Совершенствование навыков чтения младших школьников
Оценка 4.7

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
doc
чтение
1 кл
29.05.2019
Совершенствование навыков чтения младших школьников
В данном материале даны ответы на вопрос, который интересует каждого педагога, а именно -как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Также подобраны и подробно расписаны упражнения, игры, карточки для развития навыков чтения младших школьников. В работе уделено внимание структуре урока, даны инструкции для учителя и детей.
Совершенствование навыков чтения младших школьников.doc
Совершенствование навыков чтения младших школьников Абасова Сефият Агасиевна., учитель начальных классов   «Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж.-Ж. Руссо) Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких­либо новых влияний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, “подталкивают” нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых применение новых технологий. К. Д. Ушинский утверждал, что основной   закон   детской   природы   состоит   в   том,   что   “дитя   требует   деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Неосознанно   ребенок   тянется   к   той   деятельности,   которая   сулит   ему   возможности развития. Развитие ­ вот та основная цель, которую ставили и ставят в главу угла передовые педагоги разных времен. Развитие в широком понимании значения этого слова. Взгляды на содержание и формы обучения меняются, корректируются в зависимости  от состояния общества,   от   его   требований   к   типу   формируемой   личности.   Сегодня,   как   никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей ­ дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны. Чтение   в   жизни   каждого   культурного   человека,   занимает   важное   место. Современный   читатель   в   условиях   господства   телевидения,   радио   и   кино,   не   потерял интерес   к   чтению   книг,   способных   обогатить   внутренний   мир   человека,   дать   знания   о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное  наслаждение.  Не  только  в школе,  но и  дома,  в  семье,  мы  учим  детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга ­ и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не   умея   читать.   Тот,   кому   недоступно   искусство   чтения   ­   невоспитанный   человек, нравственный   невежда.   Выражение   “уметь   читать”   включает   в   себя   широкий   спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”. Только   тот   ученик   “читает”,   в   сознании   которого   слово   играет,   трепещет   и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.   Проблема   становления   навыка   чтения,   обучения   восприятию   и   пониманию текста,  а  также   формирования   квалифицированного  чтения   –  одна  из  самых  острых  и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых   шагов   ребенка,   обучающегося   читать.   Изменившиеся   социальные   условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее   звено   школы,   будет   если   не   тонуть,   то   захлебываться   в   потоке   информации. Надеяться   “на   авось”,   на   то,   что   с   годами   беглость   чтения   придёт   сама,   не   стоит. Младшеклассники   находятся   в   том   благоприятном   возрасте,   когда   можно   добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые   читают   много.   В   процессе   чтения   совершенствуется   оперативная   память   и устойчивость  внимания.  От  этих  двух  показателей   в свою  очередь  зависит  умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и правильно   читать,   сформировать   навык   работы   с   разными   видами   текстов,   определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия  арифметической  задачи, грамматического правила   и   задания   при   однократном   чтении,   научить   вычленять   главное   в   научно­ познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый   старается   по­своему   решить   проблему   совершенствования   навыков   чтения, стремится   к   тому,   чтобы   уроки   чтения   оставляли   заметный   след   в   сознании   каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно­нравственном, умственном, эмоциональном,   эстетическом   и   речевом   развитии,   развивали   у   школьников   интерес   к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Этим вопросом заинтересовалась и я, так как несмотря на многие мои усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную   перегрузку,   а   это   приводит   к   нежеланию   читать.   И,   в   конечном   счете,   к отставанию в учебе. Таким   образом,  Цель   моей   работы:   на   основе   анализа   результатов   беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Задачи: 1. Изучить литературу по вышеуказанной теме. 2. Определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения. 3. Разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения. Интерес   к   чтению   возникает   в   том   случае,   когда   читатель   свободно   владеет осознанным чтением и у него развиты учебно­познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения  в начальных  классах  является целенаправленное управление   обучением   чтению.   В   процессе   работы   формируются   навыки   осознанного чтения и  умения самостоятельно  работать с текстом с помощью системы  специальных упражнений   и   способов   действий,   активно   влияющих   на   основные   параметры   чтения: осмысление, технику, выразительность.  