В разработке урока по теме соцветие и их биологическое значение входят методические указания, конструктивная карточки задания по определению типов соцветия. Отгпдай загадки и узнай по ответу к какому типу соцветия относится ответ загадки. Закрепление пройдено темы поуровневое домашнее задание с внесением отметок.
Документ Microsoft Word.docx
Урок 2. “Соцветия и их биологическое значение”
Задачи:
познакомить с наиболее распространенными соцветиями и их биологической ролью;
показать целесообразность природы, проявляющейся в оптимальном строении
различных типов цветков;
воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, показать красоту на
примере соцветий.
Оборудование:
цветки тюльпанов, нарциссов, соцветия вишни, черемухи, яблони, примулы, ивы и
других растений;
гербарий соцветий;
пакеты с набором соцветий, таблицы;
диафильм “Понятие о соцветиях”.
Тип урока: комбинированный.
Методические указания: проверка знаний о строении цветка (уплотненный опрос).
Нарисовать цветок и подписать его части – у доски один ученик. В это же время
проводится устная индивидуальная и фронтальная проверка знаний карточкам;
уточняются по понятия о строении тычинок, пестика, семязачатка, особенности строения
сростнолепестных и раздельнолепестных, обоеполых и однополых цветков.
Можно предложить учащимся прочитать стихи, пословицы или загадки о цветах.
После краткого обобщения учитель демонстрирует цветок тюльпана, соцветия вишни и др.
Возникает вопрос: почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные
располагаются, как правило, по одному? Ставится задача урока. В процессе беседы
выясняется, какие соцветия школьникам известны. Учитель предлагает сформулировать
определение соцветия и проверить его по учебнику, затем найти ответ на вопрос: каково
биологическое значение соцветия? (Ответ проверяется по учебнику). Учитель объясняет,
как по расположению цветков на цветоносном побеге определяются типы соцветий, и
подчеркивает, что разнообразие соцветий – это результат удивительного приспособления
растений к различным условиям жизни.
Инструктивная карточказадание. Определение типов соцветий по гербарным
материалам
1. Кисть – цветки располагаются поочередно на длинных цветоножках (смородина,
черемуха, редька дикая, ландыш, акация). 2. Простой колос – на главной оси стебля расположены сидячие или на очень коротких
цветоножках цветки (подорожник, каштан).
3. Сложный колос – на главной оси сидят не одиночные цветки, а мелкие колоски
(рожь, пшеница, ячмень, пырей).
4. Початок – очень схожий с простым колосом, но имеет мясистый утолщенный
главный стержень (кукуруза, рогоз, аир).
5. Зонтик простой – имеет укороченную главную ось. Цветки на длинных цветоножках,
выходят из одного места, образуя “зонт” (вишня, примула, ясень, лук).
6. Метелка, или сложная кисть – от главной оси отходят мелкие кисти, которые в
свою очередь, еще дают разветвление (полынь, овес, мятлик, мужские соцветия
кукурузы).
7. Корзинка – имеет расширенную, как чаша, мясистую цветочную ось. На ней
расположено множество мелких цветков. По краям окружена крупными листьями,
которые называют оберткой (подсолнечник, ромашка, васильки, астры).
Дополнительно учащиеся знакомятся с соцветиями:
8. Зонтик сложный – отличается от простого тем, что на концах осей находятся не
одиночные цветки, а маленькие зонтики (морковь, петрушка, укроп).
9. Головка – имеет общее строение с простым зонтиком, но у головки очень укорочена
и утолщена цветоносная ось. Цветки сидячие или на коротких цветоносах (клевер).
При подведении итогов учащиеся дают определение соцветия, его биологической роли.
Учитель оценивает усвоение материала и умение определять типы соцветий. Еще раз
внимание учащихся заостряется на большом многообразии цветков и соцветий.
Отгадайте загадки и определите тип соцветия
1.
Вечно сумрачно под елью
Пахнет сыростью и прелью.
Под ее мохнатой лапой
Светят матовые лампы.
(Ландыш – кисть)
2.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят.
(Пшеница – сл. колос)
3. Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода – снаружи.
(Кукуруза – початок).
4.
Сижу на ветке, кругла как шар,
Вкусна, как мед, красна как кровь.
(Вишня – зонтик простой)
5.
Золотое решето черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник – корзина)
Учитель демонстрирует слайды, гербарий, таблицы распространенных соцветий. В это
время звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Назовите фамилию
композитора и название произведения.
Задание на дом: соответствующий § учебника, подобрать иллюстрации различных типов
соцветий.
Соцветие и их биологическое значение
Соцветие и их биологическое значение
Соцветие и их биологическое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.