Социокультурные и педагогические приобщения к чтению учащихся с ОВЗ

  • Семинары
  • docx
  • 14.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели, Задачи и Способы приобщения к чтению учащихся с Ограниченными Возможностями Здоровья через творчество. Как найти подход, как заинтересовать ребенка с ОВЗ, какими приемами пользоваться, чтобы приобщить к чтению. Суметь направить, найти интересное занятие для закрепления прочитанного. Как раскрыть читательский талант у таких детей.
Иконка файла материала Социокультурные и педагогические приобщения к чтению учащихся с ОВЗ.docx
Социокультурные и педагогические приобщения к чтению учащихся с ОВЗ  «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без  пищи». К.Г. Паустовский Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей,  их познавательных интересов, умений, навыков самообразования и, конечно, творческих  способностей. Наше время ­ это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать  нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к  жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей  задачей современной школы. Такой процесс затрагивает  все этапы развития личности  ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений,  привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. С уверенностью могу сказать, что истинная цель обучения ­ это не только овладение  определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности,  сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие  творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших  классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна  выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе  нужно учиться творчеству. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно  создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую  деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок  рождаются и развиваются способности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в  работе с которыми формы художественно­эстетического освоения мира используются не  только как средство их художественной культуры, но и оказывает лечебное воздействие,  является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, помогает детям  развиваться и жить. Это шанс реализоваться в этом мире. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной  деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой,  разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на  традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное  педагогическое творчество. С помощью и участием всего педагогического коллектива специалистов нашей школы,  созданы условия для формирования активной личности, через включение в системутворческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности,  индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. В своей работе я опираюсь на: деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которой должны быть использованы  разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно­ориентировочная,  трудовая, художественно­творческая, игровая, физкультурно­оздоровительная,  коммуникативная. ∙ Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая  отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической  направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его  творческие силы, отвергая принуждение. ∙ Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается  на их естественное развитие. ∙ Игровые технологии (Иванов И.П.). ∙ Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С. Основным методом моей работы является проявление собственного творческого интереса и вовлечение учащихся в эту деятельность. Очень важен системный подход к формированию творческого потенциала обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья и развитию у них природных творческих  способностей.  Приобщение к художественной литературе во внеурочное время ценно ещё и в том  отношении, что дети чаще всего занимаются по собственному желанию, проявляя интерес  к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном  отношении, так как раскрывает способности ребёнка, приносит ему большое  удовлетворение. Цель педагогического опыта:  формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и  для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности,  способной к творческому труду в любом виде деятельности, учить детей слушать чтение,  воспитывать грамотного читателя. Создание условий для проявления и развития обучающихся своих интересов на основе  свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных  традиций. Задачи, способствующие достижению цели:           развитие художественно­творческих, индивидуально выраженных способностей,  образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей  с ограниченными возможностями здоровья в процессе приобщения к художественной  литературе. стимулирование интереса к художественной литературе. воспитание нравственных качеств личности детей. Методы, способствующие достижению цели: Интегрированные уроки совместно с учителями русского языка и чтения, логопедами,  психологами Интегрированные занятия совместно с районной библиотекой (ходим в библиотеку  и библиотекари приходят к нам) Самостоятельное чтение художественных произведений, детских журналов, газет  как в школьной, так и в районной библиотеках; Беседы по прочитанному;  Заучивание наизусть;  Когда­то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес  следующие слова: "стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные  чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их  помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку".  И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарный запас, формирует  навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.  Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные  качества. Пересказ произведений; Выразительное чтение. Тестовые формы контроля разноуровневое обучение по ФГОС по форме  деятельности ввиде индивидуальной рефлексии (сильные учащиеся готовят выступления  в форме анализа, со средней успеваемостью и слабые учащиеся используют выступления в виде предложений «…я понял, …я научился,…я вынес из этого урока…» Разгадывание кроссвордов с использованием словарей, энциклопедий Конкурсы чтецов      Литературная гостиная, приглашаем в гости писателей, редакторов газет, тесно  сотрудничаем с фольклорным Домом Бокова Учащиеся готовят доклады, сообщения о жизни писателей, поэтов, художников,  музыкантов Экскурсии в музеи, дома творчества Театрализованные представлениия; Концерты и спектакли, недели детской книги, посвященные деятелям искусств,  писателям поэтам, художникам, музыкантам, юбилярным книгам и произведениям Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке,  аппликации); Представленный опыт работы направлен на воспитание и интеллектуальное развитие  обучающихся с ОВЗ в процессе приобщения к художественной литературе. Системно­ деятельностный подход поможет выявить, насколько успешно обучающиеся овладевают  различными видами творчества. ЧТЕНИЕ играет важную роль для развития любого  человека, повышает культурную и читательскую компетентность обучающихся, повышает  уровень грамотности, улучшается владение русским языком, пробуждает интерес к  истории и культуре. Хорошо организованная, продуманная деятельность помогает ученику  стать  инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца и  добиваться положительных результатов. «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке  памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в  этом мире».  Василий Александрович Сухомлинский Доклад построен на личном опыте