Совершенствование речевых умений и навыков учащихся
Оценка 4.7

Совершенствование речевых умений и навыков учащихся

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
25.11.2020
Совершенствование речевых умений и навыков учащихся
Материал из опыта работы, предлагает систему заданий от простого к сложному. Задания можно готовить по подобию предложенных, что поможет в работе учителю по развитию речевых навыков учащихся.
публикация.docx

Совершенствование речевых умений и навыков старшеклассников.

Перед каждым учителем всегда стояла и будет стоять проблема развития и совершенствования речевых умений и навыков.  Всю систему заданий по совершенствованию речевых умений и навыков можно условно разделить на несколько групп.

В первую мы относим упражнения аналитического типа: сформулировать основную мысль высказывания, озаглавить текст, объяснить правку текста, выполненную автором, найти часть, в которой содержится доказательство, последить употребление языковых средств.

Вторая группа включает в себя упражнения аналитико-речевого характера:  найдите олицетворение, объясните его роль в данном тексте.

Третья группа состоит из упражнений по переработке готового текста с его исправлением. В результате возникает новый текст или обновлённый: в сказке «Красная шапочка» замените все эпитеты на противоположные. Перескажите новую сказку.

Четвёртая группа – это создание нового текста на основе данного: сжатое или подробное изложение, изложение данного текста с продолжением.

Выполнение заданий от первой группы до последней содержит нарастание трудностей, постепенно усложняет деятельность учащихся. Эта работа наиболее продуктивна, когда она включается учителем в  изучение текста художественного произведения.

Следует обратить внимание на обязательное включение усвоения слов, смысл которых обучающиеся сами осознать не смогут. Например, изучая стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», весь анализ стихотворения стоим на смысловой нагрузке обращения «Мой первый друг, мой друг бесценный!».

На уроке литературы есть все условия для создания психологических ситуаций речевого общения и организации речевой практики. Для этого ставим перед учащимися такие задачи, чтобы появилась необходимость участия в диалоге, диспуте. Т.е. необходимость высказать свою точку зрения, свои суждения по поводу прочитанного.

В работу по совершенствованию речевых навыков надо обязательно включать задания по обогащению речи фразеологизмами, синтаксическими конструкциями. Основным источником новых слов должны стать словари, контекст изучаемого произведения.  Это обязательное условие при подготовке обучающихся к изучению литературного текста, т.к. современные школьники далеки от особенностей лексики прошлых веков.

Следует стимулировать использование учащимися при характеристике литературного героя цитатного материала.

Обогащает речь школьников и усвоение ими лексических норм, норм лексической сочетаемости. Поэтому слово лучше рассматривать в контексте. Можно предложить рассмотреть черновики автора и окончательный вариант.

Для совершенствования речевых навыков рекомендую приучать обучающихся внимательно слушать ответы товарищей, делать заметки, а потом охарактеризовать ответ и по содержанию, и по форме.

При подготовке к ЕГЭ и ГИА, работая над обучающим сочинением,  не ограничивайтесь абстрактными рассуждениями  о логичности, последовательности, построении плана, подборе доказательного материала, а давать задания на редактирование текста, взаимопроверку сочинений. Умение совершенствовать написанное закрепляется в работе над черновиком сочинения.  

Надеюсь, что наш опыт по совершенствованию речевых умений и навыков поможет Вам в работе.


 

Совершенствование речевых умений и навыков старшеклассников

Совершенствование речевых умений и навыков старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020