СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Оценка 5

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Оценка 5
docx
25.06.2023
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Тубольцева-статья.docx

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Тубольцева Евгения Анатолиевна - преподаватель

Ожерельевский железнодорожный колледж – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» г. Кашира

 

Аннотация: В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального образования в рамках становления современного общества.

 

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), проблемы развития профессионального образования, формирование профессиональных компетенций,  перспективы среднего профессионального образования.

 

На сегодняшний день особое внимание уделяется сфере образования, так как это фундамент человеческого развития.

Россия, вступившая на инновационный путь развития, не может оставаться в стороне от процессов реформирования образования, идущих по всему миру. В России одним из главных направлений модернизации системы образования является создание условий развития непрерывного профессионального образования. В концепции модернизации российского образования обозначены такие приоритетные направления: переход к непрерывному образованию, повышение качества образования, обеспечение инновационной привлекательности, модернизация образовательных программ, развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность образовательных услуг, реформирование всех уровней образования.

Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время в России происходит развитие профессионального образования. Число лиц, желающих получить профессиональное образование, с каждым годом растет. Однако возникают проблемы профессионального образования в России в современной системе образования. Одной из проблем профессионального Российского образования является качество обучения. Поэтому нужно повышать уровень качества при получении образования, необходимо повышать и квалификацию. Решением этой проблемы является многоуровневая система образования, которая позволяла бы осуществлять перемещения горизонтально и вертикально, и взаимодействовала бы с программами по высшему образованию. Также обучающиеся должны иметь возможность получить непрерывное образование.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль СПО в подготовке кадров.

Сегодня среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом.

Однако современному профессиональному образованию присущ ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес обучающихся к среднему профессиональному образованию - в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии.

Не менее актуальной проблемой является слабое финансирование материально-технической базы организаций профессионального образования

Безусловно, для системы профессионального образования было бы идеальным, когда элементы профессиональной образовательной программы преподаёт практик. Но такое встречается сегодня не часто. Основная масса преподавателей не имеет опыта работы в условиях производства и хочется надеяться, что эти недостатки удастся искоренить посредством организации производственных стажировок в соответствии с требованиями ФГОС.

У производственных специалистов в нынешних экономических условиях практически нет времени на педагогическую деятельность

Тем не менее, эта ситуация имеет положительную тенденцию, поскольку сегодня всё больше предприятий, особенно крупных, заинтересованы в качественном образовании тех, кто придет на производство в ближайшее время. Работодатели готовы вкладывать средства в образование и повышение квалификации собственных кадров. Многие крупные предприятия хотят иметь специалистов, отвечающих требованиям самих предприятий.

Перспективы среднего профессионального образования это стремление педагогов вывести процесс образования на качественный уровень, создать механизм развития способностей студента к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Однако стремление педагогов состоит в том, что бы проектировать образовательную деятельность, составляя план неких мероприятий, тем самым они смогут повысить форму самоуправления и воспитания.

Надлежит отметить, что развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров, тормозится отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления учреждениями среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с предприятиями, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии.

Следующей проблемой является слабое финансирование материально-технической базы учреждений СПО, оборудование мастерских не соответствует новейшим технологиям, используемых на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся.

Основные проблемы профессионального образования в России следующие:
1. Проблемы повышения качества получения образования;
2. Преподавателям постоянно приходится совершенствоваться, изучать новые технологии, особенно это связано с развитием новых информационных технологий;
3. ПРеподавателям в настоящее время приходится решать вопросы, связанные с интеграцией знаний, умений и навыков в различных областях науки, техники, производства.

Также проблемы профессионального образования в России прослеживаются и в недостаточном финансировании жизнеобеспечения учебных заведений, что препятствует их нормальному функционированию. С вопросами финансирования учебных заведений, связаны такие проблемы профессионального образования в России, как плата за обучение в учебных заведениях. С одной стороны получение платного образования это положительный момент, так как дает возможность получить образование многим желающим лицам, с другой стороны это и отрицательный момент, так как не все студенты имеют возможность заплатить за образование.
Все выше перечисленные проблемы профессионального образования в России требуют комплексного, целенаправленного решения. Для решения этих проблем необходимы совместные усилия государства и общества.

Внедрение ФГОС - несомненно создает ряд проблем, которые широко обсуждаются педагогами, в частности наиболее широко обсуждаемой является проблема выявления уровня сформированности той или иной компетенции. Именно с формированием компетенций будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В документах по модернизации образования РФ заявлено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков не сама по себе, а набор заявленных государством ключевых и профессиональных компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, профессиональной, информационной и прочих сферах.

Одним из способов оценивания профессиональных компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем, таких заданий в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от преподавателя знаний особенностей этих заданий. Данные задания расширяют возможности преподавателя по организации диагностики сформированности профессиональных компетенций, а так же могут быть использованы при организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают более точно определить проблемы обучающегося по изучаемой теме, по овладению им профессиональными компетенциями, помогают формировать компетенции.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.

Модернизация системы образования России требует повышения профессионализма преподавателей СПО. Концепция профессиональной подготовки специалистов не всегда идет в ногу со временем. Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов, без критического осмысления своего опыта работы, своих устоявшихся, но уже не работающих на разрешение современных проблем установок и стереотипов.
Больше всего педагогов колледжей и техникумов волнуют вопросы:

-личностно-ориентированного обучения,

-вопросы дидактики и методики преподавания,

-и психологии развития личности.

учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность студента в усвоении материала и данного вида деятельности;
Обучение нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у студентов затруднения, т.е. такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания. Для решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка. Обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования, консультации.

При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения; при этом студенту нужно сравнивать не с другом или одногруппником, а с самим собой, но вчерашним.

Таким образом, принципиальное отличие личностно-ориентированного образования от традиционного состоит в том, что учебная информация, задаваемая для усвоения, выступает в качестве средства, а не цели.
Чтобы реализовать эту идею, преподавателю необходимо иметь особый дидактический материал.

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели. Те, к кому на предприятия сегодня приходят и завтра придут молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Весьма актуальным мне видится сегодня привлечение к реализации образовательного процесса руководителей профильных предприятий и организаций, заключение договоров о совместной образовательной деятельности.

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования - переход к качественно новому подходу к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности.

 

Список используемых источников

 

1.     Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность – основа образовательной политики России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 – 5.

2.     https://infourok.ru/vkr-problemi-i-perspektivi-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-1527139.html

3.     http://проф-обр.рф/blog/2020-08-27-1605

4.     Ломанов П.Н. Проблемы развития непрерывного образования в России. Теоретический журнал "Credonew" №3, том 2, 2013

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

Также обучающиеся должны иметь возможность получить непрерывное образование

Также обучающиеся должны иметь возможность получить непрерывное образование

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии

Одним из способов оценивания профессиональных компетенций являются компетентностно-ориентированные задания

Одним из способов оценивания профессиональных компетенций являются компетентностно-ориентированные задания

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели

Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023