семью этой интересной темой. Изучила материалы для создания книг по азбуке Брайля.

Тактильные книги  необходимы для занятий с детьми  школьного возраста. Детям, которые освоили эти пособия в раннем возрасте, стало бы легче и  интереснее  учиться в  школе . Их мир мог бы изначально стать интереснее и богаче . Книги, изготовленные своими руками, обязательно помогут детям узнать много нового,  развить навык осязания , а главное тактильные книги доставляют радость  совместного общения и творчества.

Уникальность тактильных книг –  в их эксклюзивности , не похожести одну на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре. Такую эксклюзивное пособие «Начало геометрических сведений» я и создала. Я считаю, что справилась с поставленной задачей и сделала учебник с основами по геометрии, который может пригодиться в будущем слабовидящим или незрячим людям. Мой проект может применяться  на уроках математики и во внеурочной деятельности.


Список литературы:

1.    Алексеева, Т. Зрячее сердце : к юбилею Луи Брайля / Татьяна Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. 2014.

2.    Войлочников, В. Жизнь с Брайлем : эссе / Валерий Войлочников // Сура. 2016.

3.    Гуторова, Н. В. Азбука Брайля для незрячих – ключ к грамотности и независимости / Н. В. Гуторова,  // Актуальные проблемы инклюзии: качество жизни, безбарьерная среда, образование без границ : сборник научных публикаций, 2016.

4.    Егоров, П. Р. Использование информационных технологий в издании учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Л. Брайля / П. Р. Егоров // Вестник Якутского государственного университета. 2009.

5.    Захарова, Е. Вторая жизнь системы Брайля / Елена Захарова // Библиотека. 2010.

6.    Кадымов, В. А. Математическая модель и схема реализации тактильного зрения для незрячих / В. А. Кадымов, М. Н. Кирсанов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017.

7.    Шапошников, А. Е. Последний труд незрячего библиографа / А. Е. Шапошников // Библиография. 2004.

8.    https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/features-of-mastering-writing-and-

9.    reading-in-braille https://www.liveinternet.ru/users/3422645/post307808040/

10.  https://daily.afisha.ru/relationship/4873-nam-prihoditsya-prenebregat-

11.  vkusom-kak-rabotaet-izdatelstvo-dlya-nezryachi

 

 

 

 

 


Рис «Правильная нумерация точек в ячейке.»

Приложение

 


 

 

 

Рис.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2

 

Рис.3

Рис.6Рис.5


 

Скачано с www.znanio.ru