Советы родителям и воспитателям по использованию русского строительного материала,
который радует, развлекает, развивает.
В последние годы, попадая в магазин игрушек, мы оказываемся перед выбором:
какую игру купить ,чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала?!
Я предлагаю остановить свой выбор на деревянном строительном наборе! Многие будут удивлены, потому что сейчас есть очень много видов разнообразного конструктора, а это устаревшие игрушки. Но я за годы работы с детьми убедилась, что это не так. Этот простой на первый взгляд игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию ребенка то ,что не может дать ни одна другая игра.
Конструирование из деревянного строителя –это вид деятельности , где дошкольникам гарантирован успех; он дает безграничную возможность для творчества :
- постройка может быть создана, исправлена , дополнена, восстановлена;
-формирует умение предвидеть будущий результат;
-развивает пространственное мышление;
-дает толчок к обогащению речи: ребенок должен сформулировать замысел своей постройки;
-воспитывает самостоятельность: освоив строитель, ребенок может продолжительное время играть самостоятельно, взрослому остается только создавать условия для развития творчества.
Теперь, когда рассказала о преимуществе русского конструктора для развития детей, поговорим о практической стороне--технологии использования этой игры в семье.
Когда вы приобрели строитель, то не надо сразу же давать его ребенку для игры. Сначала надо научить складывать детали в коробку по образцу, так как потом это сэкономит время при уборке, поможет сохранить игровой материал. Первое знакомство длится около десяти минут. Пример:
Взрослый: Это строитель, а коробка-это его дом. Давай посмотрим, кто в этом «доме» живет (Это кирпичики…Какого цвета? Где лежат у короткой стороны или у длинной? -так рассказать про все фигуры, уточнить какого цвета, попросить ребенка повторить название фигур, на что похожи, сколько рядов занимают, какого размера).В «доме» живется хорошо только тогда ,когда есть порядок ,каждая фигура должна жить в своей «квартире». После такого знакомства можно начинать играть.
С трехлетними детьми можно строить самые простые предметы-стульчик, кроватку, стол и т.д. И при этом надо все обыгрывать: матрешка (зайчик…) шла, шла, устала . Давай построим для нее стульчик, Найди в коробке кубик—это сиденье.А теперь возьми кирпичик и сделай спинку.( Пусть ребенок самостоятельно попытается соединить детали ,можно только дать совет: прижми кирпичик к кубику, тогда будет прочно. А теперь попробуй сделать стульчик для кошечки (собачки т.д.).
С четырехлетним ребенком конструктором можно играть так же. Предлагать построить мостик, кроватку, простой домик и т.д.(взрослый может давать советы, руководить постройкой).
Пятилетним –шестилетним игрокам давать задания посложнее-строить домики для матрешек, кошек, гаражи- машинам и т. д. При этом обращать внимание, что высокой матрешке нужен дом повыше, а маленькому котенку-пониже. Можно предлагать сделать постройку определенного цвета- матрешка хочет домик синего цвета. Давай подумаем, как его можно построить, какие детали нам понадобятся. Сделай широкий мост, чтобы могли ехать две машины, как на настоящем мосту.
Шестилетним малышам необходимо давать схемы построек. Первое время надо разбирать схемы с детьми-что построено, какие детали использованы, а если таких деталей нет, то какими их можно заменить, предложить раскрасить схему в такие цвета, какой малыш хочет видеть будущую постройку. Такая предварительная работа дает потрясающие результаты-дети не только учатся самостоятельно работать, но у них развивается воображение, они самостоятельно придумывают необычные строения, в дальнейшем создают фантастические «города», «космические станции» и т.д. Очень хочется, чтобы деревянный конструктор не был незаслуженно забыт, т.к. это широкий простор для детской фантазии, развития логического мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.