Современные формы занятий в дополнительном образовании

  • docx
  • 28.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала соврем.формы звнятий- не было.docx

«Современные формы занятий в дополнительном образовании».

 

  1.«Дополнительное образование и его формы. Разновидности форм занятий».

         Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что педагог должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, педагог оказывает на воспитанников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы педагог был самостоятельной и многогранной личностью.

     Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

- Иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у детей природных задатков и интересов.

- Быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.

-  Основываться на различных дополнительных методиках. Однако до их практикования они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не навредит ли новая методика физическому и психологическому здоровью учащихся.

- Основываться на развивающих методиках.

                                     Разновидности форм занятий:

    1.Кружок - это одна из направленностей форм дополнительного образования. Он может быть как творческим, так и предметным. В кружке дети объединяются по интересам и знаниям. Благодаря этому можно развить их творческие способности. Занятия в кружке преподаватель проводит по специально разработанному плану. При необходимости он может вносить в него свои коррективы. К каждому ребенку преподаватель находит индивидуальный подход. Главной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.

2. Ансамбль - это творческий коллектив, который исполняет общие музыкально-хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое образование.

 3.  Студия - это группа людей, которых объединяют общие интересы, поставленные задачи и деятельность. Основной целью является развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.

 4.Школа - это еще одна направленность формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет между собой несколько взаимосвязанных дисциплин или же направлена на изучение одного конкретного предмета. К особенностям школы можно отнести: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.

 5.Театр - творческая группа, главной целью которого является воссоздание художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий можно отнести: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частую художественную практику.

6. Одна из наиболее распространенных форм занятий дополнительного образования - факультатив. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей учеников, углубленное изучение того или иного языка, а также развитие креативного мышления и подготовку некоторых обучающихся к олимпиадам и конкурсам.   Также присутствуют формы контроля на занятиях в дополнительном образовании. Однако процесс контроля носит обучающий характер, а не оценивающий. Для того чтобы заинтересовать учеников на факультативе, педагог должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартный метод дополнительного образования.

7. Центр творчества и развития - это учебное учреждение, деятельность которого нацелена на дополнительное образование детей. Главная цель такой формы обучения - развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Старшеклассники могут пройти там профильную подготовку. К особенностям можно отнести установленный режим проведения уроков, практические занятия и проведение праздников вместе с родителями.

8. Клуб - творческое объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также символов и атрибутов. В клубе также присутствует свой устав и традиции.