Региональный конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия!»
Моя педагогическая инициатива
Проект подготовлен Афанасьевой Василиной Васильевной,
Фроляк Ольгой Ивановной,
Петрыкиной Ольгой Игоревной
Образовательная организация- Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением испанского языка»
Контактные данные: Индекс: 299011 город Севастополь улица Гоголя Номер дома 36
Номер квартиры 25 Тел. +7 (978) 770-51-65, e-mail escuela45@rambler.ru, heyheyuniverse@mail.ru
В условиях внедрение новых ФОГОС в НОО особую важность приобретает воспитание личности творческой, способной активно воспринимать лучшие завоевания отечественной и мировой культуры. Формирование читательской активности учащихся является одним из путей решения этой задачи.
Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, что составляет основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.
Актуальность проблемы снижения культуры чтения, обусловила необходимость изучения отношения учащихся к чтению. По результатам мониторинга читательской активности учащихся ГБОУ СОШ №45: у 30 % учащихся начальной школы ярко выражен интерес к чтению, 45 % учащихся читают по необходимости литературу, предусмотренную школьной программой и более 20% опрошенных в ходе мониторинга выразили крайне негативное отношение к чтению.
Анализ данных мониторинга читательской активности школьников показал, что основными причинами, влияющим на снижение интереса к чтению, является развитие информационно-коммуникационных и игровых технологий, а также информационные потоки и школьные перегрузки. Однако еще одной причиной является отсутствие массовой пропаганды книги и чтения, примера старших товарищей увлеченных чтением.
Цель проекта привлечь учащихся школ города Севастополя, в особенности учеников начальной школы к чтению, увеличение читательской активности школьников.
В ходе реализации проекта предполагается решение следующих задач: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; формирование устойчивой мотивации к чтению проведение общественно значимых акций по продвижению книги и чтения; пропаганда среди учащихся лучших произведений печати; формирование у подрастающего поколения знаний, умений, навыков информационной деятельности; развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их в различные виды деятельности (флешмобы, игры, конкурсы, викторины, тренинги); взаимодействие с заинтересованными структурами, работающими в области социализации молодежи.
Проект проходит в три этапа.
1 этап – проектный.
- анализ и оценка имеющихся ресурсов;
- изучение читательских интересов школьников;
- создание инициативных групп для реализации проекта по разным направлениям;
- знакомство педагогов, учащихся и их родителей с программой внеурочной деятельности для учеников начальной школы «Я с книгой открываю мир»; - привлечение для сотрудничества ученический совет ГБОУ СОШ № 45, педагогов и обучающихся ГБОУ ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя», сотрудников информационного супермаркета «Атриум»; - выбор наиболее подходящих форм работы для реализации цели и задач проекта. 2 этап – практический.
- создание веб-ресурса проекта для привлечения учащихся школы и города; - разработка и утверждение программы внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир»;
- создание печатной продукции (листовок, флайеров);
- проведение флешмобов для пропаганды чтения с использованием средств визуализации, привлечением СМИ;
- организация открытых занятий, тренингов, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин, благотворительных акций. 3 этап – рефлексивно-обобщающий
- обобщение и презентация результатов проектной деятельности;
- определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Проект основан на реализации проекта программы внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир» (Приложение 1) и предполагает проведение внеурочных занятий для учащихся начальной школы. Произведения художественной литературы, предназначенные для занятий по данной
программе – это сказки. Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Программа внеурочных занятий составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Основная форма проведения занятий – игровая. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.
Широко используются приемы сказнотерапии и арт-терапии, для этого предусмотрены занятия, совместно с психологом школы Юрасовой Ириной Николаевной.
С целью привлечения внимания общественности к проблеме снижения читательской активности запланированы открытые занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков, учебных проектов, флешмобы, акции.
