На сегодняшний день в передовых школах, где готовят «Юных инструкторов» при совместном проведении урока с учителем физической культуры, первые испытывают определённые трудности. К ним относится:
1.Неумение выделить главную информацию из методической литературы для проведения урока.
2.Недостаточный опыт в подборе средств, для решения частных задач на различных этапах обучения.
3.Слабое знание лыжной терминологии.
4.Неумение грамотно и рационально исправлять ошибки у учеников младших классов.
Совершенствование методической подготовки « Юного инструктора
по лыжному спорту».
Одной из наиболее важных задач российского образования на
сегодняшний день является введение элементов самоуправления на уроке,
в том числе и на уроке физической культуры. В методической разработке
содержится материал для целенаправленной подготовки старшеклассников
к проведению урока по лыжной подготовке в младшем или в своем классе.
На сегодняшний день в передовых школах, где готовят «Юных
инструкторов» при совместном проведении урока с учителем физической
культуры, первые испытывают определённые трудности. К ним относится:
1.Неумение выделить главную информацию из методической литературы
для проведения урока.
2.Недостаточный опыт в подборе средств, для решения частных задач на
различных этапах обучения.
3.Слабое знание лыжной терминологии.
4.Неумение грамотно и рационально исправлять ошибки у учеников
младших классов.
5. Не всегда способны проводить детальный и качественный анализ и
самоанализ урока и т.д.
Для решения данных проблем, автором была поставлена цель:
повышение уровня методической подготовленности «Юных
инструкторов» на занятиях лыжным спортом с методикой
преподавания.
взаимосвязанные задачи:
1.Учить понятию «Цикл хода»
Для достижения данной цели были решены следующие2.Учить выделять главные требования к работе рук, ног и туловища в
технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
3.Учить создавать представление о технике изучаемого способа
передвижения на лыжах.
4.Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.
5.Учить анализу и самоанализу на уроке лыжной подготовке.
Новизна работы заключается в выработке автором собственной
системы, созданной для повышения методической подготовленности
«Юного инструктора».
Результативность работы.
Семилетний опыт работы и хорошие качественные уроки, показанные
«Юными инструкторами» при совместном проведении уроков лыжной
с учителем в более младших классах, доказывают
подготовки
эффективность данной подготовки.
1 задача. Учить понятию «Цикл хода».
1.1.Дать определение понятию «Цикл хода».
Цикл – это целостное двигательное действие многократно
повторяющееся.
1.2.Привести примеры из различных циклических видов спорта (плавание,
велоспорт, гребля, ходьба, бег).
1.3.Охарактеризовать одновременную и попеременную работу рук,
выполнение скользящих шагов в цикле хода.
1.4.Объяснить на примере одновременного бесшажного хода состав цикла
Цикл одновременного бесшажного хода состоит из
движения.
одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух
лыжах.
1.5.Учитель имитирует один из лыжных ходов, «Юные инструкторы»
пытаются определить, из чего состоит цикл хода.1.6. «Юные инструкторы» самостоятельно находят в учебнике и
выписывают в тетрадь состав цикла движения перечисленных ходов.
1.7. Опросить по изученному материалу.
1.8. «Юные инструкторы» показывают все перечисленные лыжные ходы на
лыжне и объясняет, из чего состоит цикл каждого упражнения.
1.9.Включить данный вопрос в экзаменационный материал для получения
старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному
спорту»
2 задача. Учить «Юного инструктора» выделять требования к работе
рук, ног, туловища в технике изучаемого способа передвижения на
лыжах.
2.1.Объяснить назначение методических указаний (для объяснения техники
младшим школьникам и исправления ошибок в ходе выполнения учеником
упражнения).
2.2.Дать образец на примере одновременного бесшажного хода.
Требования к работе рук:
в момент завершения отталкивания руки с палками составляют одну
прямую;
в момент выноса палок кольцами к себе, руки чуть согнуты в
локтевых суставах;
постановка палок на снег под острым углом;
одновременное отталкивание палками с последующим разгибанием
рук в локтевых суставах;
в момент отталкивания кисти рук проходят на уровне локтевых
суставов.
Требования к работе туловища:
в момент завершения отталкивания палками туловище наклонено
вперёд под углом 10градусов;
плавное выпрямление туловища при выносе палок вперёд.
активный наклон туловища в момент отталкивания палками.
Требования к работе ног:
в момент завершения отталкивания палками ноги слегка согнуты в
коленных суставах, О.Ц. Т. – на пятках;
в момент выноса палок ноги выпрямляются в коленных суставах,
О.Ц.Т. на пятках;
2.3. Работа с учебником. «Юные инструкторы» самостоятельно выделяют
требования к работе рук, ног и туловища в технике изучаемого способа
передвижения на лыжах. Учитель проверяет и оценивает сделанную ими
работу.
2.4.Использование «Юными инструкторами» наработанного материала при
оформлении конспекта урока и в учебной практике по лыжной подготовке.
2.5.Включение данного вопроса в экзаменационный материал для получения
старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному
спорту»
3 задача. Учить «Юных инструкторов» создавать представление о
технике изучаемого способа передвижения на лыжах.
3.1.Указать цель, средства, и значение этапа ознакомления в структуре
процесса обучения.
3.2.Дать лекцию – беседу на тему «Терминология в лыжном спорте».
3.3.Учить «Юных инструкторов» выделять главное в технике изучаемого
способа передвижения на лыжах.
