Современное состояние, развитие экологического образования в системе школьного образования.

  • Документация
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в условиях экологического кризиса, информированность о состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их на практике является основой школьного экологического образования. И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Для развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Иконка файла материала Экологические проблемы.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа Современное состояние, развитие экологического образования  в системе школьного образования. В настоящее время в условиях экологического кризиса,  информированность  о  состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их  на практике является основой школьного экологического образования. И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости  изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и  образования нового поколения. Для  развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно  дальнейшее развитие нашего общества.  Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с  природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать  все возрасты, оно должно стать приоритетным. Обладать экологическими знаниями  должны все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем  знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений  природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей  практической помощи природе. Но обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие  формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, внеклассные  мероприятия. А также, интерактивные формы образования: викторины, беседы, ролевые  игры, проекты, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, поэтические вечера  о красоте природы, конкурсы стихотворений и т. д. Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотное.                                  Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в  парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». Но без этих экскурсий  ребята не увидят настоящей жизни.              И чтобы достичь наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания  учащихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии  среды в нашем регионе, районе, поселке. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды нашего региона, а также провести  исследовательские работы.Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников  инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту,  увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности,  экологических проблем родного края. Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность,   самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей. Экология служит научной основой разумных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств. Экологические законы пронизывают  всю нашу хозяйственную деятельность, лежат в основе новых ресурсосберегающих  технологий. Используя экологические законы, человечество может найти пути не только  выживания, но и дальнейшего процветания на планете. Исследовательская деятельность обучающихся ­ одна из самых эффективных форм  работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований  происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке  позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических  систем своей местности. Однако успех эколого­образовательной и воспитательной деятельности  обеспечивается еще и компетентностью учителя, его экологической грамотностью. Необходимо помнить, в современных условиях сложились объективные основания  для обязательного непрерывного экологического образования и воспитания детей и  подростков, что требует единого подхода к проработке проблемы методов экологического  воспитания и образования детей. Главная цель экологического образования сегодня – становление экологической    культуры личности.  Сейчас необходимо получить ответы на вопросы: что человеку надо  знать, как мыслить, во что верить, чтобы выстроить свою иерархию ценностей, свое  мировоззрение.                                                                                   Формирование экологического мировоззрения молодого поколения ­ одна из   актуальных задач, важность, которой вполне очевидна.    Ведь именно нынешним школьникам через несколько лет предстоит работать и жить  на нашей планете, и насколько полноценной будет их жизнь, во многом зависит от  экологической образованности.  В наше время одна из наиболее сложных областей в образовании ­ это    экологическая подготовка школьников.    Необходимость всеобщего экологического образования стала осознаваться  мировой общественностью, как единственно возможное условие предотвращения  грозящего современному человечеству глобального кризиса.Ведь при обучении экологии необходимо формировать уважение к земле,  воспитать деятельное отношение, руководствуясь одним из принципов мировоззрения и  этики принципов: «После себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же,  если не лучше, чем она была до нас».     Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные проблемы  школьного экологического образования:  Система непрерывного экологического образования отсутствует;  Мало практических занятий по экологии, в результате отсутствия часов экологии в учебном плане;  Наблюдается дефицит материальных ресурсов: нет соответствующего  оборудования, материалов для организации практических работ в рамках  классно­урочной системы;  Слабо используются возможности изучения региональной экологии и экологии  «малой родины»;  Слабо разработаны системы эколого­краеведческих экскурсий по местным  маршрутам;  Недостаточная теоретическая и практическая подготовленность учителей  экологическому образованию.         Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения,  воспитания и развития личности, направленной  на формирование системы научных и  практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.          Рассмотрено на методическом объединении естественно ­ научного цикла. Протокол №5 от 20.04.2016 года. Руководитель МО – Паршукова Н.А.