Наиболее масштабной акцией проекта является «Bookcrossing в 45й». Буккросинг - хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её на территории школы в самых неожиданных местах, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие. Помочь найти книги помогают разнообразные подсказки. С целью контроля книговората создана регистрация найденных книг:
Открытие полок Буккросинга запланировано в образовательных организациях города Севастополя.
Соорганизаторы проекта являются: ученический совет ГБОУ СОШ № 45 при содействии ГБОУ ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя», ГБОУ СОШ № 22, информационного супермаркета «Атриум» ТЦ «Муссон».
Участники проекта:
авторами проекта являются ученицы 10-А класса – Афанасьева Василина и Фроляк Ольга – авторы программы внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир», организаторы школьных акций, конкурсов.
инициативные группы учащихся 4-11х классов – помощь в организации и
проведении флешмобов, конкурсов, акций; педагоги : Петрыкина Ольга Игоревна – учитель испанского языка ГБОУ СОШ №45, учитель первой квалификационной категории, Юрасова Ирина Николаевна – педагог-психолог ГБОУ СОШ №45, Антонова Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя» - методическая помощь в реализации проекта, сотрудничество с образовательными организациями города Севастополя.
Финансово-экономическое обоснование проекта: для реализации проекта потребуется 10 тысяч рублей на приобретение бумаги для флайеров, листовок, краски для печати, приобретение книг художественной литературы для начальной школы, приобретение грамот, благодарностей, призов победителям и участникам внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин, флешмобов.
Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.
Ожидаемые результаты проекта: увеличение читательской активности учащихся. Перспектива развития проекта – активное использование программы внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир» педагогами школ города, проведение общегородских акций Буккросинга, общегородских флешмобов, конкурсов, благотворительных акций.
Приложение № 1
Программы курса внеурочной деятельности
«Я с книгой открываю мир»
Направление: Общекультурное.
Составитель: Афанасьева Василиса,
Фроляк Ольга
Методическая помощь: Антонова Т.В.
г.Севастополь
2015 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению М. Л. Яковлевой, автора пособий для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное». Главной целью программы можно считать создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Содержание программы «Я с книгой открываю мир» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общекультурную направленность. Новизна программы «Я с книгой открываю мир»» прослеживается в расширении круга детского чтения, в игровых формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с сказками стран мира, учатся взаимодействовать и общаться друг с другом и старшими товарищами. Одним из компонентов содержания программы являются тренинги-занятия с педагогом-психологом, практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом, участие в театрализованных постановках сказок стран мира. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д.
Актуальность программы «Я с книгой открываю мир»
Произведения художественной литературы, предназначенные для занятий по данной программе – это сказки. Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Программа внеурочных занятий составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. Основная форма проведения занятий – игровая. Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе. А настоящим читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Я с книгой открываю мир» можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных умений.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Объём: программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 45 минут. Курс рассчитан на 34 часа в год.
Формы проведения занятий беседа и обсуждение, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, художественная мастерская, психологические тренинги.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 3-4-х классов.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения курса «Я с книгой открываю мир» формируются следующие предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- культура чтения;
- восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах; - - умение общаться со сверстниками ; Регулятивные учебные умения:
- умение работать с книгой;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- умение ориентироваться в мире книг; Коммуникативные учебные умения:
- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений; - пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
внеурочной деятельности «Я с книгой открываю мир».
