Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.
Задачи:
1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах
3. Воспитание любви к природе, Родине.
Социальный проект
Руководитель: Алимусаева А.М.
20162017 учебный год
Паспорт социального проекта
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций
книги и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению
изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и
литературе народов РФ,
рекомендуемых школьникам для
самостоятельного чтения.Задачи проекта:
организация сотрудничества “ученик учитель – родитель
библиотекарь”;
возрождение традиции семейных чтений;
повышение культуры чтения в семье;
приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и
посещению школьной библиотеки;
повышение интереса к чтению художественной литературы школьников,
развитие их творческих способностей, расширение общего и
художественного кругозора;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации
межличностного взаимодействия по аналогии с художественным
текстом.
Авторы
проекта
Учащиеся 5 «а» класса, учитель русского
языка и литературы: Алимусаева Айшат
Магомедовна,
МКОУ
библиотекарь
«Ирганайская СОШ» Газиева А.М.
Источники
получения
информации
Материалы
социологического опроса,
ресурсы сети Интернет,
встречи с
библиотекарем школы, фонд школьной и
районной библиотек
Основные
формы
работы над
проектом
Создание инициативной группы по
реализации мероприятий данного проекта
«Мозговой штурм» в классном коллективе
по составлению плана реализации проекта
Социологический опрос учащихся класса и
их родителей по изучению круга чтения
(анкетирование)
Анализ перечня «100 книг для чтения»
Библиотечные уроки и встречи синтересными людьми
Ведение читательского дневника
Создание творческих работ и участие в
творческих конкурсах
Организация работы над проектом, реклама
проекта для учащихся школы, подведение
итогов, награждение наиболее активных
участников проекта
Ученики 5 «а» класса
Родители,
литературы
учителя русского языка и
Библиотекарь школы
Участники
проекта
и
Объект
предмет
исследования
Круг чтения и творческое отношение
учащихся и их родителей к чтению.
Создание
творческих работ
по
Время
реализации
проекта
Ожидаемые
результаты
прочитанным книгам.
20162017 учебный год
Создание атмосферы внимания к книге и
чтению. Чтение становится содержанием
общения детей, учителей, родителей.
Формирование модели информационно
педагогической поддержки мотивации
чтения
включающей
разнообразные формы работы.
школьников,
Повышение уровня влияния школьнойбиблиотеки на контингент учащихся,
достижение 100% охват школьников
библиотечным обслуживанием. Развитие
культуры чтения школьников, привлечение
их к систематическому чтению. Увеличение
группы
читающих
школьников.
систематически
Укрепление партнерства школы с
родителями в читательском развитии
школьников, формирование родительского
актива в школьной библиотеке, активное
участие родителей в реализации
мероприятий данного проекта.
Раскрытие
творческого потенциала
школьников и родителей через совместную
читательскую деятельность.
Возрастание
и
интереса
к чтению
познавательной
художественной
литературы, повышение востребованности
школьной библиотеки как консультанта и
информационного
ресурса
интеллектуального развития.
Получение
личного
индивидуального опыта, необходимого для
успешной самореализации.
учащимися
Практическа
я значимость
проекта
Приобщение к чтению книг.
Развитие речи пятиклассников и их
творческих способностей.
Получение опыта в поиске нужной
информации из различных источников.Краткое
описание
идеи проекта
Приобретение коммуникативных навыков.
ценностей
В настоящее время качество чтения учащихся
указывает на снижение роли книги в системе
духовных
школьников.
Современные школьники, выросшие главным
образом не на чтении, а на просмотре
телевизора и зависимости от сети Интернет,
уже не могут сосредоточить внимание на том,
что читают. Для них свойственна кризисная
модель детского чтения. Ее характерные
черты: детский читательский негативизм,
отказ от добровольного чтения серьезной
литературы, превалирование в репертуаре
чтения низкопробных книг,
невысокая
культура чтения, утрата детьми чувства
языка. Поэтому актуальность темы проекта
очевидна,а также в связи с появлением
для
рекомендованного
самостоятельного чтения «100 книг».
А
реализация проекта, на наш взгляд, позволяет
создать условия, при которых чтение
становится
социального
одобрения,
проявляемого в простой
конкретной и понятной для ребенка форме
(конкурс, коллективные классные творческие
работы, соревновательные характер). Участие
в индивидуальном или совместном
творческом проекте,
привлекательность
победы
позитивным
подкрепляющим стимулом, способствующим
положительной модификации поведения
ребенка в отношении чтения. Элемент
соревнования
успешно
поддерживать читательскую активность на
протяжении продолжительного времени.