Какие   же   упражнения   использую   я   в   работе   по   совершенствованию   навыков чтения? К ним относятся:  1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся  предпосылкой правильного чтения;  3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;  4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение  угадывать последующий текст.  Предлагаются упражнения следующего вида: а) разминка (артикуляционная гимнастика)     вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.  б) упражнения для развития четкости произношения: Самолеты взлетают: у­у­у. Машины едут: ж­ж­ж. Лошадки поскакали: цок­цок­цок. Рядом ползет змея: ш­ш­ш. Муха бьется в стекло: з­з­з­з. в) чтение шепотом и медленно: ра­ра­ра – начинается игра, ры­ры­ры – у нас в руках шары, ру­ру­ру – бью рукою по шару. г) чтение тихо и умерено:  арка арца арта арда арла арча арса аржа д) чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок. Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с  последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот: ецнлос ансев цясем ж) чтение зашумленных слов: снег                                                      зима мороз                                                    вьюга з) чтение наложенных друг на друга слов: к) чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают  15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ Чтение согласной с какой­нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает  с гласным [а], 2 ряд – с гласным  [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э. Следующий вид работы – чтение по таблице – треугольнику. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги). Любимый   у   учащихся   вид   чтения   –   ролевое   чтение,   вызывает   массу   чувств, эмоций.   Весьма   полезны   и   принимаемы   детьми   еще  и   такие   виды   чтения,   как   “игра   в прятки” и “мнимое слово”. “Игра в прятки”:  ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только   страницу,   остальные   должны   найти   и   подстроиться   под   чтение   ведущего.   Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. “Мнимое слово”:  учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет   и   придает   уверенность   в   своих   силах.   Слабо   читающему   ученику   больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных  работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. В   своей   работе   использую   методику   профессора   И.П.   Федоренко,   которая способствует   достижению   результативности   в   обучении   чтению.   Она   гласит,   что   при работе   над   книгой   (при   чтении)   важна   не   длительность,   а   частота   тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно   перед   глазами,   а   то,   что   мелькает:   то   есть,   то   нет.   Именно   оно   создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие­то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные   по   времени;   мы   должны   упражнения   проводить   короткими   порциями,   но   с большей частотой.  Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку   –   первоклассника,   который   плохо   читает,   у   которого   чтение   вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из­за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень   трудной   работы.   Папа   и   мама   допускают   здесь   очень   серьезную  педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка   проводилась   тремя   порциями   по   5   минут.   Небольшой   абзац   ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час­два еще одна порция. Перед сном еще   одна   порция.   Эффективность   такой   тренировки   гораздо   выше,   чем   тренировки   в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если   ребенок   просматривает   диафильмы,   слайды:   2   строчки   под   кадриком   прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве   средства   современного   обучения   можно   использовать   компьютер.   Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста. Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно   вслух,   вполголоса,   каждый   со   своей   скоростью,   кто­то   быстрее,   кто­то медленнее. Поэтому я провожу ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:  1. многократное чтение;  2. 3. чтение в темпе скороговорки;  выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.  Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После   того   как   начало   нового   рассказа   прочитано   и   осознано,   осмыслено   детьми   я предлагаю   начать   чтение   всем   одновременно,   продолжать   в   течении   1   минуты.   По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого   слова   он   дочитал,   сравнивает   результаты.   Естественно,   что   во   второй   раз   он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз.  Однако  более  3­х  раз  не  следует  читать  один  и   тот  же   отрывок,   лучше  изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов   не   должны   “проглатываться”   учениками,   они   должны   четко   проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее   в   том   же   повышенном   темпе.   Его   возможностей   ненадолго   хватает   (полстрочки, строчка),   но   если   ежедневно   проводить   три   таких   упражнения   на   уроках   чтения,   то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2­3 недели чтение ребенка заметно улучшится. Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 3 класса, к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии   4   класса   основное   внимание   уделять   отстающим   ученикам.   Перед   детьми поставлена   цель:   постепенно   достичь   чтения   120   слов   в   минуту.   