План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"
Оценка 4.8

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Взрослым
12.08.2018
План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"
протокол № 2.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» Протокол № 2 Заседания школьного методического объединения учителей начальных классов 04.12. 2017 Тема:«Инновационный подход к контрольно­оценочной деятельности в начальной школе». Составила: Руководитель ШМО учителей начальных классов В. В. Мелешкова Секретарь ШМО учитель начальных классов О. И. Викторова Рубцовск, 2017 № п\п 1. 2. 3. 4. 5. На заседании присутствовали: ФИО учителя Оксана Александровна Сивухина Ольга Владимировна Маркина Ольга Ивановна Викторова Вера Владимировна Мелешкова Валентина Алексеевна Трупп Повестка: Класс  1 «А» 2 «А» 3 «А» 4 «А» 4 «Б» 1 Инновационный подход к контрольно­оценочной деятельности в начальной школе. 2 Активизация познавательных интересов посредствам применения ЦОР. 3 Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы  активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы. По первому вопросу выступила О. В. Маркина. Она рассказала об  инновационном подходе к контрольно­оценочной деятельности в начальной  школе (Сообщение прилагается). По второму вопросу выступила В. А. Трупп. В своем выступлении (сообщение прилагается) В. А. рассказала об активизации познавательных интересов детей младшего школьного возраста посредствам применения ЦОР. 4 По третьему вопросу выступила О. А. Сивухина. О. А. рассказала о  нетрадиционных формах урока с использованием ЦОР как способы  активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.  (Сообщение прилагается) Решение:  1 Необходимо в своей работе использовать  инновационный подход к контрольно­оценочной  деятельности в начальной школе; 2 Активизировать познавательные интересы детей  младшего школьного возраста посредствам  применения ЦОР. 3 Применять в своей деятельности нетрадиционные  формы урока с использованием ЦОР как способы  активизации познавательной деятельности учащихся  начальной школы. Руководитель ШМО начальных классов: ___________________/В. В. Мелешкова/ Секретарь ШМО начальных классов: ___________________/О. И. Викторова/ Инновационный подход к организации контрольно­ оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует  переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.  Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе  определяют оценку и отметку Система оценивания выполняет следующие функции:    ­ нормативная  позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным  ФГОС; ­ информирующая даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях  школьника; ­ корректирующая  способствует внесению поправок в действия школьника,  корректировке его установок, взглядов;   ­ воспитывающая  создаёт условия для воспитания личностных качеств;   ­ социальная  влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;   ­ диагностическая  определяет уровень знаний, сформированностьнадпредметных  умений;   ­ стимулирующая  способствует созданию успеха, поддержанию интереса к  деятельности и т.п.         Система оценивания организована так, чтобы с ее помощью можно было:     устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;     давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и  процессе учения;     отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и  в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;     обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;     отслеживать эффективность реализуемой учебной программы. Система оценивания образовательных результатов Особенности  системы  оценивания Форма Объект оценивания ЗУН, познавательные,  регулятивные результаты Персонифицированная  количественная оценка  личностные результаты Персонифицированная/  неперсонифицированнаякачественная  оценка Дневники наблюдения учителя  (классного руководителя, воспитателя  ГПД, психолога) Характеристики обучающихся Проектная деятельность, участие в  общественной жизни класса,  портфолио, задания творческого  характера Листы достижений, классные  журналы, справки по  результатам внутришкольного  контроля Тематические контрольные  работы, тестовый контроль,  диагностические работы,  задания частично­поискового  характера В ОУ они могут быть различными, но систематичность, личностно­ Средства  фиксации  результатов  оценки Способ  (поэтапность  процедуры) Условия  (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы  современной оценочной деятельности педагога эффективности системы  оценивания 1.  Технология оценивания. В начальной школе используются три вида оценивания: стартовая диагностика,  текущее оценивание,  итоговое оценивание. 2.1. Стартовая диагностика Предметная стартовая диагностика проводится с целью ٧ выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или  темы курса; ٧ выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных  особенностей. 2.2.  Текущее оценивание Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования  (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве  содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты  освоения основных образовательных программ.  2.2.1 Методы текущего оценивания. С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать  следующие методы оценивания: наблюдения,  оценивание процесса выполнения,  открытый ответ. Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации  наличия заранее выделенных показателей какого­либо аспекта деятельности всего класса  или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются  специальные формы (листы наблюдений). Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в  ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из  участников групповой работы:               ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ОЦЕНКА РАБОТЫ В ГРУППЕ ДАТА ________________ ИМЯ, ФАМИЛИЯ ___________________________________________               •         чередует говорение и слушание; •         задает уместные вопросы; •         говорит по теме; •         пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей  по работе; Для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную  презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист  наблюдений:                     ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ОЦЕНКА УСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ                                   •         наглядно передает содержание и структуру сообщения •         выбирает доступное содержание •         выбирает удачную форму подачи информации, помогающую  понять смысл сообщения •         привлекает аудиторию с помощью глазного контакта,  уместных устных реплик и тона •         использует специальные слова и выражения •         использует разнообразные предложения и словосочетания,  которые оживляют речь                           Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений.  Линейки достижений позволяют наглядно  увидеть как степень сформированноститого или иного навыка на данный момент, так и  индивидуальный прогресс ребенка. Примеры таких линеек достижений для фиксации  оценки результатов наблюдений для некоторых из указанных навыков приведены на слайде. