"Советы логопеда родителям дошкольников"

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 01.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом, благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения; - усвоение речи в дошкольном возрасте является необходимым условием для овладения грамотой, дальнейшего обучения в школе; -очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка, и преодолеть его как можно раньше.
Иконка файла материала Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого- Советы логопеда родителям дошкольников педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ       Речь – явление социальное, и служит средством  общения людей друг с другом,  благодаря речи малыш  познает окружающий мир, накапливает знания,  расширяет круг представлений о предметах и явлениях,  овладевает нормами общественного поведения; ­  усвоение речи в дошкольном возрасте является  необходимым условием для овладения грамотой,   дальнейшего обучения в школе; ­очень важно выявить неблагополучие речевого развития  ребенка, и преодолеть его как можно раньше;
­ даже незначительные недостатки в развитии речи  ребенка, могут привести к трудностям освоения  процессов  чтения и письма в школе; -следует внимательно следить за развитием речи  своего ребенка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ     Возраст от 2 до 5 месяцев период гуления.  Появление гуления связано с эмоциональным  общением со взрослым. Разговаривая с ребёнком, вы  стимулируете его речевое развитие.  В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех.  Он способствует развитию его речевого дыхания.  В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый  «комплекс оживления» со смехом.  Малыш радостно  стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется, в  ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5—6 месяцам, нормально развивающийся младенец начинает  лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными  звуками: «ма­му­ма», «пу­па», «ба­ба­бо».    Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к  артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы  произносите звуки. Примерно с 7 и 8 месяцев Ребенок произносит цепочки слогов  с разными интонациями.   К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова  «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.     В это время эмоциональное общение с ним приобретает  особенное значение для его развития. Ребенок все чаще  произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые  взрослым.
К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых  лепетных слов: «мама», «папа»,«баба», «дай», «на», «пить», «ко­ко», «би­ би»,«ав­ав»,«пи­пи» и т. п.К 1,5—2 годам в речи крохи должны  появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу  пить чай!» Можно отметить появление  в  активной речи ребенка первых  прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький»,  «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой»,  «басёй», «маикий», «касий».  К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое  смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил  смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные, и все простые  согласные звуки ([б], [б'], [п], [п`], [м], [м`], [т], [т`], [н], [н'], [к], [к'], [г]  [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые или даже сложные предложения.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з],  [з'] использует в речи  предложения. Он с удовольствием рассказывает о том,  что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не стоит  настаивать на том, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук  [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным  звуком, и неумение делать это, приводят к возникновению серьезного  нарушения звукопроизношения.       К 5 годам ребенок уже активно употребляет обобщающие слова  ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и  явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются  пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только  некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложениях  используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки  [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно  рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок  правильно произносит все звуки родного языка,  практически не допускает в речи грамматических  ошибок, владеет всеми формами устной речи:  диалогической и монологической, контекстной и  ситуативной.     С 7 лет начинается школьный период развития речи  ребенка.
Примерные сроки формирования 1-2 года - звуки: [А У О И П Б звуков речи. М] 2,5 года - звуки: [Г К X Ы Г К X] З года - звуки: [Ф С 3 Т Д Н Ц] 4 года - звуки: [Ж Ш Ч Щ]
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ      ­    К концу 1­ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;     ­    к концу 4­ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;     ­    к концу 5­ого месяца не прислушивается к музыке;     ­    к концу 7­ого месяца не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;     ­    к концу 9­ого месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми  звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;      ­   к концу 10­ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания, или ручкой в знак  прощания;       ­  к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы  («дай», «покажи», «принеси»);       ­  к 1 году 4­м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;       ­  к 1 году 9­ти месяцам не может произнести 5­6 осмысленных слов;       ­  к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные  просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;        ­  к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;        ­  в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой  из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;         ­  в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Нарушение звукопроизношения:  неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков          (ампа ­ йампа – лямпа – лампа);       (йиба – либа – лыба – рыба);      (тянки – сянки – санки);       (тюба – сюба – суба – шуба)  Нарушение слоговой структуры слова: пропуски, перестановки слогов в слове; (стул­тул, дерево­деваре, бегемот­ гебемот, пуговица­ пувица,  молоток­моток) Фонематические представления:  различение звуков [c­ш]  [л­р ], выделение звука из ряда слогов , называние  всех звуков в слове н/п ­МАК (6  лет) … ;  Лексические недостатки:  бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слова; Неправильное грамматическое оформление высказывания: пропуски предлогов и союзов, нарушение в согласовании слов (в роде, числе и падеже); Нарушение связной речи: связность и последовательность пересказа  затруднено,  допускаются смысловые пропуски, неточности,  предложения короткие,  при построении самостоятельного высказывания испытывают трудности; Темпо­ритмические недостатки:  ­  ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи,  скандирование (послоговое произнесение) слов.
Логопед советует: -развивать челюстные мышцы и мышцы языка; -эффективно пережевывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щеки, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.; -разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык»; -каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки; -чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать; -говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
­не рекомендуется перегружать ребенка;  ­при раннем речевом развитии не следует принуждать  ребенка  к  рассказыванию  стихов,  демонстрировать  его  перед гостями ­ это может привести к заиканию. ­при  позднем  развитии  речи  не  стоит  паниковать, нужно стараться развивать ребёнка. заранее
Причины сходить с ребенком к логопеду Причина 1  Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков   типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги»,  «бубу», «тата»). Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом. Причина 2  Если у ребенка в возрасте 2 ­х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок  совсем не говорит.  Причина 3  Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими.  Причина 4  Если ребенок до 3­х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а  понятных и простых слов почти нет. Причина 5  Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
Причина 6  Если в возрасте 3­х лет вас хоть что­то настораживает в  речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и  слышите разницу.  Причина 7  Если в возрасте 4­х и 5­ти лет речь вашего ребенка  нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает,  на ваш взгляд,  многие звуки. Причина 8  Если Ваш ребенок после 4­5 лет многие  звуки говорит  мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»  Причина 9  Ребенок старше 6­ти лет не произносит правильно какие­то  звуки.
Причина 10   Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые  звуки, слоги, слова, заикается. (консультация невролога) Причина 11  Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом  учит стихотворения, не может запомнить и пересказать  рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает  слоги. Причина 12  Если в преддверии школы вы замечаете какие­либо  трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.  Не допустите наслоения школьных проблем на уже  существующие. Еще есть время проконсультироваться с  логопедом и исправить ситуацию.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия  дадут наилучший результат, если они проводятся в  форме игры и интересны ребенку. Все упражнения надо выполнять естественно без  напряжения. Всю работу по воспитанию у детей правильного  произношения, родители могут консультируясь  с  логопедом. Обращаться к нему при всех  затруднениях.
ЗАНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Дидактические игры для речевого развития детей Форма обучения детей игре содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное); Задача: -вызвать у детей интерес к игре; -подобрать варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
ЦЕНТР «ГАРМОНИЯ» Г. РАССКАЗОВО, УЛ.ЦЫПЛУХИНА 2А СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!