Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, и его принимали в обществе? Тогда задумайтесь, а понимают ли его окружающие люди. Чем раньше в семье начинают обращать внимание на воспитание у ребенка правильного произношения, тем быстрее оно формируется. Ошибочно считать, что недостатки речи исчезнут по мере роста ребенка, напротив они могут стать еще заметнее. С помощью наших методик Вы сможете значительно улучшить дикцию малыша.
конспект.docx
Советы логопеда ( лекторий для родителей)
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был успешным, и его принимали в обществе? Тогда
задумайтесь, а понимают ли его окружающие люди. Чем раньше в семье начинают обращать
внимание на воспитание у ребенка правильного произношения, тем быстрее оно
формируется. Ошибочно считать, что недостатки речи исчезнут по мере роста ребенка,
напротив они могут стать еще заметнее. С помощью наших методик Вы сможете
значительно улучшить дикцию малыша.
Известно, что все возрастные «неправильности» произношения исчезают у детей к 45
годам. Но этот процесс не происходит сам по себе, а возможен лишь под влиянием речи
взрослых. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит правильную речь, получает от
взрослых указания, как следует говорить и, в результате, начинает испытывать интерес к
чистой и грамотной речи.
Часто в семье при разговоре с ребенком взрослые лепечут, сюсюкают, ошибочно полагая,
что вступают в более доверительные отношения с ним. Подобная манера общения не
только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и
надолго закрепляет недостатки. Проблемы становятся заметными, когда ребенок попадает
в среду хорошо говорящих детей. Часто педагоги не включают детей с дефектами речи в
число выступающих на празднике, что может травмировать психику ребенка. А в
дальнейшем нарушение речи может стать специфическим нарушением чтения и письма
(дислексия и дисграфия). Поэтому родителям следует своевременно обратить внимание на
данную проблему. В тяжелых случаях необходимо обратиться к специалисту, хотя помочь
своему ребенку может каждый. Стоит лишь более внимательно, начиная как можно раньше
(примерно с 23 лет) следить за речью детей во время беседы, обычной прогулки или игры,
добиваясь того, чтобы она была ясной, четкой и внятной.
Развитию точной артикуляции (деятельности речевых органов, связанных с произношением
звуков речи) помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на
собеседника и таким образом следить за движениями его губ, языка. С помощью некоторых
несложных упражнений можно подготовить базу для правильного произношения (которое
заключается в полноценности движений артикуляционных органов).
В любом специализированном магазине можно найти массу литературы, где подробно
описывается, как правильно делать «Гимнастику для языка», но главное, чтобы эти занятия
проводились в игровой форме и не утомляли ребенка.
Вам понадобится лишь 15 минут в день, зеркало и немного фантазии, чтобы ваш ребенок
получал удовольствие от этих занятий. Каждое упражнение имеет свое название. Названия
эти условные, но очень важно, чтобы ребенок их запомнил. Вопервых, название вызывает у
ребенка интерес к упражнению, вовторых, экономит время, т. к. не нужно всякий раз
объяснять способы их выполнения, а достаточно лишь сказать «Поиграем в барабан» или
«Поиграем в лошадку».
Далее приводятся примеры некоторых из таких упражнений:
1. «Вкусное варенье»:
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить раз.
2. «Качели»:
Высунуть узкий язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом
не закрывать. Упражнение проводится под счет 1015 раз.
3. «Лошадка»:
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную
связку. Повторить 1015 раз.
4. «Чашечка»:
1 Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не
касаться их, удерживать язык в таком положении 1015 секунд.
5. «Горка»:
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка
упереть в нижние передние зубы, удерживать 1015 секунд.
Никогда не ругайте малыша, если он неправильно делает упражнение. Покажите,
подбодрите ребенка. Придумайте и разыграйте сказку. Например: 'Проснулся утром
язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх где же солнышко? (вытянуть
язык вверх к носу) и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке),
потом направо (вытянуть к правой щеке)' и т. д. Проявите фантазию.
Еще примеры упражнений:
Упражнение 1.
«Улыбка» («Заборчик»)
Широка река Волга,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны
От краев и до десны.
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние
передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнутся без напряжения так, чтобы были видны передние и нижние зубы.
Удерживать губы в таком положении от 1 до 510 секунд.
Обратите внимание!
1. Следует, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах
опускать
и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладем палец на нижнюю
губу. Опускаем и поднимаем ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна.
3. Если у ребенка возникает затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «иии» – и
губы
растянутся в улыбке.
Упражнение 2.
«Хоботок» («Трубочка»)
Я слегка прикрою рот,
Губы хоботком вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: ууу.
Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении
под счет от 1 до 510.
Обратите внимание!
1.Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянутся губами до
конфеты
и взять ее губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребенок удерживает
губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
3. Можно вместе с ребенком пропеть звук «у»: «ууу» и губы примут положение
трубочки.
Следует помнить. Что эти упражнения не являются полноценной коррекцией
нарушений, а лишь способствуют развитию мышц губ. Языка и щек.В любом
случае при более серьезных нарушениях надо обращаться к логопеду.
2 Ежедневные занятия помогут вашему малышу иметь чистую и правильную
речь, а значит легче адаптироваться к школьной жизни.
3
Советы логопеда ( лекторий для родителей)
Советы логопеда ( лекторий для родителей)
Советы логопеда ( лекторий для родителей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.