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ     •         Задает вопросы   простые •         Задает конкретные вопросы,  •         Ставит исследовательские  показывающие область интересов вопросы вопрос, •         Пытается формулировать ясные •         Активно участвует в  вопросы по теме исследования постановке вопросов по теме  исследования   •         Задавая использует вопросительные слова   ДАТА ___________ Уровень развития способности ПЛАНИРОВАНИЕ •         Ставит цель  исследования с  помощью учителя •         Ставит цель исследования  •         Самостоятельно ставит цель  самостоятельно •         В целом представляет, как исследования и действует согласно  этой цели •         Следует плану,  достичь цели •         Планирует исследовательский  •         Пытается обнаружить  способы получения  информации проект •         Знает, как получить необходимую информацию и использует разные  способы ее получения предложенному  учителем •         Использует  источники  информации,  рекомендованные  учителем           ДАТА ___________ Уровень развития способности СБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ     •         В качестве источника  •         Пытается использовать  •         Отбирает нужную  информации использует только  учебник различные источники  информации информацию из большого  ее массива •         Описывает наблюдения с  •         Описывает наблюдения,  •         Описывает наблюдения, помощью учителя используя знакомые способы используя рисунки,  пояснения, таблицы и  графики     ДАТА ___________              ОЦЕНИВАНИЕ  ПРОЦЕССА собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности  целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.     ВЫПОЛНЕНИЯ­ метод оценивания, который представляет       представляет собой, как правило, письменный ответ, который       ОТКРЫТЫЙ ОТВЕТ дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод  также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых  образовательных результатов, однако иногда может быть использован и для интегральной  оценки.      ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции  . Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому  что___ Наиболее трудным мне показалось____________________________ Я думаю, это потому, что ____________________________________ Самым интересным было _____________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____ Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________ В «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отношению к каждому из выделенных ожидаемых результатов рекомендуется уделять  преимущественное внимание отдельным группам методов и источников информации для  оценивания. Сводные данные о них приводятся соответственно в таблицах. Рекомендуемые источники информации для оценивания Источник информации Работы учащихся Деятельность учащихся Статистические данные Результаты тестирования Рекомендуемые методы оценивания Источник информации Наблюдение Оценка выполнения Выбор ответа Краткий ответ Открытый ответ Портфолио Самоанализ Частотность % % % % Частотность % % % % % % %  2.2.2 Инструменты текущего оценивания Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие  инструменты: критериальные описания,  эталоны,  памятки,  линейки достижения. Рекомендуемые методы и инструменты оценивания Инструменты оценивания Критериаль­ные  описания Линейки  достижений Методы оценивания Эталоны Памятки Наблюдения Оценивание процесса  выполнения Выбор ответа, краткий  ответ Открытый ответ        Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или  знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной  оценки работы по заранее установленной шкале. (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются  оцениваемые работы.  Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и  свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.  Пример такой памятки: Памятка по подготовке и выполнению письменной работы 1.    1.    Начало работы: Обсудить замысел в малой группе Поделиться идеями 2.                   Подготовительный этап Проговорить план в малой группе Выбрать тип текста, основную идею и тему Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание)  Подобрать материалы, информацию, идеи Создать банк слов 3.                   Основной этап Написать черновик Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки Внести исправления 4.                   Подготовка окончательной версии  Еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя,  перечитать самому и внести окончательную правку Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать  Линейка достижений– наглядные свидетельства достижения какого­либо этапа  обучения. Используются, чтобы продемонстрировать индивидуальный прогресс или  определить этап, на котором находится ребенок в данный момент времени. Примеры  некоторых возможных линеек достижений приводились выше. Введение ФГОС НОО ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к  оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. В связи с  этим предлагается внедрить в практику  формы формирующего подхода оценки учебных  достижений. Что же такое формирующее оценивание?  Это когда учеником  последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом стандарте отнесены к  общеучебным:  ­ анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания; ­ вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты; ­ оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными  учебными целями и ясными критериями качества.  Существуют следующие инструменты формирующего оценивания: ­ критериальноесамооценивание (оно позволяет оценивать не только результат  деятельности, но процесс работы, приводящий к этому результату); ­ критериальноевзаимооценнивание (оно позволяет учащимся оказывать помощь друг  другу и получать нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах) Критерии заранее устанавливаются учениками и учителем.Одним из эффективных  оценочных инструментов  являетсяоценочная методика­это карта понятий. Карты  понятий существуют двух видов: кластерная карта и карта причин и следствий. Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину»  предмета или отдельной темы. Карта понятий представляет собой иерархически  организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой  предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий,  помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в  направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию,  преподаватель может:  ­  проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;  ­ проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;  ­  оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.  Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического  усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании  существенных (не случайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся с уже  существующими внутри определённой рамочной структуры. Основное положение карты понятий состоит в том, что соотнесённость понятий,  «взаимосвязанность» – это наиболее существенное качество знания, и что понимание  может быть представлено как богатая сеть связей между существенными понятиями из  контекста данного предмета. Для оценивания проектной деятельности подходитметодика карт самоотчета. Карты  самоотчета представляют собой таблицу, в которой ученику предстоит оценить качество  своей работы над проектом по следующим направлениям: ­ В ходе работы над проектом я пробовал новые вещи ­ В ходе работы над проектом я ждал своей очереди ­ В ходе работы над проектом я работал вместе ­ В ходе работы над проектом я спрашивал, помогал ­ В ходе работы над проектом я решал проблемы ­ В ходе работы над проектом я делал правильный выбор ­ В ходе работы над проектом я проверял свою работу Каждое из данных направлений деятельности оценивается учеником по 3 бальной шкале,  что дает учителю возможность объективно оценить роль и участие каждого из учеников в  создании коллективных проектов. Следующая оценочная методика:  составление тестов. Ее суть – учащиеся самостоятельно  формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную  творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность,  но и мотивацию.  