По данным Всемирной Организации Здравоохранения, продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на 60% определяет его образ жизни и система питания, на 15% - наследственность, еще 15% - условия внешней среды, и лишь на 10% услуги здравоохранения. Как мы видим, питанию в нашей жизни отводится важная роль. Однако не все следуют рекомендациям диетологов. Важнейшей проблемой является отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологических исследований, периодически проводимых среди обучающихся общеобразовательных учреждений, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Эти вкусные вредные продукты»
МОУ СОШ № 100
с углубленным изучением
отдельных предметов
Содержание
Содержание
Актуальность проблемы
Цели и задачи проекта
Условия достижения целей и задач проекта
Контингент участников
Основные направления
Сроки реализации проекта
Механизм реализации проекта
Ожидаемые результаты
Материальнотехническое обеспечение
Приложение
Литература
Актуальность проблемы
данным
Всемирной
Организации
По
Здравоохранения,
продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на
60% определяет его образ жизни и система питания, на 15%
наследственность, еще 15% условия внешней среды, и лишь на 10%
услуги здравоохранения. Как мы видим, питанию в нашей жизни
отводится важная роль. Однако не все следуют рекомендациям
диетологов. Важнейшей проблемой является отсутствие у детей и
подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах
рационального питания. Так, по данным социологических
исследований, периодически проводимых среди обучающихся
общеобразовательных учреждений, лишь каждый третий школьник
старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает
витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа
жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать
одним
образовательного
из
учреждения.
направлений
работы
каждого
Цели и задачи проекта
Цель:
Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, привитие им культуры питания,
внимательного и бережного отношения к своему здоровью
Задачи:
изучить нормативноправовую базу, касающуюся вопросов здоровья
школьников;
выявить причины так называемых «школьных» болезней;
привлечь внимание родителей к проблеме правильного питания и объяснить
необходимость горячего питания для их детей
Данный проект рассчитан на 1 год и реализуется в школе с 2010 года.
Участники учащиеся 89х классов, их родители и педагоги, медицинский работник и
технолог школьной столовой МОУ СОШ № 100.
Автор и руководитель :
учитель иностранного языка Исланкина Г.П. при поддержке классного руководителя 8Б
класса Федюниной Е.В. И классного руководителя 9Б класса Маркосян Е.И.
Условия достижения целей и задач
проекта
Заинтересованность всех субъектов в
практическом выполнении целей и задач
Условия достижения целей и задач проекта
Организация сотрудничества с медицинскими
работниками школы
Организация сотрудничества с работниками
школьной столовой
Контингент участников
Учащиеся МОУ СОШ №100
Педагоги МОУ СОШ №100
Родители учащихся МОУ СОШ №100
Медицинские работники МОУ СОШ
№100
Работники столовой МОУ СОШ №100
Сроки
реализации проекта
Сентябрь 2010 – май 2011 года
Основные направления
Здоровьесберегающее
Социальноправовое
Воспитательное
Механизм реализации
(этапы реализации проекта)
I. Подготовительный этап (сентябрьоктябрь 2010)
Сбор информации
Анкетирование учеников
Интервью школьников
Мониторинг охвата горячим питанием на начало года
Изучение правовых норм
Разработка плана мероприятий
II. Основной этап (ноябрь 2010 – апрель 2011)
Выступления перед учащимися школы на классных часах
Выступления перед родителями на родительских собраниях
Выступления агитбригад
Выпуск буклетов для родителей и учащихся
III. Заключительный этап ( май 2011)
Подведение итогов (мониторинг охвата школьников горячим питанием на конец года)
Поощрение участников (вручение благодарственных писем от мед.работников)
Публикации в школьной газете
Ожидаемые результаты
I. Промежуточные результаты
На основании собранной информации, выявление проблем,
связанных с неправильным питанием
Привлечение внимания родительской общественности к
необходимости 100% охвата горячим питанием учащихся школы
Отражение содержания работы проекта в мониторинге охвата
учащихся школы горячим питанием.
II. Отдаленные результаты
Приобретение учащимися знаний о правильном питании
Формирование активной гражданской позиции
Осознание здоровья как главной ценности человека
Заинтересованность в продолжении и расширении проектной
деятельности
Система контроля
Опросы
Анкетирование
Интервью с участниками
Рождение новых мероприятий, идей
Самооценка деятельности участников проекта
Количество акций, мероприятий
Критерии эффективности
Востребованность проекта
Активность участников проекта
Уровень эмоциональноделовых отношений участников проекта
Материальнотехническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
Что приобретено
Цветные картриджи
Канцтовары
Наборы цветной бумаги для
выпуска буклетов
Сумма
1600 руб.
520 руб.
300 руб.
Итого: 2820 руб.
Выявление проблемы неправильного
питания учащихся
В ходе работы над социальным проектом «Эти вкусные вредные продукты»
одной из главных была поставлена задача выявить проблемы, связанные с
неправильным питанием школьников МОУ СОШ №100
Главная проблема практически всех учащихся школы есть и остается
привычка употреблять газированные сладкие напитки, чипсы, продукты
быстрого приготовления, выпечку, сладости в большом количестве.
