Положение
о едином орфографическом режиме в начальной школе
Общее положение
1. Настоящее положение позволяет регламентировать порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
3. Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры обучающихся;
б) воспитывают уважение обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у обучающихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более внимательно проверять, и перепроверять свою работу;
г) организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы.
4. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.
5. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения проводятся контрольные работы по предметам: входные, за 1 полугодие, комплексная итоговая работа и итоговые работы по предметам.
6. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны предварительно педагогам, учащимся, родителям.
7. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащихся и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
8. При планировании проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно-методический комплект, по которому работает школа.
9. В один учебный день в классе проводится одна письменная контрольная работа, а в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели.
10. Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и учащимися при оформлении тетрадей.
Основные виды контроля и оценивания
1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.
2. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах обследования общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, позволяют определить «зону ближайшего развития и предметных знаний», организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Проводится в начале сентября в 1-м классе. Она позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учёта в работе или диагностической карте. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося и учитываются при написании характеристики выпускника начальной школы.
3. Текущее оценивание включает экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и объективизированные методы (анализ письменных ответов и работ учащихся).
4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
5. Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
6. В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки - портфолио достижений.
7. В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации, рекомендовано:
а) проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
б) не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
в) не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;
г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;
д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала;
е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т. п.).
Таким образом, для построения системы оценивания предметных результатов по русскому языку в начальной школе важно учесть, что с учетом общего количества часов, отводимых на изучение русского языка, в течение каждого учебного года на проведение оценочных процедур может быть отведено не более 17 часов (10% от 170 часов в год). Учитывая рекомендацию не проводить оценочные процедуры чаще, чем 1 раз в 2,5 недели, в год может быть запланировано не более 13 оценочных процедур. Это налагает на администрацию образовательных организаций серьезную ответственность при планировании системы оценивания, при отборе содержания оценивания и выборе конкретных заданий, поскольку в это число оценочных процедур входят и процедуры внешнего оценивания.
Используются следующие формы оценки:
1. Безоценочное обучение – 1 класс.
2. Пятибалльная система – 2-4 классы.
3. Накопительная система оценки – портфолио достижений.
По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдений.
В мониторинге оцениваются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в 5-ти балльной шкале |
90-100% |
Высокий |
«5» |
66 -89% |
повышенный |
«4» |
50 -65 % |
средний |
«3» |
меньше 50% |
ниже среднего |
«2» |
В тетрадях и журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается следующими уровнями:
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
90-100% |
Высокий |
66 -89% |
Повышенный |
50 -65 % |
Средний |
меньше 50% |
ниже среднего |
Во 2-4 классах используются следующие виды внутришкольной аттестации: текущие, семестровые, годовые, итоговые.
Нормы оценок по предмету «Русский язык»
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Количество и назначение ученических тетрадей по русскому языку
1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ обучающихся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого обучающегося:
п/п |
Учебный предмет |
Количество тетрадей |
Период обучения |
Комментарии |
|
текущих |
контр. |
||||
1 |
Русский язык (1класс) |
Прописи либо рабочие тетради |
Нет |
Период обучения грамоте |
Помимо прописей, допускается наличие 1-2 рабочих тетрадей в косую линию |
|
Русский язык (2-4 классы) |
2 |
1 |
2-4 |
Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК*, а также наличие дополнительной тетради для творческих работ. |
*на усмотрение учителя
2. В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу обучающихся. Ежедневно после классной работы тетради собираются на проверку, на дом выдаются другие тетради (проверенные).
3. Проверка тетрадей учителем осуществляется ручкой с пастой красного цвета.
4. Все классные и домашние работы обучающихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
5. Учитель имеет право делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения учащихся.
6. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
7. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ обучающихся учитель в обязательном порядке руководствуется Положением о системе оценивания.
8. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметки в классный журнал.
9. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя, кроме неудовлетворительных оценок.
10. Самостоятельные работы контролирующего характера оцениваются учителем и выставляются в классный журнал в полном объеме.
