Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 »
г. Каспийска
Социальный проект
Разработала:
Умарова Мадина Курбановна
учитель начальных классов первой категории
2022 учебный год
Пояснительная записка
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. В современной литературе под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, закаливание, отсутствие пагубных привычек, положительное восприятие жизни. Особую актуальность эти факторы приобретают в подростковой и молодёжной среде – потенциально наиболее активной части нашего общества. От того, насколько здорова молодёжь, зависит и наше будущее. Молодежь и подростки наиболее подвержены социально – негативному влиянию среды и общества.
Современный подход в решении данной проблемы говорит нам о том, что наряду с активным просвещением в вопросах различных видов зависимостей, обучением безопасному для здоровья поведению должна идти пропаганда здорового образа жизни. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения.
Одной из главных задач школы является всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, забота о физическом развитии и воспитании детей, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья обучающихся.
Чтобы реализовать задачи по формированию ЗОЖ обучающихся в школе, администрация и педагогический коллектив решают следующие задачи:
ü четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
ü проведение диспансеризации учащихся школы;
ü медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
ü выявление учащихся специальной медицинской группы.
ü гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
ü освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
ü планомерная организация полноценного горячего сбалансированного питания учащихся;
ü привлечение системы дополнительного обучения и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;
ü организация и контроль уроков физкультуры;
ü обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
ü разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
ü организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
ü организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
ü организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
ü организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
ü организация и проведение профилактической работы с родителями;
ü организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками, наркологами;
ü организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
ü организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
ü проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
ü посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
ü контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
ü проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
ü организация физической и психологической разгрузки учащихся:
Ежегодно проводятся медицинские осмотры детей с целью выявления заболеваний. В 2021 – 2022 учебном году также было проведено обследование, были определены основные заболевания учащихся:
По результатам видно, что преобладают ухудшение зрения, кариес, ЖКТ и сердечно-сосудистые заболевания. По сравнению с прошлым годом вырос процент ухудшения зрения на 2% и ЖКТ – на 4%.
Распределение учащихся по группам здоровья:
Уровень физического развития школьников
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели: – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через активные формы и методы деятельности.
Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «…здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни являются надежной психологической защитой молодежи, способствуют духовному развитию. Охрана здоровья школьников - одна из важнейших задач школы.
Ежегодно в школе и районе проводятся множество спортивно- массовых мероприятий, где мы активно участвуем. Но, несмотря на все эти мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья школьников, можно отметить, что состояние здоровья ухудшается и ухудшается.
Казалось бы, все делается для улучшения и сохранения здоровья учащихся, а получается наоборот. В чем же причина? Каких факторов мы не учитываем? Каковы пути решения этой проблемы? Подобная ситуация обусловлена, прежде всего, общеизвестными факторами риска:
· Школьные – это стрессовая педагогическая ситуация; интенсификация учебного процесса; провалы в существующей системе физического воспитания, низкая материально-техническая база.
· Семейные – это недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; употребление алкоголя и курение; негативная психологическая обстановка в семье.
· Урочные - это перегрузки, большой объем домашних заданий, малая подвижность , характер воздействия учителей и учащихся.
· Экологические – это экологическое состояние среды, экология питания
· Вредные привычки - это употребление алкоголя, курение.
Таким образом, наиболее актуальной в условиях нашей школы становится проблема создания системы по форматированию здорового образа жизни у учащихся.
Считаем, что реализация ежегодных проектов способна решить задачу формирования здорового образа жизни. В данном учебном году будет реализован проект «Просто быть здоровым».
Идея ПРОЕКТА:
Создание системы по формированию ‘навыков’ здорового образа жизни и повышению двигательной активности учащихся в школе.
Стратегия проекта:
Предлагаемый проект ориентирован на создание в школе системы работы по формированию навыков ЗОЖ и оздоровлению учащихся.
