Современные формы организации взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с родителями является на сегодняшний день одной из актуальных проблем модернизации системы дошкольного воспитания и образования.
Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.
Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности.
Способы взаимодействия между педагогами и семьей – это традиционные родительские собрания, семинары, практикумы, но сегодня все чаще используются и нетрадиционные подходы, такие как создание родительских клубов, устных журналов, праздничных акций, оздоровительно-физкультурных мероприятий, познавательных экскурсий, интеллектуальных игр. В нашей группе используются многообразные актуальные формы работы с родителями.
Большое внимание уделяем физкультурно-оздоровительной работе. Традиционными стали встречи «Мама, папа, я – спортивная семья». Списочный состав воспитанников ежегодно обновляется. Вновь прибывшие дети и родители также активно участвуют в спортивных мероприятиях. Таким образом, мы повышаем двигательную активность, воспитываем привычку ЗОЖ и создаем позитивное настроение.
Для всех представляют интерес выставки «Мы ищем таланты», благодаря которым мы узнаем и в дальнейшей работе используем хобби родителей. Это вышивка, скраббукинг, квилинг и др. Сами родители проводят мастер-классы для детей и других родителей. Ежегодно дети и родители с удовольствием принимают участие в «Мастерской Деда Мороза», в международном конкурсе рукописной книги и еженедельно являются авторами книжек-малышек по лексическим темам.
Интеллектуальные ринги детей и родителей. Мы проводим их по творчеству детских писателей и поэтов, по литературным произведениям, а так же по лексическим темам.
Уже не новой, но очень эффективной формой взаимодействия с родителями является родительская гостиная. С большим успехом проходят «посиделки», где у родителей есть возможность поиграть с собственным ребенком вне дома и пообщаться с другими родителями.
Конкурсы семейных талантов, портфолио семейного успеха, аукционы секретов семейного воспитания – это все прекрасная возможность поделиться успехами и достижениями всех членов семьи за чашечкой чая.
В этом году мы апробировали еще одну форму взаимодействия с семьями воспитанников. Мы много лет сотрудничаем с Областной детско-юношеской библиотекой, посещаем занятия и праздники совместно с родителями.
Акция «Рюкзачок для домашнего чтения», которая проходит под девизом «Читайте книжки дочурке и сынишке» приобщает родителей и детей к чтению детской литературы, развивает интерес и бережное отношение к книге.
Экологическая акция «Помогите птицам», в которой семьи воспитанников изготавливают оригинальные кормушки, самостоятельно развешивают их на территории ДОО и во дворах, а также регулярно подкармливают птиц.
Одна из интересных форм работы с родителями называется «почтовый ящик». Это специальная коробка для записок, куда каждый может опустить свою запись с пожеланиями, замечаниями, идеями, предложениями для воспитателей, заведующей или методиста. Все заданные таким образом вопросы затрагиваются на родительских собраниях.
Совместно с родителями мы проводим познавательные экскурсии, оздоровительные походы.
Смотр-конкурс – это мероприятие, проводимое в детском саду для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Главная цель – создание в ДОО максимально благоприятной, творческой, комфортной, разнообразной, и доступной развивающей предметно-пространственной среды для детей и активное привлечение родителей к эстетической деятельности.
Совместные торжества и досуги. Мы и родители совместными усилиями организуем праздники и развлечения.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОО формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.