Современное занятие в системе дополнительного образования
Оценка 4.8
Памятки
docx
администрации +1
Взрослым
17.05.2018
Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий.
Рекомендации содержат современные требования к занятиям, классификацию занятий в дополнительном образовании и примерную структуру занятий.
Занятие – это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
В представленных материалах отражены современные проблемы здоровьесбережения детей, даны конкретные рекомендации по:
- обеспечению гигиенически оптимальных условий образовательного процесса;
- проблемам организации образовательного процесса и физической активности воспитанников;
- рассмотрены психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.Памятка
Методич Реком Занятие.docx
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Курортного района СанктПетербурга
«На реке Сестре»
Современное занятие в системе
дополнительного образования
Составитель: Филинова Д.В.,
методист ГБУ ДО ДДТ «На реке Сестре»
СанктПетербург
1 2018 г
2 Содержание
Введение
I. Современное занятие в дополнительном образовании.
1. Требования к современному занятию
2. Подготовка к занятию.
3. Методические требования к занятию.
4. Структура различных типов занятий.
5. Общие требования к написанию планаконспекта занятия.
6. Примерный план занятия.
II. Психологопедагогические технологии здоровьесбережения
III. Использование ИКТ и Интернетресурсов на современном занятии
Критерии оценки занятий педагогов дополнительного образования
Литература
4
4
5
6
8
9
9
10
14
18
19/ Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи
Введение
педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и
проведению учебных занятий.
Рекомендации содержат современные требования к занятиям,
классификацию занятий в дополнительном образовании и примерную
структуру занятий.
Занятие – это инструмент воспитания и развития личности, основной
элемент организации образовательного процесса в учреждении
дополнительного образования.
В представленных материалах отражены современные проблемы
здоровьесбережения детей, даны конкретные рекомендации по:
обеспечению гигиенически оптимальных условий образовательного
процесса;
проблемам организации образовательного процесса и физической
активности воспитанников;
рассмотрены психологопедагогические технологии
здоровьесбережения.
I. Современное занятие в дополнительном образовании.
1 Требования к современному занятию.
Точное и творческое выполнение программнометодических требований к
занятию.
Грамотное определение типа занятия, его места в программе, видение
особенностей каждого занятия
Учет реальных учебных возможностей воспитанников разных возрастов,
классов, уровня их воспитанности, учет интересов, склонностей,
потребностей и запросов воспитанников.
Продумывание и решение в единстве задач
образования
o формирование знаний, специальных и общеучебных умений и
навыков, познавательных способностей, готовности к
самообразованию;
воспитания
o формирование мировоззрения, активной жизненной позиции,
опыта правильного поведения общения, превращение этих
ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности,
формирование готовности к самовоспитанию и психического
развития;
развития интеллекта; внимания;
памяти;
мышления;
воображения;
речи;
эмоциональноволевой сферы воспитанников;
выделение важнейших, доминирующих задач занятия, их
Выбор рациональной структуры и темпа проведения занятия, обеспечивающих
конкретизация с учетом особенностей и возможностей
коллектива.
успешное решение поставленных задач и экономное
использование времени занятия.
Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий,
теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих идей учебного
материала, выделение главного, существенного в содержании обучения;
обеспечение тесной и органической связи содержания занятия с жизнью,
потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами
воспитанников; формирования целостной научной картины.
Обеспечение практической, политехнической и профориентационной
направленности учебного процесса, создание реальных возможностей
применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская
формального усвоения теоретических сведений.
Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов
активного, интенсивного обучения, использования на занятиях оптимального
сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и
проблемнопоисковых методов обучения, методов работы под
непосредственным руководством педагога и самостоятельной работы
воспитанников, методов стимулирования у юннатов познавательных интересов.
Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам.
Рациональное использование различных средств обучения (энциклопедий,
наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭОР и т.д.).
Соблюдение благоприятных для работы на занятии гигиенических и
эстетических условий.
Четкое следование замыслу плана занятия и одновременная готовность гибко
перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к
Реализации запасных методических вариантов.
Выявление в ходе самоанализа полученных на занятии результатов
образования, воспитания, развития воспитанников, сравнение их с
поставленными педагогическими задачами, учет результатов самоанализа при
планировании последующих занятий.