Надо,   чтобы   ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут   для   самостоятельного   замера   скорости   чтения.   Все   читают   одну   минуту   и подсчитывают   количество   прочитанных   слов   и   записывают   в   “Таблицу   достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения. Дата Скорость  чтения Количество  ошибок                                     Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: 1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать  хорошее настроение у ребенка. 2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно­ фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. 5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. 6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей,  помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. 8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для  детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. 9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут,  чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению. 10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел  поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои  мысли о прочитанном. 11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе  ребенка. 12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного  обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.        Умение работать с книгой тоже одно из важнейших умений учиться.              Уроки чтения и развития речи должны прежде всего решать две основные задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи   учащихся.   Однако  в   практике   начальной   школы   мы   не  всегда   наблюдаем успешное   решение   этих   задач.   И   причина   этого   кроется   в   неправильной организации уроков чтения. Наиболее распространенные недостатки: 1. воспитательная   работа   строится   на   базе   объяснений   и внушений   со   стороны   учителя,   а   не   идет   от   эмоционально   образного содержания   произведения,   от   переживаний   учащихся,   вызванных прочитанным; 1. отсутствует ясная и логическая правильно определенная цель урока, к осуществлению которой должен бы быть направлен весь урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения; 2. уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи; 3. дети не заняты непрерывным, целенаправленным умственным трудом.   Отсутствует   систематическая   обучающая   работа   с   текстом. Самостоятельная   работа   над   произведением   не   всегда   направлена   на углубленный   анализ   произведения,   задания   однообразны   и   не   ведут   к решению   конкретной   цели   урока,   не   обучают   более   сложным   и   новым приемам работы; 4. многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащегося; 5. не наблюдается систематической, продуманно организованной работы   над   речью   учащихся.   Неправильно   понимая   программное требование – «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом»,­ учитель не оставляет времени для систематической работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления. Более того, учитель просто не планирует эту работу; 6. урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.         Над   чем   же   нужно   думать   учителю.   Который   ищет   пути совершенствования       уроков чтения?  Учитель   должен   прежде   всего   определить   идею   произведения   и   в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Тема произведения  – это ответ на поставленный вопрос, а  идея  – это главная   мысль   произведения,   оценка   жизни,   событий,   героев   в   свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующие   запоминания.   Это   вывод,   к   которому   писатель   подводит   нас   всем развитием   сюжета.   Идея,   основная   мысль,   есть   в   каждом   художественном произведении. Артюхова   –   «Большая   береза»:   мама   поймет   своего   ребенка   лучше других. Паустовский – «Прощание с летом»: русская зима прекрасна так же, как и лето. «Подарок»: природа и люди живут по своим законам.            Л.   Толстой   –   «Прыжок»:  самообладание   и   находчивость   – необходимые качества человека.     В. Одоевский – «Городок в табакерке»: человек может разобраться во всем, нужно только научиться. К.   Чуковский   –   «Федорино   горе»:  во   всем   всегда   должен   быть порядок.           Когда учитель определит тему и идею произведения, то становится ясной воспитательно­образовательная цель урока.      Например, Е. Благинина «Посидим в тишине» ­ возбудить интерес к труду мамы, напомнить, что маме надо помогать, о ней надо заботиться.      Артюхова «Трусиха» ­ дать детям самим решить, что такое настоящая храбрость.     Работая с книгой, а это прежде всего понимание и запоминание текста, я поняла, что не все дети могут это делать. Работу по пониманию и неправильному запоминанию можно разделить на 3 этапа: 1. 1. 2. Работа до начала чтения текста. Работа в процессе чтения текста. работа над текстом после его прочтения.        Исходя из этих этапов мы вместе с детьми попробовали составить инструкцию,   которая   помогает   ребенку   научиться   самостоятельной   работе   с текстом. Инструкция.    Начинай работу с заголовка, автора. Обрати внимание на иллюстрации.    Настраивай себя для дальнейшей работы с текстом. 1. 1. До чтения текста По ходу чтения.    Веди диалог с текстом.    Выявляй скрытые в тексте вопросы, строй предложения и проверяй их.     Выясняй трудные для тебя вопросы.    Делай выписки, подчеркивай важные мысли, составляй схемы. 2. После почтения текста.     