Совершенствование качества воспитательного воздействия на формирование личности будущего специалиста в процессе обучения
Профессиональное воспитание: проблемы и технологии.
Практика обучения в СПО и психолого-педагогические исследования давно доказали необходимость полного отказа от представления об учебном процессе как о сообщении и передаче информации. Современный педагог профессиональной школы – это организатор совместной познавательной деятельности, в которой главное действующее лицо – учащийся. С этих позиций основной задачей становится усвоение им способов формирования себя как профессионала.
Профессиональное воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств. К основным компонентам профессионального воспитания можно отнести: мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самосознании и самосовершенствовании; формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознание своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.
Современные педагогические технологии профессионального образования обеспечивают активное усвоение учащимися предусмотренного программой объёма знаний параллельно с формированием качеств профессионала, развитием профессиональной культуры, обеспечивающих профессиональное становление и совершенствование на протяжении всей трудовой деятельности. Такая технология может быть охарактеризована как технология профессионального воспитания, призванная организационно упорядочить учебный процесс, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями образовательного учреждения. Технология профессионального воспитания требует делового сотрудничества педагогов и учащихся в соответствии с принципами единства форм с индивидуальными, личностно - ориентированного подхода к обучению, включенности каждого в коллективную работу при разных формах распределения труда, оказание дифференцированной помощи, разработку индивидуально дозированных заданий с учетом способностей учащихся. При этом преподаватели играют консультативную роль, помогают учащемуся самостоятельно понять мотивы и смысл собственных устремлений, желаний, мыслей, поступков на пути к самосовершенствованию.
Корректируя вместе с преподавателем свои взгляды, потребности, идеалы, руководствуясь собственными представлениями относительно совершенствования качеств , необходимых для профессионального становления, учащийся достигает определённого соответствия между собственным «Я» и требованиями, предъявляемые педагогом.
Базовый технологический комплекс «задача – диалог – игра» создаёт ценностно–смысловое поле межсубъектного общения. В этой ситуации происходит естественная интеграция процессов обучения и воспитания, когда содержание обучения усваивается как личностная ценность, а преподавателю удаётся обращаться не только к знаниям, умениям и навыкам учащегося, но и к более глубоким структурам его профессионального сознания, находящимся в стадии профессионального становления.
Любой предусмотренный индивидуальной программой материал рассматривается в виде системы задач, разными способами связанных с жизненно–смысловой сферой обучающегося, развитием его профессиональной культуры.
. О воспитательном эффекте уроков математики
Математика в отличие от большинства других преподаваемых дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие наш окружающий мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики, которых почти не знают преподаватели других дисциплин: перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношением между ними и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции,- такая дисциплина, очевидно, лишь в некоторых случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.
Рассмотрим несколько рычагов воспитательного воздействия: специфическая для математики логическая стройность и строгость умозаключений призваны воспитывать в учащихся общую логическую культуру мышления; предметно-содержательное оснащение математических задач при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения цифр и данных, способных значительно расширить кругозор учащихся, поднять их культурный уровень.
Изучая математику, учащийся встречает высокую требовательность к полноценной аргументации. Вначале она удивляет, отталкивает, пугает его, кажется ему излишней, сверхмерной. Но постепенно, день за днём, он к ней привыкает. Задача педагога сделать этот процесс быстрее и продуктивнее. Можно приучить своих учащихся к взаимной критике: когда один из них что-либо доказывает ли, решает задачу перед всей группой, все остальные должны возможные возражения и немедленно их высказывать. Ученик, который «отобьется» от таких возражений, заставит умолкнуть всех своих критиков, неизбежно испытает законную радость победы. Вместе с тем он почувствует, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему эту победу. А раз, почувствовав это, он неизбежно научится уважать это оружие, постарается, чтобы оно всегда было при нем. И конечно, не только в математических, но в любых других дискуссиях он все больше и настойчивее будет стремиться к полноценности аргументации.
Этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления, в особенности, если учесть, что учащийся привыкает быть беспощадно требовательным к полноценности аргументации не только в споре, но и в своём мышлении.
Помимо специфических, особо строгих требований к логической правильности умозаключений, математика отличается от других преподаваемых в школе наук так же и стилем своего мышления.
Характерной чертой математического стиля мышления является его лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший, ведущий к данной цели логический путь, беспощадное отбрасывание всего, в чем нет абсолютной необходимости для безупречной полноценности аргументации. Черта эта имеет большую ценность не только для математического, но и для любого другого серьезного рассуждения; лаконизм, стремление не допускать ничего излишнего, помогает и самому мыслящему, и его читателю или слушателю полностью сосредоточиться на данном ходе мыслей, не отвлекаясь побочными представлениями и не теряя непосредственного контакта с основной линией рассуждения.
Наконец, следует упомянуть ещё об одной чисто внешней традиции математического стиля, могущей при надлежащих условиях приобрести воспитательное значение, которыми нельзя пренебрегать. Я имею ввиду свойственную математике скрупулезную точность символики. Каждый математический символ имеет строго определённое значение; замена его другим символом или перестановка на другое место, как правило, влечёт за собою искажение, а подчас и полное уничтожение смысла данного высказывания. Учащийся, не привыкший ещё относиться с достаточной требовательностью к точности устной речи и письменного изложения, вначале может с некоторым легкомыслием отнестись к неуклонным и настойчивым предложениям учителя – вести математическую запись с абсолютной точностью ; эти требования могут даже показаться ему педантичными и вызвать насмешку. Однако он очень быстро убедиться на собственном опыте, что безукоризненной точности математической записи в математике влечёт за собой немедленную расплату: он сам теряет возможность понять смысл записанного, вынужден гадать, угадывает неверно и либо получает неправильный ответ, либо вообще лишает себя возможности решить задачу.
Убедившись таким образом, что точность символической записи соответствует его собственным интересам, он начинает следить за собою в этом направлении, и постепенно строгая правильность математической символики становиться его привычкой. Но такого рода привычка, приобретённая в какой-либо одной сфере мышления, неизбежно приводит к воспитанию и общего стиля мышления учащегося; он начинает точнее выражаться и в устной речи, и в письменном изложении.
Работа над усвоением математической науки неизбежно воспитывает в молодом человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Добросовестная и серьёзная работа над приобретением и укреплением знаний в любой научной области требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встрече неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве неизбежно воспитывает у учащегося соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не в падать в уныние при неудачах. Непосредственно ясно, какое решающее значение имеют все эти черты для развития морально и общественно полноценной человеческой личности и поэтому с каким вниманием учитель должен следить за максимальным использованием своих уроков в целях воспитательного воздействия в указанном направлении.
Одним из направлений в достижении заданной цели являются математические задания. Их важная черта состоит в присущем им значительном большинстве случаев творческом характере. Именно этот творческий, исследовательский характер математических заданий более чем либо другое влечёт к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта учащегося. Тот, кто изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь его испытать. Никакие трудности его не остановят, сила его порыва и устремления, его усидчивость и выдержка в преодолении препятствий будут крепнуть с каждым новым достижением, а неудачи, ошибки, временные крушения и поражения он научиться встречать, как подобает истинному борцу, не опуская перед ними руки, а черпая в них источник и стимул для все новых и новых напряжений мысли и воли.
В заключении можно сказать, что сколько-нибудь заметный воспитательный эффект уроки математики (и не только математики) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию, ее историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.