2 Подготовка к занятию.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет
собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление,
запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования
внимательно изучает:
учебнотематический план реализуемой образовательной программы;
согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
определяет взаимосвязь содержания с предыдущими и последующими
занятиями;
определяются тип и структура занятия, его тему, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые,
конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие),
выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным
является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося,
поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию творческих
способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем
реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения
(взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой
части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем
образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально
психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в
процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются
все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения
детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными
формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной
и т. д.
К
занятию подготавливается учебнометодический комплекс:
раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать
методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного
материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с
опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми,
разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все
государственные санитарногигиенические нормы, временной режим занятия для
различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей
педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.
3. Методические требования к занятию.
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих
(образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей
деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм
организации образовательного процесса в учреждении дополнительного
образования.
Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ
дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной
и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного
труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет
психологопедагогических особенностей детей и др.
Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы
деятельности на занятии. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии.
Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении,
организация учебного пространства и т. д.
Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание
их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету.
Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога.
Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к
неверным ответам и т. д. 4. Структура различных типов занятий.
Тип занятия
Комбинированное
занятие
Занятие сообщения и
усвоения новых знаний
Занятие повторения и
обобщения полученных
знаний
Занятие закрепления
знаний, выработки умений
и навыков
Основные элементы структуры занятия
o Организационная часть
o Проверка знаний ранее изученного материала
o Изложение нового материала.
o Первичное закрепление новых знаний,
применение их на практике.
o Рефлексия
o Организационная часть
o Изложение нового материала и закрепление
его.
o Рефлексия
o Организационная часть
o Постановка проблем и выдача заданий.
o Выполнение учащимися заданий и решения
задач.
o Анализ ответов и оценка результатов
работы, исправление ошибок.
o Подведение итогов.
o Рефлексия.
o Организационная часть
o Определение и разъяснение цели занятия.
o Воспроизведение учащимися знаний,
связанных
o с содержанием предстоящей работы.
o Сообщение и содержание задания,
инструктаж его выполнения.
o Самостоятельная работа учащихся под
руководством педагога.
o Обобщение и оценка выполненной работы.
o Рефлексия. Занятие применения
знаний, умений и навыков
o Организационная часть
o Определение и разъяснение целей занятия.
o Установление связи с ранее изученным
материалом.
o Инструктаж по выполнению работы.
o Самостоятельная работа учащихся, оценка ее
результатов.
o Рефлексия 5. Общие требования к написанию планаконспекта занятия.
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в
котором должны быть отражены:
o цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы
занятия;
o учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
o образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
o ведущие виды деятельности участников занятия;
o структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
o содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
o мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
o формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
o диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в
ходе занятия;
o приемы управления вниманием, активизация детей;
o типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога
для их ликвидации;
o образцы корректирующих упражнении;
o приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями,
дополнительным материалом;
o диагностика результатов занятия, подведение итогов.
6. Примерный план занятия.
Дата «__»_____________года
Номер занятия
Раздел
Тема занятия
Цель, задачи занятия
Оборудование, дидактический материал
1 Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
2 Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия:
вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в
результате проведенного занятия.
3 Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное
требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено
согласно требованиям к выполнению практических работ.
4 Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.
Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса
обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации
внимания и сохранению интереса. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению
Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации.
5 Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение
нового материала или информации предлагается обучающимся в форме
рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы
аналитического содержания.
1
Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль,
заложенную в материале, информации.
2
материала, информации.
Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся
3
предлагается использовать материал, информацию в своей практической
творческой деятельности.
6 Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть
занятия.
7 Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.
8 Рефлексия.
Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог дополнительного
образования должен учитывать следующие правила:
Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы
викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с
учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера);
ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.
Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы
для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно
предупредить детей о необходимых материалах для данного вида
деятельности) и т.д.
Рефлексия.
AI Психологопедагогические технологии здоровьесбережения.
Здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся
жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам
окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО,
образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с
действием которых связано до 40 % негативных влияний, ухудшающих
здоровье детей школьного возраста.