11. Проверка и возвращение обучающимся контрольных работ по русскому языку осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетрадь для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на родительском собрании или индивидуально при посещении школы.
12. В качестве отметки, начиная со 2-го класса, может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5».
Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь):
ü диктант с грамматическим заданием, списывание с грамматическим заданием - 5/4. Первая оценка до дроби выставляется за списывание, вторая оценка после дроби – за грамматическое задание;
ü сочинение, изложение для учащихся 4 классов - 5/4. Первая оценка до дроби выставляется за содержание текста, а вторая - за орфографические и грамматические ошибки.
13. Ведение тетради по русскому языку один раз в календарный месяц оценивается учителем с выставлением отметки в классный журнал. В тетрадях учитель выполняет запись, например: В.т. 5
Порядок ведения тетрадей обучающихся
1. Все записи в тетрадях должны вестись учащимися каллиграфически аккуратным, четким и разборчивым почерком.
2. При выполнении письменных работ, учащиеся должны пользоваться шариковой ручкой синего цвета. Все подчёркивания, начертания выполняются остро отточенным простым карандашом.
3. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
4. Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, самостоятельная, работа над ошибками (когда в этом есть необходимость).
5. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
1. Тетради обучающихся для 1-3 класса подписывает сам учитель Возможно использование печатного шаблона установленного образца. Обучающиеся начинают подписывать тетради самостоятельно (под руководством учителя) с 4 класса (1 полугодие).
2. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:
Тетради подписываются по следующему образцу:
Тетрадь №1 (№2) для работ по русскому языку ученика(цы) ____ класса ГБУ ОО ЗО «СОШ № __» г. Бердянск _____________________________ (Фамилия и имя ученика) |
Предлог
«по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский
язык), поэтому и пишется на той же строке |
Например,
Тетрадь №1 (№2) для работ по русскому языку ученика(цы) 2-Б класса ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск Ткаченко Ольги (ФИ уч-ся в родительном падеже) |
Тетрадь для контрольных работ по русскому языку ученика(цы) 2-Б класса ГБУ ОО ЗО «СОШ №3» г. Бердянск Ткаченка Игоря (ФИ уч-ся в родительном падеже) |
Оформление письменных работ по русскому языку
1. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку определяет сам учитель. Рекмендуем осуществлять переход на широкую линейку в 3-м классе в третьей четверти, но только при наличии у каждого ученика успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.
2. Дата выполнения работ в тетради по русскому языку указывается числом и полным названием месяца (5 сентября), начиная с 1 класса в четвёртой четверти. Запись даты выполняется словами в именительном падеже по центру строки (Пятое сентября), без точки, начиная с 3 класса, в третьей четверти. Например:
5 сентября
Пятое сентября
3. Запись названия работы выполняется на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру, без точки. Например:
Классная работа
Домашняя работа
Самостоятельная работа
Работа над ошибками
4. После классной и домашней работы следует отступать одну узкую линию (пишем на второй), две строчки в широкую линейку (пишем на третьей). Между датой, названием работы (классная работа, домашняя работа, самостоятельная работа) и заголовком, наименованием вида работы (упражнение, диктант, списывание, изложение, сочинение) и заголовком в тетрадях по русскому языку строка не пропускается. Заголовок текста пишется по середине строки с большой буквы, без точки.