№ п\п |
Содержание |
Теоретические часы |
Практические часы |
Всего: |
1. |
Раздел 1. «Давайте познакомимся»
|
- |
4 |
4 |
2. |
Раздел 2. «Сказки народов мира»
|
- |
12 |
12 |
3. |
Раздел 3. «Испанские сказки» |
3 |
9 |
12 |
4. |
Раздел 4. «Сказка-лучший друг» |
- |
5 |
5 |
|
Итого: |
3 |
31 |
34 |
Тематическое планирование:
№ п\п |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Примечания |
|
Раздел 1. «Давайте познакомимся» |
|
|
1 |
Давайте познакомимся |
1 |
|
2 |
Жили-были сказки |
1 |
|
3 |
Сказки читаем и играем. |
1 |
|
4 |
Сказки читаем и играем |
1 |
|
Раздел 2. «Сказки народов мира» |
|||
5 |
Русские сказки. Игра выворачивание сказки наизнанку. |
1 |
|
6 |
Сказки Пушкина. Проект «Видео-сказка» |
1 |
|
7 |
Сказки Пушкина. Проект «Видео-сказка» |
1 |
|
8 |
Украинские сказки. Видимо и Невидимо. Игра верю – не верю. |
1 |
|
9 |
Украинские сказки. Квест «Герои сказок»
|
1 |
|
10 |
Украинские сказки. Волшебный перстень. Арт-терапия. |
1 |
|
11 |
Европейские сказки. 12 месяцев. Кукольный театр. |
1 |
|
12 |
Европейские сказки. Златовласка. Игра перевирание сказки. |
1 |
|
13 |
Братья Гримм Рапунцель. Конкурс «Лучшая иллюстрация» |
1 |
|
14 |
Братья Гримм Белоснежка и семь гномов. |
1 |
|
15 |
Андерсен Ганс Христиан Театральная постановка к Новому году на испанском языке |
1 |
|
16 |
Андерсен Ганс Христиан |
1 |
|
|
Театральная постановка к Новому году на испанском языке |
|
|
Раздел 3. «Испанские сказки» |
|||
17 |
В мире испанских сказок |
1 |
|
18 |
Дерзкая птичка. Элементы сказкотерапии. |
1 |
|
19 |
Птица-Правда. Видеолекция. |
1 |
|
20 |
Урсулета. Игра «Сказкимарионетки». |
1 |
|
21 |
Четыре элемента. Арттерапия. |
1 |
|
22 |
Ученик волшебника. Игра сказка на новый лад. |
1 |
|
23 |
Маленький галисиец. Игра «А что было потом?» |
1 |
|
24 |
Белья Флор. Элементы сказкотерапии. |
1 |
|
25 |
Педро-шутник Игра Салат из сказок. |
1 |
|
26 |
Невеста трех женихов. |
1 |
|
27 |
Переводы испанских сказкок на русский язык. |
1 |
|
28 |
Ф.М.Саманьего Стрекоза и муравей. Игра фантастическая гипотеза. |
1 |
|
29 |
Ф.М.Саманьего Стрекоза и муравей Обезьяна. Игра Сказка-калька. |
1 |
|
30 |
Ф.М.Саманьего Стрекоза и муравей Обезьяна. |
1 |
|
|
Мухи. Игра Сказкакалька. |
|
|
|
Раздел 4. «Сказка-лучший друг» |
||
31 |
Твоя сказка. Проект. |
1 |
|
32 |
Конкурс «Мой любимый герой» |
1 |
|
33 |
Сказка-лучший друг. Арт-терапия |
1 |
|
34 |
Сказочная гостиная. |
1 |
|
Приложение № 2
ДОРОГОЙ ДРУГ!
ВЫ СТАЛИ УЧАСТНИКОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ BOOKCROSSING.
BOOKCROSSING – это движение,
насчитывающее более 800 тысяч участников по всему миру.
BOOKCROSSING меняет отношение людей к
чтению и книгам. Его смысл состоит в том, что книги не должны пылиться на полках, их главная задача – приносить пользу! Другими словами, это живая библиотека.
ПРАВИЛА ПРОСТЫ:
Зарегистрируй находку
Оставь свой комментарий о книге
Прочитал – отдай другому
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ КНИГУ?
Способ №1 Вы можете зарегистрировать книгу в группе
Дневника.ру БУККРОСИНГ – ЭТО МОДНО
Способ №2 Для регистрации книги вы можете обратиться в кабинет №25 к Петрыкиной Ольге Игоревне
Способ №3 Зарегистрировать книгу вам помогут Афанасьева Василиса и Фроляк Ольга – авторы проекта
«BOOKCROSSING в школе №45»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.