Качество и эффективность работы логопеда зависит от целенаправленного самообразования. Целью самообразования специалиста, является повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности. Моя методическая тема по самообразованию: «Современные технологии в работе учителя-логопеда». Планирование самообразования помогает структурировать и поэтапно изучать выбранную тему, тем самым повышать уровень знаний об использовании современных технологий в работе учителя-логопеда.
план работы по самообразованию 17-18.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №73»
Согласовано__________________________ «Утверждаю» _________________________
Старший воспитатель ДОУ Радаева Т.Б. Заведующий ДОУ Мухаметгареева Р.И.
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № ________ от _____________ 2017г.
План работы по самообразованию
учителялогопеда высшей квалификационной категории МБДОУ №73 г. Нижнекамска,
Колчиной Гульнары Равилевны на 20172018 учебный год.
Методическая тема по самообразованию: «Современные технологии в работе учителялогопеда» Методическая тема по самообразованию: «Современные технологии в работе учителялогопеда»
Цель:
Повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний об использовании современных технологий в работе учителялогопеда ;
Разработать рабочую программу и перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику на начало и конец учебного года;
Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах, мастерклассах различной формы и уровня;
Провести мастеркласс для педагогов и родителей.
Актуальность:
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта,
поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими
его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых
речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования
ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В этой связи одной из главных задач учителялогопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого
образовательного процесса при взаимодействии специалистов ПМПк (учителя логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, мед. персонала) и родителей с целью создания
эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в
частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей,
педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор
методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научнотеоретической базой
и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории
воспитания.
Актуальность и целесообразность использования современных технологий в логопедической практике объясняется тем, что:
Новые технологии – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением
новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителялогопеда.
Гармонично вписывается в образовательный процесс и коррекционнуюразвивающую работу;
Использование современных логопедических технологий не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию,
помогает обеспечить наиболее эффективное её логическое завершение.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
Улучшают диагностический инструментарий, дают возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного
материала.
Носят характер комплексного и здоровьесберегающего воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию ВПФ
(памяти, внимания, мышления).
Обоснование выбранной темы.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и
развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми
образовательными потребностями.
В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если
дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
Технология это совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
В учебнометодическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение
педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия
педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических
задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и
максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
• Технология логопедического обследования.
• Технология логопедического массажа и коррекции звукопроизношения,
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпоритмической стороны речи.
• Технология развития фонематической стороны речи.
• Технология развития лексикограмматической стороны речи
Технология развития связной речи.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к
своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать,
работу учителя логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем
технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания
благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии
технологии:
• нейропсихологические технологии,
сенсорная интеграция,
мозжечковая стимуляция,
логоритмика,
• различные виды логопедического массажа,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• суджоктерапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• гидрогимнастика, • кинезитерапия,
• различные модели и символы, мнемотаблицы, наглядное моделирование,
• мультимедийные средства коррекции и развития,
• БОС технологии
Таким образом, планирую подобрать наиболее эффективные в логопедической практике и доступные для применения разработки.
№
1.
2.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
Направления работы
Содержание работы
Оптимизация инструментария
дифференциальной диагностики,
используя современные
технологии.
Совершенствование диагностического материала для своевременного
выявления детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза,
разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп
коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи
каждого ребенка.
Создание доступной, безопасной,
вариативной,
полифункциональной предметно
–
развивающей
среды
согласно ФГОС ДО.
Обновление и улучшение условий предметноразвивающей среды;
уголка речевой активности и центра креативного творчества.
Пополнение материала по теме «Запуск речи у неговорящих детей»
по альбомам НовиковойИванцовой (4 части)
Составление картотек «Развиваем графомоторные навыки»,
«Автоматизация свистящих и шипящих звуков».
психических функций.
Систематизация электронного материала.
Пополнение практического материала по развитию высших
Круглый стол,
творческая
мастерская, поиск в магазинах, в
совместные
сети Интернет,
«Совместная картотека» подбор, поиск, изготовление, создание
дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в
детском саду, так и в домашних условиях.
