В настоящее время в условиях экологического кризиса, информированность о состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их на практике является основой школьного экологического образования.
И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Для развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Современное состояние, развитие экологического образования
в системе школьного образования.
В настоящее время в условиях экологического кризиса, информированность о
состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их
на практике является основой школьного экологического образования.
И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости
изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и
образования нового поколения.
Для развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый
должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно
дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно,
нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с
природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать
все возрасты, оно должно стать приоритетным. Обладать экологическими знаниями
должны все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем
знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений
природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей
практической помощи природе.
Но обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие
формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, внеклассные
мероприятия. А также, интерактивные формы образования: викторины, беседы, ролевые
игры, проекты, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, поэтические вечера
о красоте природы, конкурсы стихотворений и т. д.
Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотное.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в
парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». Но без этих экскурсий
ребята не увидят настоящей жизни.
И чтобы достичь наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания
учащихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии
среды в нашем регионе, районе, поселке. Такой материал можно взять из Государственного
доклада о состоянии окружающей среды нашего региона, а также провести
исследовательские работы.Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников
инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту,
увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности,
экологических проблем родного края.
Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность,
самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей.
Экология служит научной основой разумных взаимоотношений общества и природы,
рационального использования природных богатств. Экологические законы пронизывают
всю нашу хозяйственную деятельность, лежат в основе новых ресурсосберегающих
технологий. Используя экологические законы, человечество может найти пути не только
выживания, но и дальнейшего процветания на планете.
Исследовательская деятельность обучающихся одна из самых эффективных форм
работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований
происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и
накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается
интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке
позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических
систем своей местности.
Однако успех экологообразовательной и воспитательной деятельности
обеспечивается еще и компетентностью учителя, его экологической грамотностью.
Необходимо помнить, в современных условиях сложились объективные основания
для обязательного непрерывного экологического образования и воспитания детей и
подростков, что требует единого подхода к проработке проблемы методов экологического
воспитания и образования детей.
Главная цель экологического образования сегодня – становление экологической
культуры личности. Сейчас необходимо получить ответы на вопросы: что человеку надо
знать, как мыслить, во что верить, чтобы выстроить свою иерархию ценностей, свое
мировоззрение.
Формирование экологического мировоззрения молодого поколения одна из
актуальных задач, важность, которой вполне очевидна.
Ведь именно нынешним школьникам через несколько лет предстоит работать и жить
на нашей планете, и насколько полноценной будет их жизнь, во многом зависит от
экологической образованности.
В наше время одна из наиболее сложных областей в образовании это
экологическая подготовка школьников.
Необходимость всеобщего экологического образования стала осознаваться
мировой общественностью, как единственно возможное условие предотвращения
грозящего современному человечеству глобального кризиса.Ведь при обучении экологии необходимо формировать уважение к земле,
воспитать деятельное отношение, руководствуясь одним из принципов мировоззрения и
этики принципов: «После себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же,
если не лучше, чем она была до нас».
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные проблемы
школьного экологического образования:
Система непрерывного экологического образования отсутствует;
Мало практических занятий по экологии, в результате отсутствия часов экологии
в учебном плане;
Наблюдается дефицит материальных ресурсов: нет соответствующего
оборудования, материалов для организации практических работ в рамках
классноурочной системы;
Слабо используются возможности изучения региональной экологии и экологии
«малой родины»;
Слабо разработаны системы экологокраеведческих экскурсий по местным
маршрутам;
Недостаточная теоретическая и практическая подготовленность учителей
экологическому образованию.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленной на формирование системы научных и
практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Рассмотрено на методическом объединении естественно научного цикла.
Протокол №5 от 20.04.2016 года.
Руководитель МО – Паршукова Н.А.