Решение этой проблемы планируется через эффективное использование материально – технической базы школы, разработку диагностических, методических документов, изменение учебного плана школы с учетом применения ЗОЖ-технологий в преподавании учебных предметов.
Проект направлен на организацию систематизированной работы педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, а также на распространение ценностей ЗОЖ на заинтересованные группы общественности.
Цель проекта |
содействовать формированию социально-позитивных потребностей и установок по сохранению здоровья обучающихся. |
ЗАДАЧИ:
· Разработать учебно – воспитательный план с учетом применения здорового образа жизни в образовательном процессе.
· Привлечь к самостоятельным занятиям физическими упражнениями всех учащихся школы, формировать у них навыки здорового образа жизни.
· Исследовать соответствие уровня физического развития и физического подготовленности возрастным нормам учащихся.
· Выявить наиболее физически подготовленных учащихся для комплектования сборных команд по видам спорта для участия в районных соревнованиях.
Механизмы реализаций.
Проект реализуется посредством проведения ежедневных общешкольных дней здоровья по следующей тематике: «День бегуна», «День прыгуна», «День игровика», «День эрудита», «День силача», «День меткости», «День знатока», «День гибкости», «День радости».
Работа по разработке и реализации плана оздоровительных мероприятий школы будет сопровождаться специально организованными мастерскими при участии подготовленных учителей – тренеров, организации «круглых столов» по обсуждению достигнутых результатов, информированию заинтересованных групп о выполнении поставленных задач.
Этапы реализации проекта
Продолжительность проекта – 2 месяца – ноябрь, декабрь 2023 года.
Участники – обучающиеся, педагоги, родители.
Подготовительный этап
В подготовительном этапе разрабатывается положение. В расписание войдут часы для подготовки к соревнованиям и для консультаций к теоретическим конкурсам.
Организационный этап:
Формируется группа ориентированных на основание здоровьесберегающих вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся. После формирования группы проводится обучение по вопросам здоровьесбережения. Приобретается диагностическое оборудование для запланированных исследований. Формируется пакет научно – методических материалов по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Практический этап:
- «День бегуна» - (бег 30 м, 60 м, челночный 4х9 м);
- «День прыгуна» - (в длину, с места, через скакалку за 1 мин.);
- «День игровика» - (броски в корзину баскетбольным мячом.);
«День эрудита» - (вопросы по Олимпийским играм древности и современности, российские спортсмены-участники Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы);
- «День силача» - (сгибание-разгибание рук, в упоре лежа, в висе, наклоны вперед из положения, лежа за 1 мин и пр.);
- «День меткости» - (дартс)
- «День знатока» - викторина (вопросы по здоровому образу жизни, влиянию вредных привычек на здоровье и пр.);
- «День гибкости» - (наклон, вперед сидя);
- «День радости» - («Веселые старты» по параллелям.).
- «День рекламы» - (конкурс плакатов «Шаг навстречу здоровью»)
- «День 25 кадра» (выставка фотографий «Я люблю тебя Спорт!»)
Ожидаемые результаты.
Проект даст возможность укрепить сложившиеся традиции сплоченной работы педагогического коллектива, усилить поддержку администрации в творческой деятельности учителей и учащихся.
Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, а также создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Классные руководители совместно с учащимися и их родителями будут иметь возможность апробировать новые формы сохранения и укрепления здоровья, создавая условия для перевода учащихся, родителей в позицию людей, заинтересованных в поддержания здорового образа жизни.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта планируется представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп. По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов.
В процессе реализации проекта будет максимально эффективно задействовано имеющаяся материально – техническая база школы.
Действующая модель системы по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся.
Пакет диагностических методик по изучению физического и психологического состояния учащихся и учителей.
Заключительный этап
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок на здоровый образ жизни у учащихся и учителей, уровня сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся, уровень владения ЗОЖ-технологиями педагогов по сравнению с прошлым учебным годом. Проводится публичная презентация полученных результатов проекта после подведения итогов по параллелям и награждения победителей грамотами и переходящими призами.
Приложение:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.