Сроки
Начало
учебного года
В течение года проекты.
Использование современных
информационных технологий,
мультимедийных средств в
профессиональной деятельности,
образовательной практике
Инновационная деятельность
Распространение педагогического
опыта:
Проведение мастеркласса
Участие в работе методического
объединения
логопедов
учителей
Организация и участие в
семинарах, конференциях
различного уровня (согласно
годового плана МО)
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Участие в профессиональных
конкурсах.
Подготовка детей к конкурсам Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам,
Мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио и
видеозаписи героев сказок , фрагментов мультфильмов;
проведение тестирования родителей, педагогического мониторинга,
учебно – методическое документирование: программы Word, Excel,
Power Point; обогащение творческой лаборатории электронными
презентациями, учебными программами.
Периодическое пополнение информации и обновление сообщества
Вконтакте – ЛОГОПЕД НИЖНЕКАМСК.
Создание персонального сайта.
В течение года
Владимировна,
Валиуллина Гульнара,
Участие в работе РИП КФУ по теме «Современные технологии в
работе учителялогопеда»
Куратор:
старший
преподаватель, к.п.н., куратор экспериментальной площадки, ФГАОУ
ВО «Казанский федеральный университет», г. Казань
Открытый показ логопедического индивидуального занятия с
использованием мозжечковой стимуляции на республиканском
семинаре «Инновации и современные педагогические технологии в
системе специального и инклюзивного образования»
Не базе МБДОУ № 63
Видеопрезентация на ГМО «Взаимодействие специалистов, педагогов
и родителей в комплексном сопровождении детей с ОВЗ как условие
их успешной коррекции» на базе МАДОУ № 57
Участие на республиканском семинаре «Инновации и современные
педагогические технологии в системе специального и инклюзивного
образования» на базе МБДОУ № 63
Участие на республиканском семинарепрактикуме «Коррекция
нарушений речи в условиях реализации ФГОС ДО на основе сетевого
взаимодействия» на базе МБДОУ № 68
Участие на региональном семинаре практикуме «Особые дети –
особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ» на
базе МАДОУ № 87
Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах.
В течение года
Февраль, 2018
Февраль, 2018
Февраль, 2018
Март,
2018
Март,
2018
В течение года
В течение года различного уровня.
10.
Работа с родителями
воспитанников
11.
Изучение учебной и научно
методической литературы по
вопросам выявления и
коррекции речевого развития
детей дошкольного возраста.
олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку,
литературному жанру
Консультации по профилактике и коррекции речевых нарушений у
детей: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической
группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи», « Формирование
правильного речевого дыхания»,
«Что такое дизартрия?»,
«Эффективные приемы развития словаря у детей с нарушениями
речи», «Игры для формирования грамматического строя речи»
«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» создание книжек –
малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями.
Выставка изготовленных книжек.
Семинарпрактикум: «Пальчиковый игротренинг»
Интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и
моторики дошкольника
Логопедические тренинги: «Артикуляционная сказка с элементами
биоэнергопластики», «Логопедический массаж»
Родительские газеты: «Речевой слух. Что это и для чего?», «В игры
играем словарь развиваем»
Тематические выставки: «Пальчиковые игры и упражнения», «Игры
ходилки», «Дидактические игры для формирования предложных
конструкций «Эти маленькие слова «Предлоги».
Онлайн консультирование родителей по вопросам речевого развития
посредством общения на страницах персонального интернетсайта
учителя логопеда, сайта детского сада на портале Электронное
образование, в сообществе ВКонтакте ЛОГОПЕДНК, в личной
переписке.
