Современное филологическое образование в условиях внедрения ФГОС
Оценка 5

Современное филологическое образование в условиях внедрения ФГОС

Оценка 5
docx
29.12.2021
Современное филологическое образование в условиях внедрения ФГОС
Современное филологическое образование в условиях внедрения ФГОС.docx

Современное филологическое образование в условиях внедрения ФГОС

 

Современному обществу нужны образованные, активные, высоконравственные граждане, способные взять на себя ответственность за судьбу страны. Внедрение ФГОС  призвано обогатить общество такими людьми.

Русский язык и литература – важнейшие учебные предметы в школьном образовании, от успешности изучения которых зависит формирование умения ориентироваться в огромном потоке информации,  грамотно используя её, способности ясно и четко выражать собственные мысли, а, следовательно, и умения успешно адаптироваться в современном обществе.

Новое время требует качественных изменений в области преподавания русского языка и литературы. Главная цель данных уроков заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в саморазвитии. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности.

Требования эти не новы. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

         Опыт введения ФГОС в изучение русского языка и литературы позволил выявить следующие положительные моменты:

1.        Происходит обновление содержания курса данных предметов, соответствующее социально-культурным изменениям в стране:

-       например, на уроках русского языка  большее внимание стало уделяться культуре речи, изучению орфоэпии, так как это способствует совершенствованию языковой культуры школьников;

-       рубрики учебников  «Русский язык в мире других языков», «Говорим правильно», «Знаете ли вы, что…», а также упражнения, связанные с этимологией слов и выражений, способствуют общему развитию личности ребенка, пробуждают активный интерес  к языку  как к своеобразному духовному коду народа, помогают осознать себя носителем  языка, почувствовать свою ответственность за его сохранение;

-       содержание программы по литературе предполагает вариативность выбора: рабочая программа строится на произведениях из трех списков: А, В и С, два из которых (В и С) позволяют учителю выбрать конкретное произведение или его фрагменты, опираясь на собственные предпочтения или исходя из потребностей конкретного класса, что  может серьезно повысить интерес к предмету и мотивацию к чтению;

-       инвариантная же часть программы является средством обеспечения единого образовательного пространства на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки;

-       следует также отметить, что при составлении программы учитель имеет возможность расположить материал в соответствии с наиболее приемлемым для него тематическим, хронологическим, жанровым, проблемным и т.д. принципами изучения.

2.        Введение ФГОС расширяет поле самостоятельной деятельности учителя по выбору программы и учебника.

3.        ФГОС  требуют от  ученика свободного владения устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной.  Именно поэтому в системе филологического обучения появились новые формы итоговой аттестации по предмету: устное собеседование по русскому языку в 9 классе и итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Они  призваны стимулировать интерес школьника к восприятию и пониманию разных стилей речи,  к  литературно-художественному творчеству, к самостоятельному изложению собственных мыслей.

4.        Введение ФГОС требует использования новых методов и приемов на уроках, что заставляет учителя по-новому взглянуть на методику преподавания, максимально включить ученика в обучение:

-       рассказ учителя сменился обсуждением проблем, жизненных ситуаций, опрос превратился в собеседование, контроль в самоконтроль и взаимоконтроль;

-       на уроках русского языка и литературы развивается умение самостоятельно работать над изучением темы (ученики часто получают задания опережающего характера: подготовить сообщение, подобрать иллюстрации, найти афоризмы, объяснить лексическое значение слов);

-       всё чаще задания носят творческий, ролевой характер: предлагается примерить на себя роль лингвиста (составить «паспорт» слова), историка (рассказать об историческом событии, легшем в основу произведения), искусствоведа (подобрать  живописные картины, иллюстрирующие текст произведения), экскурсовода (путешествие в музей-усадьбу писателя) и т.п.;

-       эффективным  методом изучения нового материала на уроке является построение опорных конспектов, схем, таблиц, создание кластеров, использование кейс-технологий, позволяющих определить главную и второстепенную информацию, систематизировать и обобщить материал, что в дальнейшем будет основой успешного его освоения и применения в практической деятельности.

5.        ФГОС изменил  отношение к исследовательской деятельности обучающего, сделав ее основной, ведущей. К умениям, формируемым на уроках добавляются не только практические (научиться выделять орфограммы, делать разборы, давать характеристику герою), но и исследовательские задачи (сформулировать цель, выдвинуть гипотезу, провести аналогию, установить причинно-следственные связи), что помогает выпускникам школ более уверенно чувствовать себя на других ступенях получения образования. 

Таким образом, ФГОС даёт возможность учителю русского языка и литературы развивать личность обучающего не только в интеллектуальной, но и  в эмоциональной, духовно-нравственной, социальной сферах.

К сожалению, в практике освоения ФГОС встречаются и проблемы. Современная школа еще не готова противостоять таким негативным тенденциям, как снижение интереса к учебе вообще и к изучению предметов филологического цикла в частности.

Отмечается падение интереса учащихся к чтению; нехватка времени у педагогов, загруженных  излишней отчетностью; развивающая речевая среда, важнейшим средством которой является текст, реализуется в основном на уроках и является недостаточной.

Но сложности всегда встречаются на пути внедрения нового.

Цели введения ФГОС будут достигнуты при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательных отношений. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

 

 

 


 

Современное филологическое образование в условиях внедрения

Современное филологическое образование в условиях внедрения

Введение ФГОС расширяет поле самостоятельной деятельности учителя по выбору программы и учебника

Введение ФГОС расширяет поле самостоятельной деятельности учителя по выбору программы и учебника

ФГОС изменил отношение к исследовательской деятельности обучающего, сделав ее основной, ведущей

ФГОС изменил отношение к исследовательской деятельности обучающего, сделав ее основной, ведущей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021