«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых технологий, основанных на компетентностном подходе в обучении и воспитании, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса».

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

 

 

 

 

 

 

 

«Совершенствование традиционных форм обучения и

использование новых технологий, основанных на

компетентностном подходе в обучении и воспитании,

повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса».

 

 

                                                                                Подготовила: Цепляева М.Ю,

                                                                                учитель начальных классов                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны,  как и любая технология обучения. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Но сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

       Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках.

    В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.

У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития. А также каждый обучающийся имеет определённые, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов, свой уровень устойчивости психических процессов, свой темперамент. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании. Следовательно, для достижения результативности обучения необходимо использование современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется не суммой знаний, умений и навыков, а умением решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний (О.Е.Лебедев).

Компетентностный подход предполагает формирование учебно - познавательной  компетенции.

Значение учебно-познавательной компетенции можно представить, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Учебно - познавательные компетенции  - это умения:

·                   ставить цель;

·                   самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку познавательной деятельности;

·                   решать учебно - познавательные проблемы;

·                   осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию,  устанавливать причинно - следственные связи;

·                   самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности;

Для реализации компетентностного подхода в обучении используют современные образовательные технологии:

Ø    Игровая деятельность.

Ø    Проектная деятельность.

Ø    Педагогические мастерские.

Ø    Проблемное обучение.

Ø    Разноуровневая дифференциация.

Ø    Информационно - коммуникативная технология.

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Комбинированный урок

ИКТ, разноуровневая дифференциация, проблемное обучение, игровая деятельность

Урок  сообщения новых

знаний

ИКТ , Педагогические мастерские, проблемное обучение, игровая деятельность

Урок повторения

ИКТ,  разноуровневая дифференциация, игровая деятельность

Урок закрепления знаний

ИКТ,  разноуровневая дифференциация, игровая деятельность

Урок систематизации

изученного материала

ИКТ, метод проектов, разноуровневая дифференциация, игровая деятельность

 

Таким образом, можно говорить о том, что формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.

    Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности.

Какой должна быть эта деятельность? Как сделать уроки интересными? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И у каждого педагога есть свои методы и приемы решения проблемы.

  Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

     В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1.     Урок-игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

2.     Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок-концерт)

3.      Урок- мастерская;

4.      Урок- проект

      Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Я остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков или же их отдельных элементах, повышающих интерес учащихся на моих уроках.

     Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию -ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес.

     Проблемное обучение я использую на уроках литературного чтения. Чтобы ученикам было интересно на уроках, строю анализ произведения на обсуждении нравственных проблем. Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. В основе таких уроков - проблемная ситуация, которая строится на основе столкновения двух разных точек зрения на какой-то вопрос. Например, при изучении темы «Былины» мы обсуждали вопрос: а существовали ли такие богатыри на Руси или это народная фантазия.   Когда учащийся совершает это открытие, то у него, помимо того, что развивается его мышление, познавательная активность, увеличивается процент усвоения нового материала и, конечно же, повышается интерес к предмету.

- Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету.

    Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его доме-музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений и т.д. Применение ИК эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

      Презентация может содержать иллюстративный материал, вопросы викторины и ответы на них. Например, такую презентацию я использовала, проводя викторину по сказкам Пушкина, по басням Крылова. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

- Занимательность на уроках как способ формирования интереса.

 «Занимательность – фактор повышения интереса к знаниям по языку» - считает М.Р. Львов. Самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к уроку. На уроках русского языка и математике я использую различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, состязания, конкурсы, игры- путешествия, конкурс на быстрое отыскание ошибок. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Например, при изучении темы «Источники фразеологизмов» я зачитывала интересный материал «Крылатые слова» о происхождении того или иного фразеологизма. Часто в качестве дидактического материала я использую загадки, пословицы. Как игровой прием детьми воспринимается следующее задание: задайте вопрос товарищу (по изученной теме), при этом уточняю, что они должны знать на него ответ. Подготовка таких игр не требует больших временных затрат, тем более, что в интернете очень много презентаций, интересного материала игрового плана. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Например, во 2 классе я проводила игру «Путешествие в сказку»; в 4 классе - «Занимательный русский язык». Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, учащийся включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Заключение:

     Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Но при введении инноваций нельзя отказываться от традиций.

       Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.