Журналы: «Логопед», «Логопед в детском саду», ««Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития», «Дошкольная педагогика»,
«Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч»;
газета «Дошкольное образование», Всероссийский электронный
сайты:
журнал «Академия дошкольного образования»,
http://logoburg.com/, http://logomag.ru/,
,
www.logopedprofi.ru
Ознакомиться:
www.logozavr.ru — развивающие онлайн игры для детей.
www.logopedsfera.ru — сайт журнала Логопед. Статьи,
https://vk.com/rechecvetik
В течение года
В течение года практические пособия для специалистов.
www.kindereducation.com — в помощь родителям. Интересные
статьи, развивающие игры для детей.
www.adalin.mospsy.ru — в помощь родителям. Полезные
пракические советы для занятий с детьми.
www.pedlib.ru — онлайн библиотека. Научная и популярная
литература для специалистов и родителей.
www.danilova.ru — портал для будущих родителей. Полезные
советы для развития детей раннего и дошкольного возраста.
www.logopediya.com — полезная информация для родителей
дошкольников и школьников. Информация для тех, чьи родные
перенесли инсульты или травмы, прриведшие к распаду речи —
Афазии. Полезная информация для специалистов.
www.lychik.ru — сайт образовательного центра Лучик Москва.
Центр раннего развития, детские сады, школа, центр развития
личности.
www.maminsite.ru — клуб мам. Семейный сайт — полезные советы,
рекомендации по отдыху, советы для мам по вопросам красоты.
www.prognozmed.ru — сайт неврологического центра Прогноз.
Информация о распространенных детских неврологических
заболеваниях и их симптомах.
www.defectolog.ru — полезные статьи для родителей и
специалистов. Развивающие игры для детей. Нормативноправовые
документы — в помощь родителям.
www.slovopedia.com — подборка русских толковых словарей:
словарь Даля, словарь Ожегова, энцеклопедический словарь и
другие.
www.raskraska.com — коллекция раскрасок для детей дошкольного
возраста. Тематические раскраски, раскраски по мотивам
российских и зарубежных мультфильмов.
www.friendship.com.ru — сайт в помощь родителям и детям.
Познавательные статьи для взрослых и детей по кулинарии,
литературе, зоологии, детским болезням и т.д.
www.rebenok.com — полезные советы для родителей. Интернет магазин развивающих игр и пособий.
www.solnet.ee — детский портал. Полезные статьи для детей и
взрослых. Детские сказки, аудиокниги, онлайн игры, сценарии
праздников.
www.logopedspb.ru — сайт по логопедии. Полезные публикации для
специалистов и родителей. Развивающие игры для детей. Форум для
родителей.
www.logopunkt.ru — в помощь родителям и специалистам. Статьи и
публикации по логопедии. Рекомендации родителям.
www.chertyaka.ru — для будущих родителей и состоявшихся мам и
пап. Выбор имен будущему ребенку. Детские песни, сказки,
чистоговорки и скороговорки.
www.gramota.ru — справочноинформационный портал. Русский
язык для всех. Словари, правила русского языка, научная
библиотека.
www.lyalya.com.ua — сайт детского центра развития Ляля
(Украина). Обучающие программы. Перечень общепризнанных
развивающих программ. Полезные советы по вопросам обучения и
воспитания детей.
www.pochemu4ka.ru — портал для родителей. Полезные статьи,
сборники упражнений и игр для развития детей. Форум для
родителей.
www.znaika.com.ua — интернет—магазин. Информация по развитию
детей от 1 месяца до школы.
www.umama.ru — портал для родителей. Информация о
беременности и воспитании детей.
www.merrypictures.ru — сайт журнала Веселые картинки.
www.detisite.ru — онлайн электронная лекотека. Иллюстрированные
книги для детей.
www.razumniki.ru — сайт для будущих родителей. Полезная
информация по развитию детей раннего, дошкольного, младшего
школьного возраста.
12.
Изучение новых программ и
Речевой фитнес,
В течение года современных педагогических
технологий в логопедии
Сенсорная интеграция и развитие речи М. Лынской
Мозжечковая стимуляция
Изучение литературы:
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебнометод.
пособие . Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д;
изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга
учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:ВитаПресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников
Журнал «Логопед», №5 (2005).
7.Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.
7. №2. С.21 – 28.
8.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие.
СанктПетербург: «ДетствоПресс», 2001 г.
9.Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая
технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера,
2003 г.
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
План работы учителя-логопеда по самообразованию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.