Вид работы – упражнение в 1-2 классах пишется с большой буквы в сокращении с указанием номера цифрой (Упр. 7). После цифры точка не ставится. Начиная с 3 класса, вид работы – упражнение, пишется по центру строки с большой буквы полностью словом с указанием номера цифрой (Упражнение 7). После цифры точка не ставится. Например:
5 сентября Классная работа Упр. 7 Школьный сад |
Пятое сентября Домашняя работа Упражнение 12 На речке |
12 сентября Самостоятельная работа Упр. 10
Девятое октября Самостоятельная работа Упражнение 15 |
Слова: диктант, списывание, сочинение,
изложение, работа над ошибками в рабочих тетрадях, а также в тетрадях для
контрольных работ (2-4 класс), пишутся с большой буквы по центру строки без
сокращений. Например:
1-3 класс 3-4 класс
10 октября Списывание Друзья |
Восьмое ноября Диктант Журавли |
12 октября Работа над ошибками
Пятое октября Работа над ошибками |
5. Запись «словарный диктант» в рабочих тетрадях 1-2 классе пишется с по середине сроки в сокращённом виде с большой буквы. Запись словарных слов учащиеся выполняют с красной сроки. Первое слово записывается с заглавной буквы, последующие с маленькой буквы через запятую. Начиная с 3 класса, запись «словарный диктант» пишется по центру строки без сокращений с большой буквы. Запись словарных слов учащиеся выполняют с красной строки. Первое слово записывается с большой буквы, последующие слова пишутся с маленькой буквы через запятую. Например:
1-2 класс 3-4 класс
12 сентября Сл.д. Пенал, ученик, заяц |
Десятое сентября Словарный диктант Карандаш, абрикос, здравствуйте |
6. Методика проведения «минуток чистописания» требует содержания, объёма и периодичности проведения: 1-2 класс - 1 строка; 3-4 класс – 2 строки. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
7. Ученик обязан при записи текста в тетради соблюдать красную строку, записывать стихотворный текст по строкам (без красной строки), соблюдая авторские знаки.
Ошибки исправляются следующим образом:
-неверно написанная буква зачеркивается косой линией, вместо зачеркнутого сверху пишется нужная буква;
-части слов, слова, предложения зачеркиваются тонкой горизонтальной линией;
- неверные написания в скобки не заключаются;
-неверно выполненные соединения и начертания букв выносятся учителем в виде образца на поля тетради.
8. При оформлении контрольных,
самостоятельных работ по русскому языку, при необходимости, записывается вид
работы и строкой ниже вариант римскими цифрами (без точки). Во 2 классе слово
«вариант» пишется в сокращённом виде одной буквой с точкой (I в.). Начиная с 3
класса слово «вариант» пишется полностью без сокращения, в конце точка
не ставится
(II вариант).
С красной строки, учащиеся записывают номер задания с точкой. В этой же строке записывают ответ. Например:
2 класс 3 класс
12 сентября Тесты I в. 1. а) 2. День – ночь 3. Наступила осень. |
15 сентября Тесты II вариант 1. б) 2. Смелый, храбрый, отважный. 3. Дорога – ж.р., друг – м.р. |
4 класс
Десятое сентября Тест IІ вариант 1. в) 2. И.п. – книга Р.п. – книги 3. Пушок 4. У меня есть кот Пушок. |
Выполнение тестов учащиеся могут осуществлять на листах с напечатаными заданиями, вложив их в рабочую тетрадь, в тетрадь для контрольных работ.
10. При оформлении самостоятельной работы по русскому языку записывается вид работы (самостоятельная работа) по середине строки во 2-3 классе в сокращённом виде (С.р.), в 4 классе – без сокращения с большой буквы по середине строки (Самостоятельная работа). Строкой ниже по центру записывается вариант римскими цифрами (без точки).
Например:
2-3 класс 4 класс
12 сентября С.р. I в. 1. а) 2. Черный – белый. 3. Ребята спешат на речку. |
Восьмое сентября Самостоятельная работа II вариант 1. б) 2. Лето – сущ., читать – глаг. 3. Мой друг |
11. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой (строчной) буквы. Знаки препинания не ставятся. Например:
ветер
восток
весна
12. При записи слов в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, последующие слова записываются через запятую с маленькой буквы, в конце записи ставится точка. Например:
Ветер, восток, весна.
13. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные буквы:
- глухой – глух., звонкий – зв., согласный –согл., твёрдый – тв.;
- существительное – сущ., прилагательное-
- прил., глагол - гл.,
предлог – пр.;
- мужской род – м.р., женский род – ж.р, средний род – ср.р.;
- прошедшее время – пр.вр., настоящее время – н.вр., будущее время – буд.вр., (маленькой буквой);
- единственное число – ед.ч., множественное число - мн.ч.
