СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка 4.8

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
19.01.2017
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Работа с детьми - читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением. Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помощь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.
Зиннатуллина Э. Х., Гарифуллина Р. И.-статья.doc
Зиннатуллина Э. Х., Гарифуллина Р. И. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кичкетанская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан  “Вопрос о детском чтении,­ писала Н.К.Крупская,­ это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную,   чем   в   жизни   взрослых.   Книга,   прочитанная   в   детстве,   остается   в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые   ребята   читают,   они   черпают   определенное   миропонимание,   книги вырабатывают у них определенные нормы поведения”. [1] Работу по воспитанию  культуры чтения ведут одновременно учитель и библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей.  Работа   с   детьми   ­   читателями   развивается   успешно   тогда,   когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением. Читатели   всех   возрастов   нуждаются   в   руководстве   и   помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помощь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы. Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением. Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с каждым годом наполняются новым содержанием и постепенно приучают детей к чтению. Школьники   1   класса   только   начинают   овладевать   техникой   чтения;   в классе   они   читают   учебник,   но   процесс   чтения   им   труден,   и   они   охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации, они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом. Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом, сказки; любят рассказы о животных. Школьники 3 класса вполне овладели техникой чтения. Они отличаются от   второклассников   своими   читательскими   интересами.   Здесь   сказывается различие   в   чтении   мальчиков   и   девочек:   мальчики   особенно   охотно   читают приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и по­своему оценить поступки героев книги. Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями. Живой   интерес   школьников   этого   возраста   вызывают   многие   темы   и вопросы. Они хотят узнать из книг, как живут и трудятся взрослые люди, как живут дети в нашей стране и за её рубежами, как работают машины; они охотно читают рассказы о природе, домашних и диких животных, небольшие рассказы исторического содержания. Но любимое чтение детей этого возраста­ сказки; они   захватывают   юных   читателей   своим   сюжетом,   уносят   их   в   мир,   полный чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро   и   зло,   правильно   оценивать   поступки   героев   ­   положительных   и отрицательных.   Простой,   понятный   детям   язык   сказок   развивает   речь,   учит родному языку. С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон интересов,   связанный   со   школьной   программой;   они   шире   знакомятся   с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы, небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к общественной   работе,   регулярно   читают   детские   газеты,   спрашивают   книги, помогающие в труде. Многие из них умело используют познавательный материал книги в занятиях. Четвероклассники   пользуются   рекомендательными   пособиями;   они охотно   прислушиваются   к   совету   не   только   библиотекаря,   но   и   товарища, выбирая себе книгу для чтения. С   каждым   годом   постепенно   улучшается   качество   чтения   школьников: воспитывается  привычка  дочитывать  книгу до конца, умение  самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря и учителя, доверчивость, дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки. В   понятие   «культура   чтения»   входят:   умение   выбрать   книгу, самостоятельно работать с ней, вести записи о прочитанном, навыки бережного обращения с книгой. Культурным читателем называют такого читателя, чтение которого разнообразно по тематике, который может правильно понять идейное содержание книги и её художественные особенности, дать оценку произведению. Культурный читатель использует полученные из книг знания в труде и учебе. Методы по воспитанию культуры чтения. Ознакомление   читателя   с   библиотекой.  С   библиотекой   дети знакомятся, учась в 1 классе, а иногда даже в дошкольном возрасте. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание   на   иллюстрации,   читают   им   небольшой   отрывок,   рассказ, стихотворение. Такие   экскурсии   дают   детям   первое   представление   о   библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей. Экскурсии   в   библиотеку   проводятся   не   только   для   детей   младшего возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке готовится   выставка   книг,  подбираются  иллюстративные   материалы.  В  беседе даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке. Ознакомление   читателя   с   книгой.   Систематические   воспитание культуры   чтения   начинается   с   записи   читателя   в   библиотеку.   В   это   время обычно   проводится   беседа,   знакомящая   читателя   с   основными   правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве.  Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о   том,   как   сидеть,   когда   читаешь,   как   держать   книгу   и   т.д.   для   читателей младшего   возраста   составляются   плакаты   с   краткими   советами   по   гигиене чтения.  Навыки   обращения   с   книгой.  Очень   важно   научить   читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются.  Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы «вводит» в книгу, с его назначения.  Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат   книги   –   толкование   непонятных   слов,   которые   обычно   помещаются либо   в   виде   сносок   внизу   страницы,   либо   в   конце   книги.   Особенно   много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран.   Надо   постоянно   приучать   читателей   искать   в   книге   или   других источниках объяснение непонятных слов. Навыки выбора книги. С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги   занимают   индивидуальные   беседы.   Библиотекарь   или   учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения. Как  читать  книгу.  Советы   читателям   о   том,   как   работать   с  книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать   художественные   произведения,   библиотекарь   рекомендует   обращать внимание   не   только   на   развитие   сюжета,   но   и   на   характеры   героев,   на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге. Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью,   все   подряд,   как   книги,   нет   надобности,   можно   по   оглавлению   в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.  Отзывы  о  книгах.  Постоянные   беседы   с   детьми   при   выдаче   им   книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о  книге  и  выражают  свое мнение не  только  устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге.  Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4 и даже в 3 классе.  Библиотекарь   должен   разъяснить   читателю,   какую   пользу   приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.  Наглядные формы пропаганды книги. В руководстве детским чтением видное   место   занимает   наглядная   пропаганда   книги.   Книжные   выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя   к   литературе,   помогают   ему   в   выборе   книг,   содействуют разносторонности его чтения.  Наглядные   материалы   могут   быть   разнообразными   по   содержанию   и оформлению,   но   все   они   должны   отвечать   общим   требованиям:   быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню,   художественным   и   научным   достоинствам   литературу,   быть доступными читателям определенного возраста. Книжные выставки. Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды   книги   является   книжная   выставка.   Читатель   видит   на   выставке книги   и  статьи   периодической   печати,  объединенные   одной   темой,  данные   в определенной   последовательности.   Это   помогает   систематизировать   чтение юных читателей.  Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное   количество   выставок   оформляется   в   связи   со знаменательными   и   юбилейными   датами,   приурочивается   к   массовым мероприятиям, организуемым библиотекой. Библиотечные плакаты.  Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке   широко   применяются   библиотечные   плакаты.   Их   назначение   – привлекать   внимание   читателей   к   литературе.   Каждый   библиотечный   плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.  Рекомендательные списки. В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в   списке,   а   также   иллюстрации.   Основное   место   в   списке   занимает   не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные   списки,   как   и   плакаты,   могут   быть   настенными   и настольными.  В   рекомендательные   списки   для   читателей,   школьников   2­   4классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано.  Использование   в   работе   компьютера.  При   проведении   различных мероприятий   используется   компьютер.   Например,  медиатека   в   проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются   самодельными   грамотами, «Публикация».   созданными   в   программе Массовая   работа.  Массовая   работа,   являясь   продолжением   и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих   перед   ним   воспитательных   задач.   Массовые   мероприятия   помогают знакомить   читателей   с   лучшими   произведениями   литературы   и   искусства,   с новейшими достижениями науки и техники. 1. Громкое чтение и художественное рассказывание. Громкое чтение в силу   своих   особенностей   является   одним   из   самых   действенных   средств пропаганды книги. Хорошее,   выразительное   чтение   эмоционально   затрагивает   ребенка, помогает   ему   лучше   воспринять   книгу,   способствует   более   глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач­   развитию   литературной   речи   детей,   обогащению   и   расширению   их словаря. Основной   материал   для   громкого   чтения   дают   любимые   всеми   детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии. В этом направлении мы проводим конкурсы чтецов, «Юных сказочников», регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов. 2. Обзоры литературы. Задачи обзоров литературы: показать литературу по   одной   из   отраслей   знания   (например,   «Книги   по   окружающему   миру»); рекомендовать   книги   в  помощь  школьной   программе   того   или  иного   класса: «Что   читать   по   литературному   чтению   учащимся   4   класса».   Проводим   и тематические обзоры, например, «Книги для юных экологов» (так как в нашем лицее функционирует детская экологическая организация ЭКоС). В   библиотеке   лицея   организуем   регулярные   обзоры   книжных   новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступает с обзором перед   детьми   с  сопровождением   показа   рекомендуемых   книг   и   с  небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый   обзор   должен   быть   не   простым   перечислением   названий   и пересказом  содержания  рекомендуемых книг,  но  и своего  рода «уроком»  по привитию навыков культуры чтения. С этой целью используем минивикторины, кроссорды. Иногда начинаем с загадки или с вопроса: «знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?» (о книге «Что такое? Кто такой?» Значение   наглядной   пропаганды   огромное.   Дети   должны   непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации. 3.   Обсуждение   книг.  Обсуждение   книги­   это   коллективная   беседа,   в которой   читатели   делятся   своими   мнениями   о   прочитанном,   оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги­ хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и   убедительно   выражать   свои   мысли.   Коллективная   беседа   часто   вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.  4. Литературные утренники и вечера. Литературные утренники и вечера способствуют   художественному   воспитанию   читателей,   пробуждению   у   них интереса к искусству, формированию литературного вкуса. Мы   в   лицее   проводим   литературные   утренники   и   вечера,   посвященные знаменательным   датам   (“60­летие   Победы”),   литературным   юбилеям   и творчеству отдельных писателей (к 190­летию П. П. Ершова, к 100­летию М. Джалиля),   произведениям   определенного   литературного   жанра   (   “Вечер загадок”, игра “Кто хочет стать сказочником”, “Путешествие в страну сказок”), различным темам (“Природа родного края”) и т. д., каждый из которых является праздником для читателей и в которых они сами принимают живое участие. 5. Вечера занимательной науки и техники. В содержание могут входить: беседа по одной или нескольким книгам научно­фантастического содержания; сообщения   об   отдельных   книгах;   ответы   на   вопросы   ведущего   специалиста; чтение и пересказывание отрывков; демонстрация моделей, сделанных ребятами и т. д. 6.   Вечера   вопросов   и   ответов.  Каждый   из   таких   вечеров   может   быть посвящен одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы списки книг, прочитав которые легко ответить на эти вопросы. Ответы можно давать и в письменном виде и заранее, ещё до вечера. Самые интересные из них оглашаются на вечере. (Например, «Части света»). 7.  Встречи   с   писателями   и   знатными   людьми.  Часто   проводим подобные   встречи.   Например,   встреча   с   земляками­писателями,   чьи   книги   с интересом   читают   дети.   Презентация   книги   «Мой   дед­пасечник»   детского писателя­земляка   Габдуллы   Галиева   оставила   глубокий   след   в   сердцах маленьких читателей. 8. Устный журнал. Устный журнал­форма пропаганды книг, имеет свое название,   своеобразное   оформление   с   внутренними   листами,   которые   можно передвигать, как бы «перелистывать». 9.  Литературные   игры.  Участие   в  литературной   игре  вырабатывают   у школьников   умение   внимательно   читать   литературный   текст,   правильно отбирать   цитаты,   обоснованно   отстаивать   свое   мнение   о   книге   и   её   героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мои любимые персонажи»). 10. «Необычное путешествия по книгам».  Сущность его заключается в следующем:   участникам   «путешествия»   предлагается   в   месячный   срок «побывать» в различных пунктах. Например, «Собака­друг человека». Даются примерные   вопросы   к   отдельным   маршрутам.   «Путешествие»   завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения». 11. Неделя детской книги. Согласно плану работы лицея, в апреле под руководством библиотекаря провели Неделю Детской книги.  План проведения Недели был составлен заранее. В   первый   день   недели   в   зале   были   выставлены   рисунки,   головоломки, кроссворды,   занимательные   задания,   которыми   заинтересовались   многие учащиеся. Во второй день состоялась открытие Недели в форме Игры – сценария «Как беречь книгу».  Воспитательное значение, массовость, занимательность содержания было положительным в мероприятии.  В третий день был проведен утренник «Словари­ наши верные друзья», основной целью которого было ознакомление с различными видами словарей и правилами пользования ими.  В четвертый день было проведено «Путешествие в страну сказок». Дети инсценировали сказки, с удовольствием выступали перед лицеем, хорошо были подобраны костюмы, декорации. С этими же сказками выступили и в сельском доме культуры.  26   апреля,   в   день   рождения   татарского   писателя   Габдуллы   Тукая,   в рамках Недели провели «Час Тукая», посвященный юбилею писателя.  В   шестой   день   Недели   ­   «Бенефис   самого   читающего   ученика». Мероприятие нацелено на воспитание стремления к чтению, на стимулирование желания учащихся читать.  В   занимательной   форме   были   награждены   грамотами   по   разным номинациям   учащиеся   с   1   по   4   класс.   Артистично,   умело   вели   утренник учащиеся 7 класса.  Рациональное   и   умелое   использование   компьютерных   средств,   яркая наглядность,   подбор   костюмов,   театрализованность   представлений   сделали мероприятия праздниками для детей.  12.   Классные   библиотекари   и   актив   школьной   библиотеки.  «Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим   ребятам,   рассказывал   о   прочитанном,   пробуждая   интерес   к   чтению, желание   записываться   в   библиотеку…»   [   2   ]­   вот   важная   цель   актива библиотеки. Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов. Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, мы добиваемся хороших результатов.  Литература 1. Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954. 2. Крупская Н. К. О детской библиотеке и детской книге. М. Детгиз, 1954. 3. Под ред. А. А. Хренковой. Детская библиотека. Практическое пособие для детского библиотекаря. М., 1958.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Скачать файл