Дать образец краткого анализа техники одновременного бесшажного
хода.
Одновременный бесшажный ход применяется под уклон. Цикл хода
состоит из одновременного отталкивания палками и свободного
скольжения на двух лыжах.
И.п. – свободное скольжение на двух лыжах, завершение отталкивания
палками. Выпрямляя туловище, вынос палок кольцами к себе, постановкаих под острым углом. Одновременное отталкивание палками в сочетании с
активным наклоном туловища, кисти рук проходят на уровне колен в и.п.
3.4. «Юные инструкторы» из учебника по лыжной подготовке с методикой
преподавания выделяют главное в предоставленном способе передвижения
с целью из полного анализа техники сделать краткий анализ.
3.5. Учитель на лыжне показывает, как создать представление о технике
изучаемого способа передвижения на лыжах.
Схема создания представления:
назвать упражнение и указать где оно применяется;
описать упражнение в сочетании с имитацией показа;
дать опробовать.
3.7. «Юные инструктора» получают домашнее задание для подготовки к
самостоятельной работе (для взаимообучения в парах).
3.8. «Юные инструктора» в парах учатся создавать представление о технике
заданного способа передвижения на лыжах, учитель анализирует и
оценивает учащихся.
3.9. Включение данного материала в экзаменационные вопросы для
получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по
лыжному спорту»
4 задача. Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.
4.1. Дать лекцию и провести собеседование по теме «Основы обучения в
лыжном спорте».
План.
А) Принципы обучения в лыжном спорте.
Б) Методы обучения в лыжном спорте.
В) Структура процесса обучения (этапы обучения двигательному
действию).
Г) Дать образец методики обучения одновременного бесшажного хода.
Этап ознакомления с упражнением:
назвать упражнение, указать, где применяется способ передвижения; указать из чего состоит цикл хода;
показать в целом на лыжне;
кратко объяснить технику в сочетании с имитацией показа;
дать опробовать на учебном круге.
Этап разучивания упражнения:
имитация одновременного бесшажного хода (обозначать
отталкивание палками);
выполнение хода по разделению на два счёта (отталкиваться
палками);
передвижение данным ходом под уклон 35 градусов.
Этап закрепления упражнения.
передвижение одновременным бесшажным ходом под уклон 13
градуса или на равнине со средней скоростью;
тоже с изменением скорости, медленно – быстро;
тоже на лучшую технику;
передвижение одновременным бесшажным ходом на равнине от
флажка до флажка на наименьшее количество отталкиваний палками.
Этап совершенствования.
использование одновременного бесшажного хода в подвижных играх
и эстафетах на лыжах;
передвижение одновременным бесшажным ходом на учебно
тренировочной трассе;
передвижение данным ходом на максимальной скорости;
применение одновременного бесшажного хода на контрольных
тренировках и соревнованиях.
4.2.Работа с учебными карточками.
В карточке предложены средства обучения определённому способу
передвижения на лыжах, но в неправильной последовательности. «Юномуинструктору» необходимо восстановить правильную последовательность
обучения упражнению и выделить этапы.
4.3. На практических занятиях учитель, обучая определённому способу
передвижения на лыжах, просит «Юных инструкторов» самостоятельно
выделить этапы обучения.
4.4.Перед самостоятельной работой (взаимообучение в парах) «Юные
инструктора» получают домашнее задание – повторить методику обучения
изучаемого упражнения.
4.5. Взаимообучение в парах. Учитель даёт задание для каждого «Юного
инструктора», обучение упражнению на различных этапах обучения, но
одному и тому же способу передвижения. Педагог анализирует, оценивает
действия старшеклассников и даёт им необходимые рекомендации.
Образец постановки задач на каждом этапе обучения:
ознакомить с техникой торможения плугом;
учить технике торможения плугом;
закрепить технику торможения плугом;
совершенствовать технику торможения плугом;
оценить технику торможения плугом.
4.6. Проведение учебной практики подвижной игры на лыжах в младших
классах.
4.7. Проведение учебной практики части урока в младших классах
4.7.Проведение учебной практики урока по лыжной подготовке по
программе 1 5 класса.
4.8. Включение различны заданий по методике обучения в экзаменационные
вопросы для получения ими удостоверения «Юный инструктор по лыжному
спорту»
5 задача учить Юных инструкторов» анализу и самоанализу на уроке.5.1.В системе использовать на уроке лыжной подготовки у «Юных
инструкторов»: самоконтроль, самооценку, самоанализ.
5.2.Каждому «Юному инструктору»: при взаимообучении даётся задание
проанализировать только один из пунктов всего анализа урока. Например,
один анализирует только владение методикой обучения у партнёра, второй
следит за правильной терминологией, третий за способностью правильно
исправлять ошибки и.д. Пред этим каждый проводящий делает краткий
самоанализ.
5.3.Анализ и самоанализ «Юного инструктора»: после проведения учебной
практики, подвижной игры на лыжах в младших классах.
5.4. Тоже после учебной практики части урока.
5.5.Тоже после учебной практики урока по лыжной подготовке по
программе 15 класса.
5.6. Включение материала по анализу и самоанализу в экзаменационные
вопросы для получения удостоверения «Юный инструктор по лыжному
спорту»Методическая разработка
на тему:
методической подготовки
«Совершенствование
Юного инструктора по
лыжному спорту»
Автор: Добрышев С.А
учитель физической культуры
МОУ СОШ №20