СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
19.01.2017
Работа с детьми - читателями развивается успешно тогда, когда библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением. Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помощь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы.
Зиннатуллина Э. Х., Гарифуллина Р. И.-статья.doc
Зиннатуллина Э. Х., Гарифуллина Р. И.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кичкетанская
средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
“Вопрос о детском чтении, писала Н.К.Крупская, это один из важнейших
вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более
крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в
памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг,
которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги
вырабатывают у них определенные нормы поведения”. [1]
Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно учитель и
библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные
особенности читателей.
Работа с детьми читателями развивается успешно тогда, когда
библиотекарь и педагог любит детей, горячо заинтересован делом, стремится
овладеть педагогическим мастерством в руководстве чтением.
Читатели всех возрастов нуждаются в руководстве и помощи
библиотекаря и учителя. А чтобы помощь читателю, надо повседневно изучать
его интересы и запросы.
Каждый возраст читателей имеет свои отличительные черты, свои ярко
выраженные особенности; их надо учитывать при руководстве детским чтением.
Значительную роль в развитии детей играют школьные занятия, которые с
каждым годом наполняются новым содержанием и постепенно приучают детей к
чтению.
Школьники 1 класса только начинают овладевать техникой чтения; в
классе они читают учебник, но процесс чтения им труден, и они охотнее
слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации,
они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом. Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы,
отрывки, а главным образом, сказки; любят рассказы о животных.
Школьники 3 класса вполне овладели техникой чтения. Они отличаются
от второклассников своими читательскими интересами. Здесь сказывается
различие в чтении мальчиков и девочек: мальчики особенно охотно читают
приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста
умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно
понравилось, но и посвоему оценить поступки героев книги.
Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями.
Живой интерес школьников этого возраста вызывают многие темы и
вопросы. Они хотят узнать из книг, как живут и трудятся взрослые люди, как
живут дети в нашей стране и за её рубежами, как работают машины; они охотно
читают рассказы о природе, домашних и диких животных, небольшие рассказы
исторического содержания. Но любимое чтение детей этого возраста сказки;
они захватывают юных читателей своим сюжетом, уносят их в мир, полный
чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое
добро и зло, правильно оценивать поступки героев положительных и
отрицательных. Простой, понятный детям язык сказок развивает речь, учит
родному языку.
С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон
интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с
вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы,
небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к
общественной работе, регулярно читают детские газеты, спрашивают книги,
помогающие в труде. Многие из них умело используют познавательный материал
книги в занятиях.
Четвероклассники пользуются рекомендательными пособиями; они
охотно прислушиваются к совету не только библиотекаря, но и товарища,
выбирая себе книгу для чтения.
С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников:
воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря и
учителя, доверчивость, дисциплинированность; они охотно выполняют правила
библиотеки.
В понятие «культура чтения» входят: умение выбрать книгу,
самостоятельно работать с ней, вести записи о прочитанном, навыки бережного
обращения с книгой. Культурным читателем называют такого читателя, чтение
которого разнообразно по тематике, который может правильно понять идейное
содержание книги и её художественные особенности, дать оценку произведению.
Культурный читатель использует полученные из книг знания в труде и учебе.
Методы по воспитанию культуры чтения.
Ознакомление читателя с библиотекой. С библиотекой дети
знакомятся, учась в 1 классе, а иногда даже в дошкольном возрасте.
С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время
которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие
есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их
внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ,
стихотворение.
Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке,
способствуют привлечению их в число читателей.
Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего
возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке
готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе
даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по
рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как
вести себя в библиотеке.
Ознакомление читателя с книгой. Систематические воспитание
культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. В это время
обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами
обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует внушить читателю уважение к книге; нужно,
чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему
в раннем детстве.
Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в
библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы
о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей
младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене
чтения.
Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя
просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем
проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от
возраста читателя эти беседы постепенно усложняются.
Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как
бы «вводит» в книгу, с его назначения.
Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный
аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются
либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много
непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов
стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других
источниках объяснение непонятных слов.
Навыки выбора книги. С первых лет чтения детей библиотека начинает
воспитывать у них умение выбирать книгу.
Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора
книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель
расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит
делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать
самому выбрать книгу.
Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками,
библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как
спросить книгу для чтения. Как читать книгу. Советы читателям о том, как работать с книгой,
следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно
читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать
внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на
особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания
природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о
его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их
полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в
журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует
остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
Отзывы о книгах. Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг
приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями
о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно.
Такую запись принято называть отзывом читателя о книге.
Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4
и даже в 3 классе.
Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит
составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее
прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
Наглядные формы пропаганды книги. В руководстве детским чтением
видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки,
плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание
читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют
разносторонности его чтения.
Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и
оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть
актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному
уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть
доступными читателям определенного возраста. Книжные выставки. Одной из наиболее эффективных форм наглядной
пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке
книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в
определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение
юных читателей.
Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки
с разными целями.
Значительное количество выставок оформляется в связи со
знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым
мероприятиям, организуемым библиотекой.
Библиотечные плакаты. Наряду с книжными выставками в школьной
библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение –
привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат
должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом
отличие библиотечного плаката от других.
Рекомендательные списки. В рекомендательном списке, кроме перечня
книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной
в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не
иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации.
Рекомендательные списки, как и плакаты, могут быть настенными и
настольными.
В рекомендательные списки для читателей, школьников 2 4классов,
включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги
одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по
объему.
Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы,
которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь
и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке
прочитано.
Использование в работе компьютера. При проведении различных
мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся
наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов
награждаются самодельными грамотами,
«Публикация».
созданными в программе
Массовая работа.
Массовая работа, являясь продолжением и
дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и
учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении
стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают
знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с
новейшими достижениями науки и техники.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание. Громкое чтение в
силу своих особенностей является одним из самых действенных средств
пропаганды книги.
Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка,
помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому
пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению.
Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных
задач развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их
словаря.
Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми
народные сказки.
Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение
вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.
В этом направлении мы проводим конкурсы чтецов, «Юных сказочников»,
регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.
2. Обзоры литературы. Задачи обзоров литературы: показать литературу
по одной из отраслей знания (например, «Книги по окружающему миру»);
рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса:
«Что читать по литературному чтению учащимся 4 класса». Проводим и
тематические обзоры, например, «Книги для юных экологов» (так как в нашем
лицее функционирует детская экологическая организация ЭКоС). В библиотеке лицея организуем регулярные обзоры книжных новинок,
новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступает с обзором
перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой
выставкой на переносной витрине.
Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и
пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода «уроком» по
привитию навыков культуры чтения. С этой целью используем минивикторины,
кроссорды. Иногда начинаем с загадки или с вопроса: «знаете ли вы, какая самая
маленькая птица в мире?» (о книге «Что такое? Кто такой?»
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно
видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
3. Обсуждение книг. Обсуждение книги это коллективная беседа, в
которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают
поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико.
Обсуждение книги хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого
чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно
и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает
споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.
4. Литературные утренники и вечера. Литературные утренники и вечера
способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них
интереса к искусству, формированию литературного вкуса.
Мы в лицее проводим литературные утренники и вечера, посвященные
знаменательным датам (“60летие Победы”), литературным юбилеям и
творчеству отдельных писателей (к 190летию П. П. Ершова, к 100летию М.
Джалиля), произведениям определенного литературного жанра ( “Вечер
загадок”, игра “Кто хочет стать сказочником”, “Путешествие в страну сказок”),
различным темам (“Природа родного края”) и т. д., каждый из которых является
праздником для читателей и в которых они сами принимают живое участие.
5. Вечера занимательной науки и техники. В содержание могут входить:
беседа по одной или нескольким книгам научнофантастического содержания;
сообщения об отдельных книгах; ответы на вопросы ведущего специалиста; чтение и пересказывание отрывков; демонстрация моделей, сделанных ребятами
и т. д.
6. Вечера вопросов и ответов. Каждый из таких вечеров может быть
посвящен одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы списки книг,
прочитав которые легко ответить на эти вопросы. Ответы можно давать и в
письменном виде и заранее, ещё до вечера. Самые интересные из них оглашаются
на вечере. (Например, «Части света»).
7.
Встречи с писателями и знатными людьми.
Часто проводим
подобные встречи. Например, встреча с землякамиписателями, чьи книги с
интересом читают дети. Презентация книги «Мой дедпасечник» детского
писателяземляка Габдуллы Галиева оставила глубокий след в сердцах
маленьких читателей.
8. Устный журнал. Устный журналформа пропаганды книг, имеет свое
название, своеобразное оформление с внутренними листами, которые можно
передвигать, как бы «перелистывать».
9. Литературные игры. Участие в литературной игре вырабатывают у
школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно
отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях,
подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мои любимые персонажи»).
10. «Необычное путешествия по книгам». Сущность его заключается в
следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок
«побывать» в различных пунктах. Например, «Собакадруг человека». Даются
примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается
общей встречей «путешественников» после их «возвращения».
11. Неделя детской книги. Согласно плану работы лицея, в апреле под
руководством библиотекаря провели Неделю Детской книги.
План проведения Недели был составлен заранее.
В первый день недели в зале были выставлены рисунки, головоломки,
кроссворды, занимательные задания, которыми заинтересовались многие
учащиеся. Во второй день состоялась открытие Недели в форме Игры – сценария
«Как беречь книгу».
Воспитательное значение, массовость, занимательность содержания было
положительным в мероприятии.
В третий день был проведен утренник «Словари наши верные друзья»,
основной целью которого было ознакомление с различными видами словарей и
правилами пользования ими.
В четвертый день было проведено «Путешествие в страну сказок». Дети
инсценировали сказки, с удовольствием выступали перед лицеем, хорошо были
подобраны костюмы, декорации. С этими же сказками выступили и в сельском
доме культуры.
26 апреля, в день рождения татарского писателя Габдуллы Тукая, в
рамках Недели провели «Час Тукая», посвященный юбилею писателя.
В шестой день Недели «Бенефис самого читающего ученика».
Мероприятие нацелено на воспитание стремления к чтению, на стимулирование
желания учащихся читать.
В занимательной форме были награждены грамотами по разным
номинациям учащиеся с 1 по 4 класс. Артистично, умело вели утренник
учащиеся 7 класса.
Рациональное и умелое использование компьютерных средств, яркая
наглядность, подбор костюмов, театрализованность представлений сделали
мероприятия праздниками для детей.
12. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки. «Надо,
чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к
другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению,
желание записываться в библиотеку…» [ 2 ] вот важная цель актива
библиотеки.
Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся
начальных классов.
Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и
учителя, мы добиваемся хороших результатов.
Литература 1. Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.
2. Крупская Н. К. О детской библиотеке и детской книге. М. Детгиз, 1954.
3. Под ред. А. А. Хренковой. Детская библиотека. Практическое пособие
для детского библиотекаря. М., 1958.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕКАРЯ И УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.