Данная методика позволяет:  ­ повысить качество выполнения домашнего задания; ­ выявить уровень понимания материала учащимися и разобрать моменты, вызвавшие  затруднения; ­ развить критическое мышление; ­ построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить  активную роль детей в процессе обучения. Данные методики формирующего оценивания, позволяют учителю: ­ быть  уверенным в том, что каждый ученик может стать лучше, ­ создавать среду, способствующую партнёрству учителя и учеников, ­ использовать оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании,  ­ обсуждать с учениками результаты оценивания и вместе устанавливать ясные и  достижимые учебные цели,  ­ давать обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как  их осуществить.  2. Оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися  планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность  универсальных учебных действий,включаемых в следующие три основных блока: • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие  и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской  гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю  и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности  адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей  личности; • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для  себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно­ познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,  «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; • морально­ этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация  на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к  моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной  дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как  регуляторов морального поведения. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в  полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. 3.   Оценка метапредметных  результатов. Достижение метапредметных   результатов обеспечивается за счет основных  компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в  инвариантной части базисного плана. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда  регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких  умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей  познавательной деятельностью. Сейчас идет  достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения.  Школа  создаёт  такую систему оценивания, которая  точно и объективно позволяет   отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в  отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий,  но и даёт  действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных  достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Активизация познавательных интересов посредствам применения ЦОР.  Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя,  особенно начальной школы.  Информационные технологии все глубже проникают в жизнь  человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его  образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной  школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот  фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном  мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко  адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя  только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно,  необходимо искать эффективные методики и технологии.   Помогает учителю в решении  этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных  технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий  считается  информационно­компьютерная технология   Возможности ИКТ: 1)  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует познавательную деятельность учащихся.  2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и  эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества  дидактического материала. 3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5­2 раза; обеспечивается высокая  степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).  4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки  подлинно исследовательской деятельности.  5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,  другим информационным ресурсам. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке  являются: ∙  игровая деятельность; ∙  создание положительных эмоциональных ситуаций; ∙  работа в парах; ∙  проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто  возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?  На помощь пришёл компьютер.Владение информационными технологиями ставится в  современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек,  умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль  мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации  своей деятельности.В практике информационными технологиями обучения называют все  технологии, специальные технические использующие информационные средства. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в  информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы  с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью  современных технических средств.  Применение ИКТ на уроках усиливает: ­ положительную мотивацию обучения ­  активизирует познавательную деятельность обучающихся.  Использование ИКТ позволяет проводить уроки: ∙  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) ∙  обеспечивает наглядность; ∙  привлекает большое количество дидактического материала; ∙  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; ∙  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения  Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными  особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой  степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Применение на уроках ИКТ способствует так же: ∙  сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; ∙  сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; ∙  обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме..  При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье  обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы,  зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Таким образом, использование  информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к  предмету. Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе  сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.  Это и видеоизображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается  овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не  отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение,  рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ,  позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения  изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень  эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и  оживить учебный процесс. и повысить мотивацию обучения. В начальной школе мы  используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового  материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных  занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим,  настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют  полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.. Я уверена, что использование информационных технологий может  преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский  труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное,  подняв на неизменно более высокий уровень мотивацию детей к учебе.  