Слайд 2.
Личность, группа, коллектив, общество – это явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального круга, в котором он существует. Социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека разнообразное по силе и характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Воздействие социальных факторов микросреды малых групп имеет большое значение, поскольку определяющими факторами в малой группе являются отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения межличностных отношений в малой группе является метод социометрии.
Слайд 3.
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Данный метод является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Слайд 4.
С помощью социометрии
можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой
деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов
конкретных групп.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального
и неформального лидеров для перегруппировки людей в команды так, чтобы снизить
напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых
членов группы.
Социометрическая методика весьма полезна в работе по совершенствованию отношений в коллективе.
Основной плюс данной методики в том, что она проводится групповым методом и не требует больших временных затрат. Сама процедура проводится около 15 минут, обработка и интерпретация результатов, конечно, подольше, но она понятна и посильна для каждого. Социометрия позволяет определить неформальных лидеров. Используя эти знания, можно перенаправить отношения в коллективе в сторону конструктивности и комфортности.
Простота использования и открывающееся после завершения работы над методикой поле деятельности делают эту методику привлекательной. Но всё же стоит отметить отсутствие возможности для достаточно глубокого и всестороннего анализа личности, группы и всего коллектива, ведь фиксируются не все моменты, а преимущественно эмоциональные отношения, выраженные в симпатии или безразличии; остаются в тени мотивация, причины тех или иных отношений индивидов, наблюдается сравнительно небольшая информативная ценность.
Слайд 5
· Исследованию может подвергаться любая категория лиц, начиная с дошкольников.
· Группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее трех месяцев).
· Все выборы членами группы должны делаться самостоятельно
· Вопросы формулируются таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы.
Как выглядит сама процедура?
Процедура проведения методики проста, но требует последовательности и верности предписаниям.
1. Вначале экспериментатор ставит определённые задачи исследования и подбирает вопросы, которые являются критериями оценки взаимоотношений в группе.
2. Экспериментатор входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится сформировать доверительные отношения. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу.
3. 3-й этап - включает в себя: инструктирование участников, раздачу и заполнение социометрических карточек. Соглашаясь на участие в проведении методики, педагоги должны соблюдать её условия.
4. Завершающий этап - обработка информации, представление ее в свернутом виде. На основе полученных данных делается вывод о положении каждого члена коллектива в среде коллег. Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы.
Слайд 5.
В коллективе 16 педагогов, они не входят в состав администрации,
работают вместе различные периоды от одного года до 20 лет, все педагоги
женского пола.
Анкета состоит, из 4 вопросов, 2 из которых на выявление «социометрической
позиции», т.е. соотнесения членов группы по признакам симпатии – антипатии.
Анкета заполнялась анонимно. Ее заполнение заняло 3-4 минуты.
В результате, по социометрическому статусу сотрудники были отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, было определено, насколько положителен статус каждого педагога в группе, то есть насколько адаптирован сотрудник в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого работающего.
Из социограммы видно, что в педагогическом коллективе есть 3 популярных сотрудника, которые получили максимальное количество выборов, следовательно, данные педагоги имеют достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворены своим положением. Они состоят в одной группировке, что позволяет сделать вывод о том, что эти педагоги являются ядром коллектива и его активом.
Полученная социограмма
показывает так же, что в коллективе есть изолированные, непопулярные сотрудники
с нулевым социометрическим статусом - аутсайдеры, которых
не выбрал никто. Аутсайдерами группы являются люди, недавно устроившиеся на
работу и не успевшие в полном объеме влиться в коллектив и показать свои
возможности.
Социограмма показывает, что в целом, коллектив имеет сплоченное «ядро», способное влиять на принятие решений в коллективе.
Результаты данного метода могут быть использован руководителем при принятии управленческих решений и урегулировании конфликтных ситуаций среди педаогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.