- Названия падежей указываются заглавной буквой. (И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.).
12. Обозначения над словами выполняются простым карандашом. Все подчеркивания учащиеся выполняют по линейке простым карандашом. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, уровень сформированности устной речи.
Навык каллиграфического письма:
§Высокому уровню развития каллиграфического навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1 негрубый недочёт.
§Повышенному уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 1 существенный недочёт (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1–2 негрубых недочёта.
§Среднему уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 2-3 негрубых недочёта.
§Ниже среднего уровня развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочётов относятся:
ü частичные искажения формы букв;
ü несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
ü выход за линию рабочей строки;
ü наличие нерациональных соединений;
ü отдельные случаи несоблюдения наклона.
Навык орфографического письма:
§Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок.
§Повышенному уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 2, и работа содержит не более 2-3 недочётов.
§Среднему уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работа содержит не более 3-4 недочётов.
§Ниже среднего уровня развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
Навык устной речи:
§Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.
§Повышенному уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки оптимального уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
§Среднему уровню развития устной речи соответствуют неполные, недостаточно последовательные ответы ученика, допускает неточности в употреблении слов и построении предложений.
§Ниже среднего уровня развития устной речи соответствуют ответы, когда ученик отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, излагает материал несвязно.
Количество слов для написания контрольных работ
Виды работ |
Количество слов |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Списывание |
20-25 слов |
40-50 слов |
65-70 слов |
80-90 слов |
Диктант |
15-20 слов |
30-40 слов |
55-60 слов |
75-80 слов |
Словарный диктант |
6-8 слов |
10-12 слов |
12-15 слов |
15-20 слов |
Для проведения диктанта и списывания подбирается текст, включающий достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст диктанта включает слова на изученные правила. Если встречаются новые слова, они заранее записываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематику текста для диктанта и списывания следует подбирать такую, которая была бы интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением тех синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Формы контроля уровня
достижений и критерии оценки
по русскому языку
Диктант
Оценка «5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3-4 классе возможно одно исправление графического характера).
Оценка «4» – ставится, если не более двух
орфографических и
2 пунктуационных ошибок или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка «3» – ставится, если допущено 3-5 орфографических
и
4 пунктуационных ошибок; работа написана небрежно.
Оценка «2» – ставится, если допущено более 5-7 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Учёт ошибок в диктанте:
·Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку. Например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и».
·Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки. Например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой считается:
·Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, искажение, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
·Замена слов;
·Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
За ошибку не считаются:
·ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
·единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
·единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
·два исправления;
·две пунктуационные ошибки;
·повторение ошибок в одном и том же слове. Например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
·повторение одной и той же буквы в слове;
·недописанное слово;
·перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
·дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
Грамматическое задание
Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.
Оценка «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
Оценка «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
Оценка «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
Оценка «2» – ставится, если правильно выполнено менее 1/2 заданий (не выполнено больше половины общего объёма заданий), ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Тесты
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценка «5» – верно выполнено 80 -100% заданий.
Оценка «4» – верно выполнено 60-80% заданий.
Оценка «3» – верно выполнено 50-60% заданий.
Оценка «2» – верно выполнено менее до 50% заданий.
Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.
Оценка «4» - допущена 1-2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.
Оценка «3» - допущены 2-3 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.
Классы |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
Количество слов |
6-8 слов |
10-12 слов |
12-15 слов |
До 20 слов |
Критерии оценки |
«5» – нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки и 1 исправление. «3» - 3-4 ошибки и 1 исправление (если 15-20 слов) «2» -более 6 ошибок (если 15-20 слов) |
Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений. Допускается 1 недочёт графического характера.
Оценка «4» - допущены 1-2 ошибки и 1-2 исправление.
Оценка «3» - допущены 3 ошибки и 3 исправления.
Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок, и 5 и более исправлений.
Изложение, сочинение
Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4).
