Статья на тему: Смысловое чтение на уроке литературного чтения
Оценка 4.8
Научные работы
doc
чтение
1 кл
03.09.2019
Инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Доклад на конференцию в БИСГУ.doc
Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке русского
языка в начальной школе
Инициатива и мыслительная активность учащихся становятся
неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и
методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и
воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных
проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления
самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное
задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти,
мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного
задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению
нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы
действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения,
которое:
– в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной
дидактической цели и задаче;
– формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к
знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умения для решения
определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от
низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
– вырабатывает у обучающегося психологическую установку на
самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений
ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении
новых познавательных задач; – является важнейшим орудием педагогического руководства и
управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в
процессе обучения [7,9].
Роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с
изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков,
творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Под самостоятельной работой при изучении русского языка нами
понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и
направляется учителем и в процессе которого обучающиеся, приобретая
необходимые знания и навыки, учатся наблюдать языковые явления, сравнивать,
сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают такими
логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения
вопросов, выдвигаемых жизнью.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:
мотив действие результат.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, это
работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его
заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся
сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и
выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и
других вместе) действий [6].
Самостоятельная работа на уроках русского языка должна иметь место на
всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала
учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений,
при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных
заданий.
На уроках русского языка можно использовать различные виды
самостоятельной работы:
– самостоятельная работа с учебником, со справочной литературой; – подготовка письменного и устного сообщения;
– самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера
(например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
– задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных
знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний
и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с
грамматическим заданием);
– творческие работы;
– конспектирование;
– самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме;
– контрольное тестирование.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия
обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов
выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за
глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них
активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных
способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще
самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать
свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный
результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно
высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с
разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Очевидно, что включение самостоятельной работы в содержание не только
уроков русского языка, но и других предметов в начальной школе является
насущной необходимостью. В связи с этим учитель должен четко представлять себе структуру
самостоятельной работы на уроке и уметь правильно построить ее, максимально
задействовать потенциальные силы учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. –
1999. № 7. – С. 12.
2. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно
познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. № 6. – С.
45.
3. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках //
Начальная школа. – 1995. № 6. – С. 41.
4. Начальная школа / Под ред. Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 1970.
5. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. –
1998. № 3. – С. 44.
6. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Рос. пед. агентство,
1995.
7. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном
возрасте // Начальная школа. – 1999. № 7. – С. 19.
Статья на тему: Смысловое чтение на уроке литературного чтения
Статья на тему: Смысловое чтение на уроке литературного чтения
Статья на тему: Смысловое чтение на уроке литературного чтения
Статья на тему: Смысловое чтение на уроке литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.