При разработке презентации учитываю, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. Презентации к урокам Окружающего мира и Основам религиозных культур и светской  этики составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает  здесь руководителем и координатором. На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы и  электронные пособия.Ребята оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера,  делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе,  дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на  компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных  результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!»,     поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ я уделяю особое внимание на  здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические  паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий. Компьютерные  технологии на уроках ­ мои  главные помощники. Компьютер  помогает  мне  сделать  уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.  Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по­настоящему развивающим  и познавательным.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с  дидактическими возможностями) позволяет обеспечить более  плавный переход к учебной  деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения,  стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки  определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных  областях. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную,  вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание ­ откроешь картинку, вставишь  правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у  ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Какой бы сложной и  скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на  экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих  способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты: •Рост положительной мотивации на уроках • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно­воспитательного  процесса. Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не  пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает  заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе  творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий  процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне  сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым  педагогический процесс результативен. Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим  самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, учитель должен не  только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы. Что такое ЦОР? ИКТ, ЦОР ­ важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного  учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.  Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают  решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции ­ условия успешной  социализации выпускников. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, ЭОР ­ электронные образовательные ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы: Электронные учебники на CD дисках Базы цифровых образовательных ресурсов в сети Интернет. Апробированные авторские методики по использованию ЦОРов в образовательной  деятельности. Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто сайты и порталы). ЦОРы уместны на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного)  до обобщения (повторение, структурирование ­ презентация); как групповой (учитель ­  ученики, учитель ­ родители), так и собственно учительской. Многопланов спектр целей  использования ЦОР и создания новых: технологичность и функциональность; комплексное  воздействие на стадии презентации­восприятия; виртуальная сопричастность личностным  ценностям (на основе собственных видео­фотоматериалов); воспроизводимость (банк,  виртуальный каталог) и т.д. За три года работы учителя с ЦОР выявлена следующая  закономерность: уменьшается доля индивидуальных (учителя) и выполненных по заданию  учителя проектов, и увеличивается доля совместных, самостоятельных (групповых). Имеющийся материал можно структурировать по различным принципам. Типы ЦОР: Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК  (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и  динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,  картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика,  текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного  процесса). Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой  образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах  (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно­методическим сопровождением, поддерживающий  деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной  области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках  некоторой предметной области) Инновационные учебно­методические комплексы (ИУМК). ИУМК ­ полный набор  средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно­ коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных  результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая: фундаментальность общеобразовательной подготовки; способность учиться; 1. 2. 3. 4.    o o o o o           коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность самостоятельно мыслить и действовать; способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные  предметные, метапредметные и личностные УУД. Цифровые образовательные ресурсы: требования и возможности. Цифровые образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: Электронные средства обучения. Инструментальные и прикладные программы. Информационные ресурсы Интернета. Электронные средства обучения Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам,  обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о  возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы»,  которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью  разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном  процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких  ресурсов. Для повседневной практической деятельности учителя наиболее значимыми  являются такие возможности цифровых средств обучения, как: адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и  способностям учащихся; тиражирование и размещение материалов в сети. Инструментальные программы Инструментальными называются программы, позволяющие учителю создавать собственные  элементы автоматизированных учебных ресурсов. Наиболее распространенной  разновидностью инструментальных программ являются программы­оболочки,  позволяющие учителю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат  собственный учебный материал. Информационные ресурсы Интернета Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете,  могут служить: веб­сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области,  уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.; веб­сайты — информационные представительства учебных заведений,  образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств  обучения и др.; электронные рассылки по проблемам образования; информационные и справочные порталы; ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных. Четкую границу между веб­сайтами и порталами провести достаточно сложно. Согласно  «Основным положениям концепции создания системы образовательных порталов» А. Д.  