Попытайся выразить главную мысль текста.     Прочитай повторно трудные для тебя части.     Составь план.     Задавай себе вопросы по всему тексту.     Проверяй себя.    Эта инструкция помогает ребенку выстроить план действий при работе как с художественной книгой, так и научно­познавательной. Мы используем ее и на уроках чтения.     Приведу фрагменты двух уроков по чтению:     В конце одного из уроков я сказала детям, чтобы они открыли учебники (Книга для чтения, 4 класс. 1 часть) на стр. 45 Посмотрите на фамилию автора рассказа. Кто написал этот рассказ? (Паустовский К.Д.) ­ ­ Вспомните о чем пишет этот автор? (о природе ) Теперь   прочитайте   название   рассказа­отрывка.   Посмотрите иллюстрации. («Какие бывают дожди».) Зная   заголовок,   посмотрев   иллюстрации,   можно   ли   точнее сказать о чем этот рассказ? (о дождях). ­ А теперь послушайте д/з. Дома вы, пользуясь составленной инструкцией,   поработайте   над   ним   чтобы   на   следующем   уроке   смогли ответить на вопросы. ­ ­ На следующем уроке я дала такое задание: ­ Дома вы, все, я думаю, хорошо поработали с текстом. Вот сейчас я проверю кто и как справился с заданием. Работать будете письменно, по группам. 1   гр.   (ЗПР)   Какие   приметы   дождя   вы   встретили   в   тексте? Какие еще приметы вы знаете?  ­ ­ ­ ­ 2 гр. (сред.) Какие дожди описывает автор? Вспомните, какие прилагательные он употребляет? Попробуйте подобрать к ним синонимы. 3 гр. (сильн.) Какие народные слова и выражения употребляет автор? Какими глаголами описывает он действия, связанные с дождем? Общее задание: Какова основная мысль текста? После проверки выяснилось, что все успешно справились Каждый   урок   должен   совершенствовать   умение   детей   читать.   Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения и не только умение   понимать   прочитанное.   Умение   читать   обязательно   включает   в   себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.         Карточки   задания,   которые   можно   предложить   учащимся   при проведении работы с текстом:     Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его с рассказом. Карточка. Волк.   Лгун.   Мальчик и овцы.         Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»     Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и  вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда, скорей, волк!» Мужики подумали,  что опять повсегдашнему обманывает, ­ не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. ­ ­ ­ Почему мужики не поверили мальчику? Почему случилась беда? Согласился   бы   ты   стеречь  овец   вместе   с   этим  мальчиком? Почему?       Умение   определять   смысловую   структуру   текста,   связи   смысловых частей можно формировать с помощью следующих упражнений:     Наведи порядок!       Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для Карточка этого установи, что было сначала, затем, в конце рассказа (1,2,3)      Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и нечего впереди себя не видели и в лужу упали. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.  Пришла весна, потекла вода. ­ Почему дети упали в лужу?          Зная, на каком уровне находится ребенок, можно с помощью таких карточек осуществить дифференцированное обучение, выделив следующие группы знаний: А – понимание предметного содержания текста;      Б – понимание обобщенного содержания;      В – понимание скрытой мысли (подтекста);      С – определение личностного отношения к прочитанному.        Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с Горькая вода.    В. Осеева. Карточка ведром воды. Пройдет несколько шагов ­ и остановиться отдыхать. Подожди, ­ сказал Витя, ­ надо помочь. Он прервал разговор ­ ­ на самом интересном месте и побежал к старушке. Куда ты? – крикнул Толя. – Разве всем поможешь?    Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.       Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить. Толя решил зайти в первую избу и попросить воды.     Только он открыл дверь – увидел ту же самую старушку. ­ Пей, сыночек, пей – ласково сказала старушка, подавая ему воды.     Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.    А ­  Кто помог бабушке? 1. 1. Толя. Витя.    Куда возвращались ребята?  Кого встретили ребята? 1. 1. 2. 1. 1. 2. Домой. В лагерь. В деревню. Дедушку. Девочку. Бабушку.  Б – Кто поступил правильно? 1. 1. Витя. Толя.  Что чувствовал Толя, когда пил воду? Горечь. 1. 1. Радость. 2. Ничего.   В – объясни название рассказа.           Почему вода показалась Толе горькой?   С – Как бы ты поступил на месте мальчиков?    С кем бы из этих мальчиков ты хотел дружить? Почему?  Такую работу по пониманию текста лучше начинать с 1 класса. Используя все эти приемы и формы на уроках чтения в начальной   школе, мои дети вот уже на протяжении трех лет справляются с нормой техники  чтения. По завершению исследовательской работы можно сделать следующие выводы: Заключение. 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с  учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению  ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система  исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя,  предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование  читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств  совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по  озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого  произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Совершенствование навыков чтения младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019