Эти исследования позволяют выявить основные факторы риска: 1 стрессовая педагогическая тактика;
2 несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
3 несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических
требований к организации учебного процесса.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса, в
том числе и в рамках системы дополнительного образования, создает у
школьников стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке
механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют
развитию хронических болезней. Поэтому педагогам необходимо
овладевать здоровьесберегающими технологиями.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:
1. условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2 рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
3 соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
4 необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О Петров
понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений
в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в
соответствии с имеющимися данными;
учет особенностей возрастного развития
школьников и разработка
образовательной
стратегии,
соответствующей
особенностям памяти, мышления,
работоспособности,
активности
и
т.д.
учащихся данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоциональнопсихологического
климата в
процессе реализации технологии;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение
резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это
системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении
педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Здоровьесберегающие
педагогические технологии должны обеспечить развитие природных
способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств,
потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с
людьми, природой, искусством и сохранить его психическое и физическое
здоровье.
Принципы здоровьесбережения.
Проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальными на
современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили
их творческую активность, замедлили их физическое и психическое
развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное
использование психолого педагогических технологий, нацеленных на
охрану здоровья учащихся.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ребенка и педагога.
Приоритет заботы о здоровье учащегося и педагога все используемое
должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое
состояние участников образовательного процесса.
Ответственность за свое здоровье у каждого ребенка надо стараться
сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он
реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии,
применяемые в учебновоспитательном процессе, можно разделить на три
основные группы:
технологии,
гигиенически оптимальные
обеспечивающие
условия
образовательного процесса;
технологии оптимальной организации образовательного процесса и
физической активности воспитанников;
разнообразные психологопедагогические технологии, используемые на
занятиях педагогами.
От правильной организации занятия, уровня его рациональности во
многом зависят функциональное состояние воспитанников в процессе
обучения, возможность длительно поддерживать умственную
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях,
которые влияют на состояние здоровья учащихся и педагогов.
Рассмотрим более подробно группу психологопедагогических
технологий здоровьесбережения.
1 Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот
прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения
развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость
изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной
деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих
программ, которые вызывают неизменный интерес у воспитанников,
одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
2 Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический
комфорт воспитанников во время занятия. С одной стороны, таким образом
решается задача предупреждения утомления воспитанников, с другой
появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих
возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа,
внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на
желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление
допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной
деятельности, уместный юмор вот далеко не весь арсенал, которым может
располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого
ребенка.
Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться
внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее
высказываться, выражать свою точку зрения.
3 Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание
необходимых гигиенических и психологических условий для организации
учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также
пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для
здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить
человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в
будущем у него больше шансов жить, не болея.
На занятиях любого кружка многие темы могут быть использованы
для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию
правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно
отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев,
связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых
ситуациях.
4 Комплексное использование личностноориентированных
технологий.
Среди здоровьесберегающих
технологий можно особо
выделить
технологии личностноориентированного обучения, учитывающие
особенности каждого воспитанника и направленные на возможно более
полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии
проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в
сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Данные технологии предполагают использование разнообразных
форм
и методов организации деятельности кружков и будут иметь наибольший
эффект при работе с одаренными детьми для более полного раскрытия их
потенциала:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учеников в ходе занятия;
использование проблемных творческих заданий; стимулирование детей к выбору и самостоятельному использованию
разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид
и форму материала (словесную, графическую, условно
символическую);
рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были
ошибки, как они были исправлены).
BI Использование ИКТ и Интернетресурсов на современном
занятии.
Древняя китайская пословица
гласит:
«Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне попробовать, и я
научусь».
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе
обучения предоставляет большие возможности и перспективы
для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности
учащихся.
В деятельности современного педагога, направленной на обеспечение
качества образования, можно выделить три основных компонента:
1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания,
освоение новых образовательных программ, участие в проектах
различных уровней;
2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных
образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?),
включающий определение условий и путей достижения педагогических
целей.
Главным содержательным компонентом в современном образовательном
процессе является информатизация как процесс создания условий для
системного внедрения и активного использования информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения дополнительного образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся
образовательных результатов.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных
технологий, доступных педагогу.
