Цели, Задачи и Способы
приобщения к чтению учащихся с Ограниченными Возможностями Здоровья через творчество.
Как найти подход, как заинтересовать ребенка с ОВЗ, какими приемами пользоваться, чтобы приобщить к чтению. Суметь направить, найти интересное занятие для закрепления прочитанного. Как раскрыть читательский талант у таких детей.
Социокультурные и педагогические приобщения
к чтению учащихся с ОВЗ
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без
пищи». К.Г. Паустовский
Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей,
их познавательных интересов, умений, навыков самообразования и, конечно, творческих
способностей.
Наше время это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к
жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей
задачей современной школы. Такой процесс затрагивает все этапы развития личности
ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
С уверенностью могу сказать, что истинная цель обучения это не только овладение
определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности,
сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие
творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших
классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна
выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе
нужно учиться творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно
создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую
деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок
рождаются и развиваются способности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в
работе с которыми формы художественноэстетического освоения мира используются не
только как средство их художественной культуры, но и оказывает лечебное воздействие,
является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, помогает детям
развиваться и жить. Это шанс реализоваться в этом мире.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной
деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой,
разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на
традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное
педагогическое творчество.
С помощью и участием всего педагогического коллектива специалистов нашей школы,
созданы условия для формирования активной личности, через включение в системутворческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности,
индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
В своей работе я опираюсь на: деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которой должны быть использованы
разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностноориентировочная,
трудовая, художественнотворческая, игровая, физкультурнооздоровительная,
коммуникативная.
∙ Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая
отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его
творческие силы, отвергая принуждение.
∙ Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается
на их естественное развитие.
∙ Игровые технологии (Иванов И.П.).
∙ Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.
Основным методом моей работы является проявление собственного творческого интереса
и вовлечение учащихся в эту деятельность.
Очень важен системный подход к формированию творческого потенциала обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и развитию у них природных творческих
способностей.
Приобщение к художественной литературе во внеурочное время ценно ещё и в том
отношении, что дети чаще всего занимаются по собственному желанию, проявляя интерес
к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном
отношении, так как раскрывает способности ребёнка, приносит ему большое
удовлетворение.
Цель педагогического опыта:
формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и
для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности,
способной к творческому труду в любом виде деятельности, учить детей слушать чтение,
воспитывать грамотного читателя.
Создание условий для проявления и развития обучающихся своих интересов на основе
свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных
традиций.
Задачи, способствующие достижению цели:
развитие художественнотворческих, индивидуально выраженных способностей,
образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей
с ограниченными возможностями здоровья в процессе приобщения к художественной
литературе.
стимулирование интереса к художественной литературе.
воспитание нравственных качеств личности детей.
Методы, способствующие достижению цели:
Интегрированные уроки совместно с учителями русского языка и чтения, логопедами,
психологами
Интегрированные занятия совместно с районной библиотекой (ходим в библиотеку
и библиотекари приходят к нам)
Самостоятельное чтение художественных произведений, детских журналов, газет
как в школьной, так и в районной библиотеках;
Беседы по прочитанному;
Заучивание наизусть;
Когдато знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес
следующие слова: "стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные
чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их
помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку".
И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарный запас, формирует
навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные
качества.
Пересказ произведений;
Выразительное чтение.
Тестовые формы контроля разноуровневое обучение по ФГОС по форме
деятельности ввиде индивидуальной рефлексии (сильные учащиеся готовят выступления
в форме анализа, со средней успеваемостью и слабые учащиеся используют выступления в
виде предложений «…я понял, …я научился,…я вынес из этого урока…»
Разгадывание кроссвордов с использованием словарей, энциклопедий
Конкурсы чтецов
Литературная гостиная, приглашаем в гости писателей, редакторов газет, тесно
сотрудничаем с фольклорным Домом Бокова
Учащиеся готовят доклады, сообщения о жизни писателей, поэтов, художников,
музыкантов
Экскурсии в музеи, дома творчества
Театрализованные представлениия;
Концерты и спектакли, недели детской книги, посвященные деятелям искусств,
писателям поэтам, художникам, музыкантам, юбилярным книгам и произведениям
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке,
аппликации);
Представленный опыт работы направлен на воспитание и интеллектуальное развитие
обучающихся с ОВЗ в процессе приобщения к художественной литературе. Системно
деятельностный подход поможет выявить, насколько успешно обучающиеся овладевают
различными видами творчества. ЧТЕНИЕ играет важную роль для развития любого
человека, повышает культурную и читательскую компетентность обучающихся, повышает
уровень грамотности, улучшается владение русским языком, пробуждает интерес к
истории и культуре.
Хорошо организованная, продуманная деятельность помогает ученику стать
инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца и
добиваться положительных результатов.
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке
памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в
этом мире». Василий Александрович Сухомлинский
Доклад построен на личном опыте