«Совместный отдых детей и родителей в каникулярный период и формы его организации»
Выступающий: Лаур Н.В., педагог дополнительного образования
Каникулы – это время, которое дети и их родители с нетерпением ждут. Ведь в этот период у детей больше времени для того, чтобы заняться любимым делом или время когда можно получить незабываемые впечатления и сделать много полезных и интересных вещей. И от детей педагогов и родителей зависит, в какой мере этот отдых будет продуктивным.
Формы и содержание каникулярного отдыха обучающихся детского объединения во многом определяются возможностями педагога. Кроме того, выбор формы проведения мероприятий происходит с учетом интересов, склонностей и возможностей детей. Формы каникулярного отдыха детей могут быть самыми разнообразными: мероприятия, экскурсии, праздники, походы, и т. д. Каждый педагог в детском объединении сам определяет наиболее приемлемые формы организации отдыха обучающихся своего объединения. Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то вместе с детьми можно организовать и родителей, которые не только будут участниками мероприятий, но и помогут составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.
Совместный мероприятия детей и родителей в каникулярное время имеет целый ряд положительных компонентов:
1. Физкультурно-оздоровительный.
Дети и родители находятся в движении, они активны.
2. Социально-коммуникативный.
Дети и родители, а также дети между собой, постоянно общаются, причем в новых коммуникативных условиях. Происходят знакомства с новыми людьми, укрепляются взаимоотношения со старыми друзьями. Дети и родители узнают друг друга с новой, непривычной для них стороны, в новых условиях.
3. Эмоционально-психологический.
На детей, как впрочем и на взрослых, усиливается эмоционально-психологическая нагрузка. Дети, под влиянием личных примеров взрослых, оказываются более подготовлены к возможным экстремальным ситуациям, пытаются самостоятельно находить выход из затруднительных житейских ситуаций. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
4. Эстетический.
Дети, находясь под умным, чутким, ненавязчивым руководством взрослых, учатся эстетическому восприятию окружающего мира.
5. Познавательный.
Дети вместе с родителями знакомятся с новой для них информацией.
Пожалуй, наиболее интересным видом активного отдыха для детей и родителей детского объединения «Азбука туризма» являлся туристический поход выходного дня.
Это прекрасная возможность для родителей и детей провести время вместе, научиться новому, познакомиться с природой и весело провести время.
Поход планировался заранее, все вопросы были обговорены с родителями. Идея похода была оторвать детей от телефонов и показать ребятам как отдыхали взрослые, когда были детьми, какие пели песни за костром, какие игры играли, как организовывали свой отдых. Ребята вместе с родителями преодолели расстояние более 10 километров, под руководством взрослых разожгли огонь, сготовили еду, пели у костра песни под гитару, чередуясь, взрослые, дети. Затем натянули веревки, настроили навесную переправу, надели страховочные системы и с большим удовольствием пробовали преодолеть данную переправу. Играли в волейбол, в футбол, отдохнули на славу. Понравилась всем. Родители попросили их приглашать на воспитательные мероприятия.
Продолжая идею совместного отдыха, ребятам было предложено провести совместно с родителями День семейного туризма. Идея была подержана, и дети включились в работу, продумали маршрут, препятствия, интересные конкурсы, им хотелось научить родителей преодолевать препятствия, и показать чем они занимаются в детском объединении. Ребята были в роли инструкторов. Были приглашены родители, заранее обговорили, что все приходят в спортивной форме. Дети помогли родителям облачится в страховочные системы, показывали, как преодолевать препятствие страховали родителей на каждом этапе. Конкурсы все были интересные, родители достойно прошли все испытания, дети и родители получили массу удовольствия.
Для организации совместного отдыха детей и родителей также была проведена квест-игра «Новогодний переполох». Где ребята сами писали сценарий, придумывали задания, учили роли, кто-то был ведущим, кто-то стоял на станциях в образе героя. Родители не представляли, что их ожидает, им было очень интересно выполнять задания, получать подсказки, видеть своих детей в различных образах. К последнему этапу квеста приготовили настоящее чудо - встречу с дедом Морозом и Снегурочкой. В заключении все участники квеста поводили хоровод и поиграли в игры и потанцевали на дискотеке. И ребятам и родителям очень понравился такой формат отдыха, родители веселились и танцевали наравне с детьми. Удалось создать атмосферу сотрудничества взаимопонимания и дружбы.
Таким образом, в детском объединении «Азбука туризма» старались подобрать такие формы организации совместного отдыха, чтобы детям и родителям было интересно, комфортно проводить время вместе. Данный формат отдыха способствует укреплению семейных отношений, развитию дружественных связей и взаимопонимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.