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Оценка «5» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
ü правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;
ü логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;
ü богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
ü нет орфографических и пунктуационных ошибок;
ü допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
ü достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
ü имеются отдельные фактические и речевые неточности;
ü допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
ü 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка «3» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
ü допущены некоторые отступления от авторского текста;
ü допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;
ü беден словарь;
ü имеются речевые неточности;
ü есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);
б) грамотность:
ü
3-5
орфографических ошибок и 3
пунктуационные ошибки,
1–2 исправления.
Оценка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
ü работа не соответствует теме;
ü имеются значительные отступления от авторской темы;
ü много фактических неточностей;
ü нарушена последовательность изложения мыслей;
ü во всех частях работы отсутствует связь между ними;
ü словарь беден;
ü более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
ü более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Оценка «5» – логически последовательно раскрыта тема.
Оценка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Оценка «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Оценка «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Оценка «5» – нет речевых и орфографических ошибок,
допущено
1 исправление.
Оценка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и
допущено
1 исправление.
Оценка «3» – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Оценка «2» – имеются более 6 орфографических ошибок.
Организация работы над ошибками
1. Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях. С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся.
2. Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.
3. При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией).
4. К фактическим ошибкам относятся существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания;
§к логическим ошибкам относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые парадоксальные суждения;
§к речевым ошибкам – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений.
5. Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками, проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений, но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель имеет право чередовать эти подходы.
Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы по русскому языку определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ.
6. Учитель помечает ошибки следующим образом:
§ подчёркивает ошибку,
§ зачёркивает ошибку,
§ подписывает правильный ответ,
§ выносит поясняющие пометки на поля:
V – «галочка» - пунктуационная ошибка,
I – «палочка» - орфографическая ошибка
Требования к устной и письменной речи обучающихся
1. Формирование речевой культуры младших школьников как необходимое условие их подготовки к полноценной учебной деятельности на ступени основного общего образования, призвана обеспечить начальная общеобразовательная школа.
В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых компетенций: в соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерных программах по учебным предметам для начального общего образования, усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся.
Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в начальной общеобразовательной школе, при которой речевая культура младших школьников воспитывается в единстве, а требования, предъявляемые на уроках русского языка, поддерживаются учителем на других уроках, в рамках внеурочной деятельности и внеклассных, внешкольных мероприятий.
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.
Рекомендуем привлекать учащихся начальных классов к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать средства наглядной агитации – стенды «Пиши правильно», «Говорите по-русски», «Люби и знай русский язык» и прочее.
2. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, а также следующие умения младших школьников:
• давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы рекомендуется исключать;
• правильно строить сложноподчиненные предложения;
• давать развернутый устный ответ типа рассуждения, имеющего структуру: тезис – аргументы – вывод;
• говорить на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
• излагать материал логично и последовательно, устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы;
• правильно и точно отбирать лексический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
ü правила произношения и постановка ударений;
ü правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
ü правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах людей и т.д.).
4. Речь учащихся должна быть выразительной, это проявляется в разнообразии словарного запаса, богатстве грамматического строя, уместном использовании эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи.
5. Речевая культура младших школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий учителя, для чего рекомендуется:
• показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости);
• использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;
• для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах, группах.
• тщательно продумывать ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;
• писать разборчивым почерком;
• уделять внимание формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слов учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать сформулировать тему, цели и задачи урока, составить план собственной работы в группе и т.д.;
• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ, сообщение, доклад, презентация исследования или творческого проекта) следует оценивать с учетом содержания высказывания, логического построения и речевого оформления, исправляя допущенные ошибки;
• шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
• систематически учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой и т.д.;
• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. Новые термины произносить и объяснять четко, записывать на доске или в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине;
• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки, каллиграфические недочеты;
• шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, клубы и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
• при планировании общешкольных и классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в образовательной организации и дома.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила.
Оценка «5»
Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
–обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и составленные самостоятельно;
–излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»
Ответ соответствует тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил.
Оценка «3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
ü излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
ü не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
ü излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2»
Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Положительная оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.