При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.);
образовательные ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют
возможности образовательной среды и создают условия для развития
творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются
электронные устройства.
Классификация ЭОР:
1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных
книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал
представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы
очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по
тексту (гипертекст).
3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или
звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни
кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического
издания невозможны.
4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие
возможность одновременного использования текста, графики, фото,
видео, анимации и звука.
5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой
открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС),
интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах
Интернет для свободного доступа .
Современный педагог должен хорошо владеть как компьютерной техникой,
так и информационными технологиями.
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из
условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии,
которые способствуют:
развитию информационной компетентности учащихся;
реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на
информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ
на предметных уроках;
развитию учебной мотивации;
активизации познавательной деятельности учащихся;
развитию способности к самостоятельной работе;
развитию навыков работы в коллективе;
развитию коммуникативных навыков;
корректировке самооценки учащихся;
укреплению веры ученика в свои силы;
развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие
учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком
методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на занятии достаточно разнообразны и могут
быть реализованы как:
представление в мультимедийной форме информационных
материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и
др.);
изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном
режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории,
конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая
позволяет создавать условия для самостоятельных исследований,
формирования навыков самостоятельной творческой деятельности,
развития презентативных умений и навыков;
использование электронного оборудования при постановке
естественнонаучных экспериментов, обработка результатов
эксперимента и подготовка отчёта; решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
формирование навыков информационнопоисковой деятельности;
осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
В настоящее время получили широкое применение следующие
направления использования информационных технологий:
компьютерные учебники, предназначенные для формирования
новых знаний и навыков;
диагностические или тестовые системы, предназначенные для
диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и
умений;
тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной
аспект реальности, отражающие его основные структурные и
функциональные характеристики и предназначенные для
формирования практических навыков;
лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие
программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого
возможности использования математической модели для
исследования определенной реальности;
экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам
принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие
доступ к накопленным знаниям;
прикладные и инструментальные программные средства,
обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций
(обработку текстов, составление таблиц, редактирование
графической информации и др.).
Критерии оценки занятий педагогов дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ "На реке Сестре" (за каждый критерий от 1до 5 баллов)
Направление
Методист
Педагог
Тема занятия
Количество учащихся
№
1
Организационный этап:
Критерии
Колво
баллов
Оценка
От 1 до 5
баллов
подготовка детей к работе на занятии;
организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания;
подготовленность оборудования, технического оснащения, дидактического
материала и т.д. к занятию
Целеполагание:
ясность и чёткость постановки перед детьми цели и задач занятия
соответствие целей современным
требованиям к образовательной деятельности
Реализация содержания занятия
соответствие содержания занятия поставленным целям и задачам;
наличие четко продуманной логики занятия;
соответствие содержания занятия особенностям детского коллектива;
целесообразное расходование времени занятия;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической
деятельности, включение каждого ребенка в деятельность)
Технологии обучения:
полное методическое обеспечение и материальнотехническое оснащение занятия;
оправданность выбора педагогических технологий, методических приемов и форм
занятия;
соответствие целям и содержанию занятия, использование технических средств,
информационных технологий
Психологический аспект занятия:
наличие благоприятной психологической атмосферы;
организация взаимодействия «обучающийсяпедагог», «обучающийся
обучающийся», «обучающийся группа»;
гуманистическая направленность учебновоспитательного процесса
Результат занятия
уровень осуществления поставленных задач;
организация завершения занятия и его результат, рефлексия
Умение педагога объективно оценить и проанализировать проведенное занятие
ИТОГО
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
5
6
7
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
От 1 до 5
баллов
Методист ______________
Педагог дополнительного образования_______________
Литература
Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в
1
образовательном процессе. //Начальная школа. 2011. № 8.
2
актуальное направление развития содержания образования на этапе
инновационного становления России. //Стандарты и мониторинг. 2011. № 3
Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – Методическая работа в системе дополнительного образования./ авт.
Новоселова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного
3
сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4
образования детей // Методист. – 2007. №8.
5
Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент
здоровьесберегающей педагогической технологии. // Начальная школа.
2010. № 11.
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Современное занятие в системе дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.