Несмотря на то, что охват горячим питанием в школе №100 имеет
достаточно высокий процент, остается еще немало учащихся, которые отдают
предпочтение фастфуду вместо правильного питания.
Изучив нормативноправовую базу, касающуюся вопросов здоровья
школьников, педагоги и учащиеся школы начали работу по разъяснению
родителям и учащимся необходимости горячего питания, привитию навыков
ведения здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.
Нормативноправовая база по проблеме
школьного питания
Анализ главных законов об организации школьного
питания
Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52ФЗ «О
санитарноэпидемиологическом благополучии
населения»
Основные принципы организации питания детей и
подростков в образовательных учреждениях
Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29ФЗ «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» Закон РФ от
10.07.1992г. № 32661 «Об образовании»
Санитарные правила и нормативы
Санитарные правила и нормативы
Организация школьного питания возлагается на
образовательные учреждения и финансируется за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований. Федеральные требования к
организации и режиму питания в школе, работе школьных
пищеблоков определяются Санитарно
эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН
2.4.2.117802 от 25 ноября 2002 года), в соответствии с
которыми в общеобразовательном учреждении должны
быть организованы горячие завтраки для всех учеников и
двухразовое горячее питание для детей групп продленного
дня.
Социологический опрос среди учащихся МОУ
СОШ №100 по проблеме правильного и
неправильного питания
Результаты социологического опроса
Всего было опрошено 160 человек. По данным диаграммы
видно, что проблема хотя и не носит угрожающего
характера, однако есть немалый процент учащихся,
которые питаются неправильно и именно на эту категорию
школьников направлен данный проект.
Почти половина опрошенных уверенны в том, что еда
быстрого приготовления, газированные напитки и т.д. не
вредит нашему здоровью. Это прежде всего вкусно, а
остальное их пока не очень беспокоит. Поэтому важной
задачей является убедить этих ребят в необходимости
сбалансированного и правильного питания
Интервью с медицинским
работником школы
(фрагмент)
Г.П.: Надежда Николаевна, какие наиболее распространенные заболевания школьников
отмечаются в настоящее время?
Н.Н.: Самыми распространенными заболеваниями среди учащихся школ были и все еще
остаются сколиоз (84%), ухудшение зрения (53%) и заболевания желудочнокишечного
тракта (50%)
Г.П.: С чем, на Ваш взгляд, связаны такие показатели?
Н.Н.: Малоподвижный образ жизни, неправильная осанка, работа за компьютером
длительное время и, конечно же, неправильное питание.
Г.П.: Как с этим бороться?
Н.Н.: Соблюдать режим труда и отдыха и обязательно в течение учебного дня должно
быть полноценное горячее питание.
Г.П.: Иными словами, исключить перекусы на переменах, бутерброды, чипсы и т.п.
продукты?
Н.Н.: Совершенно верно! Возьмем меню школьной столовой. Здесь приведена раскладка
за неделю. Рассчитаны суточные калории, питание сбалансировано, присутствуют
витаминизированные продукты. Продукты питания экологичные и щадящие, поэтому у
регулярно питающихся полноценным горячим питанием школьников снижаются
заболевания желудочнокишечного тракта, отсутствуют обострения. Классным
руководителям необходимо вести постоянную работу с родителями по охвату учащихся
горячим питанием.
Г.П.: Надежда Николаевна, большое спасибо за интересную беседу.
Выступление учителя биологии
Хамковой Татьяной Алексеевной
перед родителями и педагогами
(фрагмент)
Культура здоровья – неотъемлемая часть общей культуры человечества.
Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в
действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни.
Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера,
увлекаются фастфудами, кондитерскими продуктами и мало что знают о
здоровом питании. Многие родители учеников не обращают внимания на эту
серьезную проблему, ну считая угрозой для здоровья. Поэтому перед
педагогами встают следующие задачи: обучение, профилактика, оказание
моральной, психологической и физической помощи учащимся с целью познания
азбуки здоровья и долголетия. Для их решения уроки биологии являются
благотворным фоном. Задача учителя биологии – познакомить учащихся с
основами медицинских знаний, обучить их навыкам профилактики и
оздоровления, помочь в ориентации на здоровый образ жизни. Если
обратиться к статистике уровня здоровья учащихся нашей школы, то на первом
месте среди хронических заболеваний выходят заболевания ЖКТ. На
основании этих данных на уроках биологии необходимо обратить внимание на
здоровье зубов, изменение пищевого поведения с целью улучшения работы
ЖКТ, обратить внимание на важность режима питания, на пользу горячего
питания, рассказать о негативном влиянии нервного состояния на
пищеварительную систему, вредных привычек.
Будущих хозяек воспитывают в
школе
Реализация проекта
Выступления на
родительских собраниях
на тему: «Здоровое
питание школьников»
Проведение внеклассных
мероприятий для учащихся школы
на тему: «Эти вкусные вредные
продукты»
Проведение анкетирования
учащихся
Литература
Конституция РФ
Семейный кодекс
Конвенция по правам ребенка
Международные правовые акты и декларации
Закон РФ об образовании