Тема работы: Образовательная деятельность по программе
«Социокультурные истоки» в подготовительной группе «Семейные традиции»
Тема образовательной деятельности
«Традиции нашей семьи»
Тема месяца Семейные традиции
Возрастная группа Подготовительная группа
Осваиваемая категория Традиции праздника
Ключевые понятия по теме
гостеприимство и радушие, глубочайшее почитание родителей, , трудолюбие.
Интеграция образовательных областей Речевое развитие, познавательное развитие
Цель Формирование духовно-нравственной основы личности
Задачи 1 Воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.
2. В области коммуникации раскрыть значение понятия "Семейные традиции" на примере гостеприимства, проведения праздников и
организации совместного отдыха;
3. В области социализации расширять представления детей о народных традициях; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
Активная форма образовательной деятельности Работа в паре
Материалы и оборудование
Книга 5 для развития детей 6-7 лет "Семейные традиции", музыкальное аудио сопровождение, листы с заданиями, карандаши.
Предварительная работа
1. - знакомство детей с первой частью книги "Семейные традиции", чтение рассказа О. С. Абрамова "Семейная радость", сказа П. П.
Бажова "Живинка в деле", рассказа И. С. Шмелева "Благовещение";
2. - работа с пословицами по книге №5 Семейные традиции;
3. - семейное чтение по теме «Моя дружная семья»:
4. - игровая деятельность «Наша дружная семья»;
5. - рисование "Традиции моей семьи", "Любимая пословица о семье".
Ход ОД
1. Подготовительный этап (присоединение)
В зал входят дети. Звучит песня о семье.
Где-то на белом свете наша семья живет, Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем! Ла-ла-ла… Дружная у нас семья!
Воспитатель: Ребята мы сейчас с вами прослушали песню, скажите, а о ком эта песенка?
Дети: О семье.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, для чего человеку семья?
Дети: в семье все друг другу помогают, любят, уважают, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Да, молодцы! В хорошей, дружной семье у каждого члена семьи есть свои обязанности. Недаром говориться в народе: «Не нужен и клад, если в семье лад».
Давайте поиграем в игру, "Какая моя семья"
(Дети, передавая по часовой стрелке мягкую игрушку «сердечко»,
поочередно, называют слова. Начинает воспитатель: моя семья счастливая, дети - дружная, большая, крепкая, трудолюбивая, веселая, любимая, заботливая, спортивная, добрая и т. д.)
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно
сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте».
Воспитатель: Ребята, в каждой семье есть свои традиции, делающие жизнь в семье интересной и насыщенной.
- А что такое традиция? (Ответы детей)
Воспитатель: традиции - это обычаи, принятые в конкретной семье.
Например, семейной традицией может стать поездка в сей семьей в какое-то конкретное место. Или привычка собираться всей семьей на выходных и на праздники. Семейные традиции возникают в семье и передаются от родителей к детям.
- Давайте вспомним, какая традиция была в семье Маши из рассказа "Семейная радость" (имянаречение).
- Что помогло Тимофею Ивановичу найти живинку в своем деле в рассказе П. П. Бажова? (трудолюбие и старание)
- Какие трудности встретились мастеру на пути?
Воспитатель: Да, праведное отношение к делу, он стремился познать все тонкости своего дела.
Воспитатель: Семейные традиции – это те добрые дела, события, праздники в жизни семьи, которые повторяются каждые год.
- Расскажите, пожалуйста, о традициях вашей семьи (дети рассказывают о
своей семейной традиции передавая мягкую игрушку сердечко, воспитатель первый начинает рассказывать о своей семейной традиции)
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами в детском саду тоже небольшая семья
– дружная, трудолюбивая, веселая … дополняйте меня какая наша еще группа?
Дети: Спортивная, добрая….
Воспитатель: А какие традиции есть в нашей группе? в детском саду? (традиция празднования дней рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта, рождество).
Воспитатель: Вы любите отдыхать с семьей….
- Я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
2. Основной этап: Работа в парах.
индивидуальный этап
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат листы с иллюстрациями.
Внимательно их рассмотрите и отметьте знаком + те, на которых изображены семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. На работу вам дается 2
минуты для этого у нас есть песочные часы, итак засекаем время. Воспитатель: Ну что ребята время закончилось.
групповой этап
Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображены
семейные традиции, которые вы соблюдаете дома. Расскажите друг другу, почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному
решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе.
Время работы – 3 минуты.
(Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждает детей о своевременном завершении диалога).
Воспитатель: А теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение.
(Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили…».
Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку).
Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому?
Воспитатель: А теперь послушайте, пожалуйста, внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Воспитатель даёт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).
Воспитатель: Семейные традиции, нужны потому, что они укрепляют семью. Соблюдая семейные традиции, люди чувствуют себя частью семьи, они осознают, что точно так же поступали их отцы и деды и чувствуют себя одним из многих поколений семьи, на место которых со временем придут
следующие поколения.
3. Рефлексия
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? Хотели ли бы вы поделиться со своими родными своими знаниями, получившими сегодня?
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вместе с родителями дома оформить страницу нашего альбома «Дружная семья». В которой отразить традиции своей семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.