Иванникова и А. Н. Тихонова, порталом называется «комплекс узлов, подключенных к  Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским  интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки  зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных  на определенную аудиторию». Веб­сайт же обычно определяют более широко — как  информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем  пользователям сети Интернет. С точки зрения пользователя порталы и веб­сайты отличаются друг от друга по таким  параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы  объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио­ и видеофайлы, форумы для  обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб­сайтам, посвященным  сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д.  Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование» и  «Грамота.Ру». Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным  дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных  ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и др. Портал  «Грамота.Ру», посвященный русскому языку, предоставляет не только возможность поиска по многочисленным ресурсам, но и консультации специалистов в области русского языка и  культуры речи и т.д. Цифровые образовательные ресурсы: требования и возможности. В начальной школе ИКТ можно использовать практически на каждом предмете. Можно  показывать фильмы, слайды, прослушивать аудиозаписи и т.д. Ведь детям в младшем  школьном возрасте легче даются предметы, подтверждённые наглядным образом. Такие  уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и  познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким  является компьютер, уравнивает детей с взрослыми, которым так хотят подражать дети  младшего школьного возраста. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом  (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих  мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи,  индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные  варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,  демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно– наглядные  пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий  в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению  качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью  современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на  уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших  школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических  затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников  на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование  информационно ­ коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на  компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно­ методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять  различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при  объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля  качества знаний; для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного  материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для  осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель  может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при  проектировании учебных и внеаудиторных занятий. Требования к ЦОР при проведении уроков в начальной школе Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства  образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования  1. 2. 3. 4. 5.  (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее  время), и примерным программам; соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника; обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы  обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников; обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации  обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и  интеллектуальных и общих умений); учитывать возрастные психолого­педагогические особенности учащихся и  существующие различия в культурном опыте учащихся; содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной  в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных  жанров, видеоряды и т.д.); содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера)  ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения; предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение  опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений,  освоенных в рамках данного предмета; обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое  использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской  деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса. Обобщение данных о влиянии ЦОР на качество учебной деятельности учащихся  начальной школы. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост  профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению  качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить: Какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких  дидактических задач; Какие программные средства целесообразно использовать для создания и  выполнения компьютерных заданий; Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы  у детей; Какие уроки целесообразно делать компьютерными; Как организовать компьютерные занятия? Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не  только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать  время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии,  помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная  внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам. Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно,  активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся  условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу  отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к  образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на  классно­урочную систему занятий. За последние 10—15 лет такие условия если не созданы  полностью, то создаются в разных странах с разной степенью успешности. Какие же это  условия? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не  пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение                            приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких  целей эти знания могут быть применены; совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда  требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других  регионов страны и даже других стран мира; свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не  только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с  целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той  или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования; постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил  для определения возникающих проблем действительности и умения их решать  совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли. Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности,  обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не  столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Как и на что влияет ЦОР в учебном процессе: Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на  разных этапах урока. Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и  учащимся Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация). Усиливает наглядность Вместо старых таблиц ­ «культурное» изображение Показ объектов, которые другим способом показать нельзя. Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при  использовании локальной сети. Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты. Наибольшим спросом пользуются следующие диски: «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия», «Окружающий мир 1 ­ 4 класс», «Литературное чтение 1 ­ 4 класс»,  «Математика 1 ­ 4 класс», «Технология 1 ­ 4 класс», «Изобразительное искусство 1 – 4  класс», «Информатика 1 ­ 4 класс.  К сожалению, на данный момент не все ЦОРы имеют  нужное качество. Кроме готовых образовательных ресурсов, в школах учителя начальных  классов создают собственные. Учитель, чтобы не отставать от времени, должен постоянно  учиться, обмениваться опытом, видеть опыт работы своих коллег. В этом окажет помощь  национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов. В итоге каждый учитель  сможет получить дидактические материалы к каждому уроку ­ вместе с методическими  рекомендациями по их использованию. Работа по созданию коллекции начата, ЦОРы  появились по отдельным предметам, но, к сожалению в них допускаются ошибки. Назрела необходимость появления в школах учебно­ методических комплексов. Это  позволит учителю работать творчески и применять новые современные средства. Использование ЦОР в учебной деятельности. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая  обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни  каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию  принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно  заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного  ребенка. Я применяю новые технологии на своих уроках, использую активные, игровые методы  обучения, проблемное мотивированное обучение в целях активизации познавательной  деятельности, оптимизации учебно­воспитательного процесса и формирования навыков  учебной деятельности. Результатом использования таких технологий являются творчество и раскрепощение детей, умение самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, хорошо развиты  коммуникативные способности. У учителя появляется оптимальная возможность для  индивидуальной, дифференцированной работы, формирования качеств личности, которые  необходимы для дальнейшего успешного обучения, самореализации, саморазвития,  самовоспитания, становления самобытного творческого образа, для диалогичного,  комфортного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Все это  отвечает принципу гуманизма и может быть реализован личностно­ориентированными  технологиями. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет  сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо­ поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность  условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную  деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а  эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции  ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует  использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит  через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.  Актуальность игры в настоящее время повышается и из­за перенасыщенности современного школьника информацией. .Использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает  принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности  младших школьников. Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на  всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении,  повторении, контроле знаний, умений и навыков, что позволяет организовать учебный  процесс на основе активного внедрения ЦОР. Представленные в наборе ЦОР учебные  модули помогают организовать самостоятельную учебную работу учащихся. Для обеспечения разнообразных форм практических работ учащихся можно использовать  игры, конструкторы и тренажеры. Например, при изучении темы в 1 классе «Повторяем  заглавную букву», можно использовать тренажер для отработки орфографической  зоркости. Отличается от режима обучения тем, что программа позволяет ученику  совершать ошибки и даёт возможность их исправить для перехода к следующему заданию  (обучение ведётся методом мягкого понуждения к грамотности). На уроках закрепления и обобщения полученных знаний для контроля и аттестации  учащихся можно использовать различные тесты. Это тесты, предполагающие ввод ответа в  той или иной форме и его автоматическую проверку. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют  полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно­воспитательного  процесса, повышают уровень качества знаний. Учитывая ФГОС второго поколения, где сказано, что особенностью содержания  современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик  должен знать, но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных,  регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной  учебной деятельности. Что, как подчеркивалось выше, несет в себе использование ЦОР. Заключение Каждый ребенок по – своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в  различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его  родители, педагоги захотят, чтобы этот талант реализован не только внутри семьи, но и  замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая, например,  презентации вместе с детьми, они, тем самым, обучают их. Ресурсы Интернет также при правильном и умелом применении помогут нам в воспитании и развитии творческих  способностей детей. Итак, использование ЦОР на уроках в начальной школе позволяет развивать умение  учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать  практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие  обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование  ЦОР позволяет перейти от объяснительно­иллюстрированного способа обучения к  деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной  деятельности. Итак, ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по  “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные  возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач. ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой  форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические  материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника,  “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими  рекомендациями. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращать время для контроля и проверки знаний учащихся; обучать детей навыкам контроля и самоконтроля и активизировать их  познавательную деятельность; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Литература. Кондратьева Е.П. Проекты: проблемы, поиск, опыт./Е.П.Кондратьева. – Чебоксары,  2008. Кондратьева Е.П. Проекты­ 2: проблемы, поиск, опыт./ Е.П.Кондратьева. –  Чебоксары, 2010. Селевко А.И. Современные образовательные технологии: учебное  пособие/Г.Селевко. – М. : Народное образование, 1998. Интернет­ресурсы: 1. http://nachalnaja.26206s013.edusite.ru/p15aa1.html 2. http://festival.1september.ru/articles/ 3. http://hi­electres.ru/index.php/vse­stati/eor­i­tsor http://festival.foxibiz.com/p      1. 2. 3. 4.

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"

План работы ШМО начальных классов по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания,  реализующих стандарты второго поколения при работе с детьми с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018
Посмотрите также: