Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Оценка 4.6

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Оценка 4.6
Особые потребности +1
doc
дефектология +1
Взрослым
30.09.2019
Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Понятие "необучаемый ребёнок" ушло в прошлое. Главной задачей современной школы становится включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в единое образовательное пространство. Успешно осуществляется идея сопровождения данной категории детей и их родителей всеми специалистами для реализации их особых образовательных потребностей. Данный подход позволяет решить проблему социализации и реализации всего потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
выст на педсовете.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Левокумского муниципального района Ставропольского края Выступление на педагогическом совете на тему:  «Совершенствование  системы ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам и  детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация» Подготовила учитель — логопед  Светлана Александровна Глотова В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»   №   273­ФЗ,   согласно   Федеральным   государственным образовательным   стандартам   для   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, основным направлением системы   образования является интеграция детей в единое образовательное пространство. Исчезает   понятие   «необучаемый   ребенок»,   ведущим   направлением   в работе   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   детьми   — инвалидами   является   психолого­медико­социальное сопровождение   индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка. Необходимость   в   оказании   ранней   комплексной   психолого­медико­ педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям ­инвалидам подтверждена рядом мониторинговых   исследований.   В   течение   последних   лет   наблюдается   рост обращений   родителей,   воспитывающих   детей   с   ОВЗ   и   детей   ­инвалидов. Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и социализации   этих   детей.   Актуальным   как   никогда   становится   психолого   – педагогическое сопровождение детей  ­ инвалидов и детей с ОВЗ. В нашей школе функционирует психолого — медико — педагогический консилиум. Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с администрацией   школы,   социально   —   психологической,   логопедической, медицинской   службами   школы,   методическими   объединениями   учителей   и всеми звеньями учебно – воспитательного процесса.  Работа   школьного   консилиума   включает   в   себя   взаимосвязанные направления деятельности: —диагностическая   работа  обеспечивает   своевременное   выявление   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья,   проведение   их   комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­ педагогической   помощи   в   условиях   образовательного   учреждения,   а   также подготовку коллегиального заключения для ТПМПК; —коррекционно­развивающая   работа  своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей­ инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); —консультативная   работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; —информационно­просветительская   работа  направлена   на   разъяснительную деятельность   по   вопросам,   связанным   с   особенностями   образовательного обеспечивает процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии),   их   родителями   (законными   представителями),   педагогическими работниками. Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах: 1. Личностно ­ ориентированный подход  к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно­личностный– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену   семьи,   вера   в   них,   формирование   позитивной   «Я­концепции»   каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). 3.  Принцип   комплексности  –   психолого   ­   педагогическую   помощь   можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, классным руководителем, родителями. 4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того,   необходимо   ориентироваться   также   на   тот   вид   деятельности,   который является личностно ­ значимым для ребенка. 5.   Использование   технологии   обеспечения  социально­психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического   самочувствия   в   процессе   общения   со   сверстниками   и взрослыми в школе и дома. Ранняя   помощь   позволяет   реализовывать   компетентностный   подход   в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­ инвалидов   в   период   школьного   детства,   у   ребенка   появляется   больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.  При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ и детей ­инвалидов  в нашей школе соблюдаются следующие условия: 1.   Проведение   диагностики   нарушений   и   недостатков   в   развитии   детей   и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе. 2.   Создание   доступной   среды,   позволяющей   решать   задачи   инклюзивного образования. 3.  Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ. 4.  Целенаправленная работа по включению семьи в  образовательный процесс. Успешность   коррекционно ­ образовательного процесса детей с ОВЗ и детей   ­инвалидов   во   многом   зависит   от   степени   вовлечённости   семьи   в   эти процессы. Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом. Принимая   во   внимание,   что   семья   формирует   у   ребенка   самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием   для   построения   перспективных   жизненных   планов   ребенка,   то важным   условием   успешной   социализации   ребенка   является   сотрудничество специалистов и родителей.  Так   как   появление   в   семье   ребенка­инвалида   приводит   родителей   в стрессовое   состояние,   члены   семьи   испытывают   потрясение,   растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но   и   приняли   ребенка,   каким   он   есть,   чтобы   направить   свои   усилия   на восстановление   его   здоровья,   развитие   и   образование.   Поэтому   наша   работа направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем   раньше   с   момента   появления   «особого»   ребенка   семья   получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.  Очевидно, что программа психолого­медико­социального сопровождения каждой   семьи,   воспитывающей   ребенка   с   ограниченными   возможностями развития   и   (или)   ребёнка   ­инвалида,   носит   интегративный   характер   и осуществляется по следующему алгоритму: 1.   Обеспечение   всех   членов   семьи   достоверной   информацией   о   состоянии здоровья и перспектив развития ребенка. 2.   Комплексная   диагностика   и   формулирование   рекомендаций   по   вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах. 3.  Помощь семье в выборе программ обучения ребенка. 4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка. 5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития   ребенка   (учреждений   дополнительного   образования,   спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.) Для   эффективной   реализации   ранней   психолого   —   педагогической помощи детям — инвалидам и детям с ОВЗ, нам необходимо скоординировать деятельность   сотрудников   различных   сфер   жизнедеятельности:   образования, здравоохранения, социального обслуживания: ­     выявление   детей   с   факторами   риска   в   родильных   домах   и   при   детских поликлиниках; ­    диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами; ­   проведение   скринингового   обследования   детей   первого   года   жизни     и последующее наблюдение детей группы риска   с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных; ­ комплексное психолого­медико­педагогическое обследование и осуществление психолого­педагогической коррекции нарушений в развитии с раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; ­       оказание   квалифицированной   социально­психологической   и   социально­ педагогической   помощи   семьям,   воспитывающим   детей   с   ОВЗ   и   детей   — инвалидов; Только   в   условиях   раннего   включения   и   совместной   плодотворной деятельности всех участников данного процесса, мы можем помочь   детям — инвалидам и детям с ОВЗ стать успешными.

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация

Совершенствование системы ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их социальная адаптация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2019