Речь – явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом, благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения;
- усвоение речи в дошкольном возрасте является необходимым условием для овладения грамотой, дальнейшего обучения в школе;
-очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка, и преодолеть его как можно раньше.
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-
Советы логопеда родителям дошкольников
педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Речь – явление социальное, и служит средством
общения людей друг с другом, благодаря речи малыш
познает окружающий мир, накапливает знания,
расширяет круг представлений о предметах и явлениях,
овладевает нормами общественного поведения;
усвоение речи в дошкольном возрасте является
необходимым условием для овладения грамотой,
дальнейшего обучения в школе;
очень важно выявить неблагополучие речевого развития
ребенка, и преодолеть его как можно раньше;
даже незначительные недостатки в развитии речи
ребенка, могут привести к трудностям освоения
процессов чтения и письма в школе;
-следует внимательно следить за развитием речи
своего ребенка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ
Возраст от 2 до 5 месяцев период гуления.
Появление гуления связано с эмоциональным
общением со взрослым. Разговаривая с ребёнком, вы
стимулируете его речевое развитие.
В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех.
Он способствует развитию его речевого дыхания.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый
«комплекс оживления» со смехом. Малыш радостно
стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется, в
ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5—6 месяцам, нормально развивающийся младенец начинает
лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными
звуками: «мамума», «пупа», «бабабо».
Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к
артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы
произносите звуки.
Примерно с 7 и 8 месяцев Ребенок произносит цепочки слогов
с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова
«да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.
В это время эмоциональное общение с ним приобретает
особенное значение для его развития. Ребенок все чаще
произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые
взрослым.
К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых
лепетных слов: «мама», «папа»,«баба», «дай», «на», «пить», «коко», «би
би»,«авав»,«пипи» и т. п.К 1,5—2 годам в речи крохи должны
появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу
пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых
прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький»,
«красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой»,
«басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое
смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил
смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные, и все простые
согласные звуки ([б], [б'], [п], [п`], [м], [м`], [т], [т`], [н], [н'], [к], [к'], [г]
[г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые или даже сложные предложения.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з],
[з'] использует в речи предложения. Он с удовольствием рассказывает о том,
что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не стоит
настаивать на том, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук
[р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным
звуком, и неумение делать это, приводят к возникновению серьезного
нарушения звукопроизношения.
К 5 годам ребенок уже активно употребляет обобщающие слова
("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и
явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только
некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложениях
используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки
[ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно
рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок
правильно произносит все звуки родного языка,
практически не допускает в речи грамматических
ошибок, владеет всеми формами устной речи:
диалогической и монологической, контекстной и
ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи
ребенка.
Примерные сроки формирования
1-2 года - звуки: [А У О И П Б
звуков речи.
М]
2,5 года - звуки: [Г К X Ы Г К
X]
З года - звуки: [Ф С 3 Т Д Н Ц]
4 года - звуки: [Ж Ш Ч Щ]
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
К концу 1ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5ого месяца не прислушивается к музыке;
к концу 7ого месяца не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9ого месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми
звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания, или ручкой в знак
прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы
(«дай», «покажи», «принеси»);
к 1 году 4м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к 1 году 9ти месяцам не может произнести 56 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные
просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой
из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Нарушение звукопроизношения:
неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков
(ампа йампа – лямпа – лампа);
(йиба – либа – лыба – рыба);
(тянки – сянки – санки);
(тюба – сюба – суба – шуба)
Нарушение слоговой структуры слова:
пропуски, перестановки слогов в слове; (стултул, дереводеваре, бегемот гебемот, пуговица пувица,
молотокмоток)
Фонематические представления:
различение звуков [cш] [лр ], выделение звука из ряда слогов , называние всех звуков в слове н/п МАК (6
лет) … ;
Лексические недостатки:
бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слова;
Неправильное грамматическое оформление высказывания:
пропуски предлогов и союзов, нарушение в согласовании слов (в роде, числе и падеже);
Нарушение связной речи:
связность и последовательность пересказа затруднено, допускаются смысловые пропуски, неточности,
предложения короткие, при построении самостоятельного высказывания испытывают трудности;
Темпоритмические недостатки:
ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи,
скандирование (послоговое произнесение) слов.
Логопед советует:
-развивать челюстные мышцы и мышцы языка;
-эффективно пережевывать грубую пищу, полоскать
рот, надувать щеки, перекатывать воздух из одной
щеки в другую и т.д.;
-разговаривать с ребенком только на правильном
русском языке, ни в коем случае не использовать
«детский язык»;
-каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки;
-чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все
его вопросы, поощрять желание их задавать;
-говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово
или фразу, меняя в ней слова местами;
не рекомендуется перегружать ребенка;
при раннем речевом развитии не следует принуждать
ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его
перед гостями это может привести к заиканию.
при позднем развитии речи не стоит
паниковать, нужно стараться развивать ребёнка.
заранее
Причины сходить с ребенком к логопеду
Причина 1
Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков
типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги»,
«бубу», «тата»).
Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.
Причина 2
Если у ребенка в возрасте 2 х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок
совсем не говорит.
Причина 3
Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими.
Причина 4
Если ребенок до 3х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а
понятных и простых слов почти нет.
Причина 5
Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
Причина 6
Если в возрасте 3х лет вас хоть чтото настораживает в
речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и
слышите разницу.
Причина 7
Если в возрасте 4х и 5ти лет речь вашего ребенка
нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает,
на ваш взгляд, многие звуки.
Причина 8
Если Ваш ребенок после 45 лет многие звуки говорит
мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»
Причина 9
Ребенок старше 6ти лет не произносит правильно какието
звуки.
Причина 10
Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые
звуки, слоги, слова, заикается. (консультация невролога)
Причина 11
Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом
учит стихотворения, не может запомнить и пересказать
рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает
слоги.
Причина 12
Если в преддверии школы вы замечаете какиелибо
трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.
Не допустите наслоения школьных проблем на уже
существующие. Еще есть время проконсультироваться с
логопедом и исправить ситуацию.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА
Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия
дадут наилучший результат, если они проводятся в
форме игры и интересны ребенку.
Все упражнения надо выполнять естественно без
напряжения.
Всю работу по воспитанию у детей правильного
произношения, родители могут консультируясь с
логопедом. Обращаться к нему при всех
затруднениях.
ЗАНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ
Дидактические игры
для речевого развития детей
Форма обучения детей игре содержит два
начала: учебное (познавательное) и
игровое
(занимательное);
Задача:
-вызвать у детей интерес к игре;
-подобрать варианты игры, где дети
смогли бы активно обогатить свой словарь.
ЦЕНТР «ГАРМОНИЯ»
Г. РАССКАЗОВО,
УЛ.ЦЫПЛУХИНА 2А
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!