Совместная работа специалистов ППк при сопровождении семьи ребенка с ОВЗ.
При реализации задач развития инклюзивного образования важнейшим условием является наличие целостной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования. Это возможно только при эффективном взаимодействии ПМПК и консилиума образовательной организации – основных звеньев ППМС-сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания наиболее благоприятной для развития среды в учебном заведении, включающий в себя функционирование Психолого- педагогического консилиума (ППк).
Психолого-педагогический консилиум организует деятельность специалистов образовательного учреждения по сопровождению образовательного процесса обучающегося с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику, позволяет осуществлять сетевое взаимодействие с ресурсными центрами, ППМС-Центрами, другими учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка», поддерживает разумный баланс между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОО (группе, классе), минимизирует конфликтные ситуации в ОО.
Данная модель представляет деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации, как инструмент организации системы комплексного сопровождения. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий образования ребенка, которые рекомендованы в заключении ПМПК.
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации подразумевает работу не только в режиме заседаний и обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с особыми образовательными потребностями или сложившейся образовательной ситуации, но представляет собой постоянно действующую, объединенную общими целями, команду специалистов, реализующую ту, или иную стратегию и тактики сопровождения включенного ребенка.
Основные принципы деятельности ППк:
1. Мультидисциплинарный принцип деятельности специалистов заключается в осуществлении комплексного подхода к оценке развития ребенка при равноправном учете данных всех специалистов ППк.
2. Междисциплинарный принцип предусматривает при оценке развития ребенка выработки согласованных коллегиальных решений и преломления мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ППк.
3. Принцип семейной центрированности - специалисты ППк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
4. Принцип партнёрства - деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
5. Принцип междисциплинарного взаимодействии - работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
6. Принцип добровольности - родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания.
7. Принцип открытости - ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
8. Принцип конфиденциальности - информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ППк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
9. Принцип уважения личности ребёнка - специалисты ППк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
10. Принцип уважения к личности родителя - уважая личность родителя, специалисты ППк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
11. Принцип профессиональной ответственности - специалисты ППк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
12. Принцип информированного согласия - добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ППк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Деятельность ППк представлена следующими направлениями:
Педагогическое направление деятельности ППк включает в себя: формирование общей культуры личности, преодоление трудностей в обучении и адаптация ребенка с ОВЗ.
Психолого-педагогическое направление деятельности ППк включает в себя: создание условий для обеспечения раскрытия возможностей путём включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации). Коррекционно-развивающее сопровождение. Сохранение соматического здоровья.
Социально-педагогическое направление включает: Развитие взаимодействия с семьей. Повышение и развитие потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками.
Профилактическое направление включает: сохранение и развитие здоровья детей, профилактика перегрузок, формирование ресурсов, реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.
Таким образом, психолого-педагогический консилиум организуется в образовательной организации как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся. ППк в своей деятельности в области защиты прав и законных интересов ребенка руководствуется действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами РФ.
Современные изменения в образовании, связанные с принятием новых стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют новые требования к деятельности специалистов и служб сопровождения. Роль ППк как важного элемента комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями задана законодательными положениями в сфере образования.
Работа ППк позволяет не только осуществлять диагностические процедуры, но и оказывать необходимую дальнейшую коррекционно-консультативную помощь детям и их родителям. Консультативная помощь обеспечивает эмоциональную, психологическую поддержку родителям в трудных ситуациях с целью повышения уровня родительской компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка.
Усиление консультативной и поддерживающей роли консилиума дает возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций специалистов.
В современных условиях развития образования родители становятся важнейшими участниками образовательного процесса, создания форм индивидуализации образования и организации специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями. Ценности развития включающего общества и гражданская ответственность родителей за права своих детей регулируют активность родительских инициатив и самостоятельность выбора условий образования. Все документы, регулирующие деятельность ППк, в современных условиях базируются на согласии родителей, на заявочном принципе обращения об участии в заседании комиссии и выработке рекомендаций.
Вопрос профессиональной стратегии ППк в работе с родителями является вопросом эффективности работы консилиума, выполнения им основной цели деятельности. Это требует от специалистов не только предметной квалификации в области дефектологии логопедии или психологии, это связано с профессиональной культурой специалистов консилиума, ценностными и нравственными основами деятельности. Основной результат работы этой группы специалистов напрямую зависит от того, насколько родители примут рекомендации и осознают необходимость помощи ребенку, необходимость создания специальных условий обучения в школе. В развитии инклюзивного процесса в образовании сотрудничество специалистов и родителей становится определяющим условием успешности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.