предметом
становятся
списка
позволяетучащиеся,
Целенаправленное систематическое внимание
к чтению ребенка является залогом
успешного развития и становления его как
личности. Новизна проекта состоит в том,
что
заинтересовавшиеся
коллективным творческим делом, духом
соревнования приобщаются к чтению,
сотрудничеству, открывается путь к культуре
общения, к познанию, развитию и творчеству.
Кроме того у данного проекта есть и
теоретическая значимость: знакомство с
новыми понятиями в различных областях
знаний.
Этапы
реализации
проекта:
20162017 уч.
г.
Подготовительный этап:
Определение круга чтения для данного
класса, составление списков
рекомендуемой литературы (чтение сверх
списков учитывается).
Разработка модели методического
сопровождения проекта «Ты читаешь? Это
круто!»
Разработка анкетирования для родителей с
целью изучения традиции семейного
чтения.
Выбор модели творческой работы для
класса.
Подготовка наглядности (презентация,
выставка книг).
Социологический опрос среди учащихся
«что прочитать из перечня «100 книг».Внедренческий этап:
«Старт» проекта – библиотечный урок.
Участие в работе библиотечного клуба.
Распространение информации среди
учеников (мобильный стенд библиотеки,
учитель, библиотекарь). Интервью со
старшеклассником о любимых книгах.
Систематические
собеседования
руководителей проекта с детьми о
прочитанных книгах.
Заочные экскурсии по литературным
местам Дагестана.
Презентации
книг
(ознакомление с писателем и книгой) из
перечня «100 книг».
интересных
Чтение книг.
Работа над прочитанным (ролевая игра,
литературная игра, викторина, театральная
постановка,
литературная
гостиная)
дискуссия,
Оформление индивидуальных «дневников
читателя» и общей творческой работы:
создание памяток для учеников и
родителей, участие в акции «Говорящая
закладка»
Отслеживание наполненности «дневников
читателя» Создание творческих работ для участия в
библиотечных конкурсах «С книгой
открываю мир природы»,
«Самый
читающий класс», «Ты читаешь? Это
круто!»
Завершающий этап:
Реклама проекта для учащихся пятых
классов и младших школьников и защита
творческих работ по прочитанным книгам.
Отчёт на педагогическом совете.
Презентация творческих работ и
оформление отчёта о проделанной работе
(страничка «Радуга – дуга» в газете
«Садовод»).
Проведение родительского собрания
«Традиции семейного чтения» с вручением
памяток для родителей.
Праздник для младших товарищей 1 «а»
«Как хорошо уметь читать!» с вручением
памяток «Вам, юные читатели!»
Награждение активных участников проекта
Литературные игры по страницам
прочитанных книгОбработка анкетирования по
изучению читательских интересов
одноклассников и их родителей
Возрождение традиций семейного чтенияЛитературная гостиная
«Осень в стихах русских поэтов»
Акция для читателей школьной
библиотеки «Говорящая закладка»
Посещение выставки новинок
кубанской литературы для детей
Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»
В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского
языка и литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении
позиций книги и чтения в жизни ребенка.
Задачи проекта: организация сотрудничества “ученик учитель –
родительбиблиотекарь”; возрождение традиции семейных чтений;
повышение культуры чтения в семье; приобщение учеников к
регулярному чтению детской литературы и посещению школьной
библиотеки; повышение интереса к чтению художественной
развитие их творческих способностей,
литературы школьников,расширение общего и художественного кругозора; формирование
способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного
взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по
реализации мероприятий проекта, участниками которой стали
учащиеся 5 «а» класса.
Участники группы провели социологический опрос среди
одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для
родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что
пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.
На уроках русского языка и литературы и во внеурочной
деятельности учениками были созданы буклетыпамятки для
родителей и младших товарищей. В течение первого полугодия
совместно со школьным библиотекарем пятиклассники собирали
материал для конкурсов: «С книгой открываю мир природы», «Самый
читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!», вели читательские
дневники, делились впечатлениями о прочитанных книгах. Во втором
полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о прочитанных
произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались
викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались мини
сочинения «Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа
подготовила совместно с библиотекарем презентацию для
пятиклассников и младших школьников «Ты читаешь?
Эффективность реализации проекта прослеживается в социально
личностном направлении – это приобретение опыта активной работы в
малых группах, общение. Формирование чувства уверенности в себе,
собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор
основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения,
исследовательской и творческой деятельности.