СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.
Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим - звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных...
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) желает общаться в широком кругу — используются все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограничен ном кругу — «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
в) несформированная потребность в общении — выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, до верительные, приятные отношения — люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:
а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов — наличие опыта общения с ними;
б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) — значимая среда в общении;
в) половое преобладание в общении — наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул ») или неуверенность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимую информацию, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).
|
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)
Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).
Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. ВI части исследуются отношения со сверстниками, во II — отношения в семье, в III — отношения с воспитателями, учителями, в IV — отражается значимость образа воспитателя, учителя, в V — исследуется референтная группа ребенка.
Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.
Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (со-циоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).
Вопросы
I
1. С кем ты обычно играешь?
2. С кем тебе нравится играть больше всего?
3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?
4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?
5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?
6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?
7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?
8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?
9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?
10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?
II
1. С кем ты любишь играть дома?
2. С кем ты не любишь играть дома?
3. С кем ты любишь заниматься дома?
4. С кем ты не любишь заниматься дома?
5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?
6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?
7. С кем ты любишь гулять?
8. С кем ты любишь вместе обедать?
9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?
10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?
III
1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?
2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?
3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?
4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?
5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?
6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?
7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?
8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?
9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?
10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?
IV
1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?
2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?
3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?
4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь воспитателя (учителя)? '5. Если тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?
6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?
7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?
8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?
9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?
- |
10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.