Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Оценка 4.6
Особые потребности +1
doc
дефектология +1
Взрослым
30.09.2019
Понятие "необучаемый ребёнок" ушло в прошлое. Главной задачей современной школы становится включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в единое образовательное пространство. Успешно осуществляется идея сопровождения данной категории детей и их родителей всеми специалистами для реализации их особых образовательных потребностей. Данный подход позволяет решить проблему социализации и реализации всего потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
выст на педсовете.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Совершенствование
системы ранней психолого — педагогической
помощи детям — инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья и их
социальная адаптация»
Подготовила учитель — логопед
Светлана Александровна Глотова В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273ФЗ,
согласно Федеральным государственным
образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями
здоровья, основным направлением системы образования является интеграция
детей в единое образовательное пространство.
Исчезает понятие «необучаемый ребенок», ведущим направлением в
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми —
инвалидами является психологомедикосоциальное
сопровождение
индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.
Необходимость в оказании ранней комплексной психологомедико
педагогической помощи детям с ОВЗ и детям инвалидам подтверждена рядом
мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдается рост
обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и
социализации этих детей. Актуальным как никогда становится психолого –
педагогическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ.
В нашей школе функционирует психолого — медико — педагогический
консилиум. Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с
администрацией школы, социально — психологической, логопедической,
медицинской службами школы, методическими объединениями учителей и
всеми звеньями учебно – воспитательного процесса.
Работа школьного консилиума включает в себя взаимосвязанные
направления деятельности:
—диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико
педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, а также
подготовку коллегиального заключения для ТПМПК;
—коррекционноразвивающая работа
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
—консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
—информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
обеспечивает процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного
процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в
развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре
стоит учёт личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных,
безопасных условий.
2. Гуманноличностный– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому
члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Яконцепции» каждого
ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения
и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психолого педагогическую помощь можно
рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом,
классным руководителем, родителями.
4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется
с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме
того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который
является личностно значимым для ребенка.
5. Использование технологии обеспечения социальнопсихологического
благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего
психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома.
Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в
содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей
инвалидов в период школьного детства, у ребенка появляется больше
возможностей для овладения спектром академических компетенций.
При реализации компетентностного подхода в системе образования детей
с ОВЗ и детей инвалидов в нашей школе соблюдаются следующие условия:
1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и
организация коррекционной работы на максимально раннем этапе.
2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного
образования.
3. Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.
4. Целенаправленная работа по включению семьи в образовательный процесс.
Успешность коррекционно образовательного процесса детей с ОВЗ и
детей инвалидов во многом зависит от степени вовлечённости семьи в эти
процессы.
Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного
организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.
Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий
поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются
основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то
важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество
специалистов и родителей.
Так как появление в семье ребенкаинвалида приводит родителей в
стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность,
беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду
семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием,
но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на
восстановление его здоровья, развитие и образование. Поэтому наша работа
направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую
очередь, на семью.
Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает
специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной
адаптации семьи и развития ребенка.
Очевидно, что программа психологомедикосоциального сопровождения
каждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
развития и (или) ребёнка инвалида, носит интегративный характер и
осуществляется по следующему алгоритму:
1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии
здоровья и перспектив развития ребенка.
2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам
участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.
3. Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.
4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.
5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для
развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных
учреждений, учреждений социального обслуживания и др.)
Для эффективной реализации ранней психолого — педагогической
помощи детям — инвалидам и детям с ОВЗ, нам необходимо скоординировать
деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования,
здравоохранения, социального обслуживания:
выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских
поликлиниках;
диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами;
проведение скринингового обследования детей первого года жизни и
последующее наблюдение детей группы риска с участием узких специалистов
детской поликлиники и анализом полученных данных;
комплексное психологомедикопедагогическое обследование и осуществление
психологопедагогической коррекции нарушений в развитии с
раннего возраста в условиях дошкольных учреждений;
оказание квалифицированной социальнопсихологической и социально педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей —
инвалидов;
Только в условиях раннего включения и совместной плодотворной
деятельности всех участников данного процесса, мы можем помочь детям —
инвалидам и детям с ОВЗ стать успешными.
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.