Современные методы и формы работы на уроках истории и обществознания как способ развития личностных качеств учащегося
Парфенова О.И.
Существует множество методик, развивающих способности учащихся на занятиях, с помощью которых можно раскрыть основные качества, необходимые для успеха в любом деле - творческий склад ума, нацеленность на результат, логическое мышление. Успешное развитие личностных качеств студента возможно на основе системы заданий, требующих от преподавателя синтеза различных подходов. Задания должны быть выполнимы для большинства учащихся, чтобы укрепить уверенность в своих силах. Следует помнить, что развитие личностных качеств учащихся осуществляется в процессе усвоения различных методов взаимодействия на уроках.
Важным фактором в обучении учащихся пользоваться этими методами является творческое мышление, которое является основой для развития творческих способностей личности.
Рассмотрим основные методы и формы работы учащихся на уроках:
1. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Данный способ применяется при необходимости создания новых идей для решения научных и практических проблем. Цель данного метода — коллективная мыслительная деятельность, результатом которой является нетрадиционный способ решения проблемы. Примером такого метода может служить методика «Ковёр идей».
2. Деловая игра.
Представляет собой метод моделирования ситуаций из профессиональной или иной деятельности путем организации игры согласно определенным правилом. В качестве примера данного метода приведем метод «Квадрат препятствий».
3. «Круглый стол».
Данная методика является одной из основных методик активного обучения учащихся, с помощью которой происходит закрепления ранее полученных знаний, а также восполнение недостающей информации, а также формирование умений решения проблемы, отстаивания своей позиции, культуры ведения споров и дискуссий.
4. Анализ конкретных ситуаций (case-study).
Метод анализа конкретных ситуаций также можно отнести к методам активного обучения учащихся. Однако, в отличии от предыдущего метода, «case-study» является более целенаправленным методом, развивающим способность анализа конкретных жизненных и производственных задач.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить:
есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
5. Проблемное обучение.
Проблемное обучение как одна из форм активного обучения учащихся максимально приближена к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность применения данного метода зависит не только от учителя, но и от учеников. Основная задача педагога – передача информации и приобщение учащихся к противоречиям конкретно заданной проблемы, раскрытие этих противоречий и доведение их до учащихся. Основная задача учащихся – «открытие» новых знаний путем взаимодействия с педагогом и формирование способов разрешения данных проблем, обсуждение их с учителем.
6. Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Данный метод особенно подходит для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения 27 задания-задачи (С7).
7. Метод разбора деловой корреспонденции или «Баскетметод».
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (информация должна носить избыточный характер, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. На слайде представлена ситуация из темы курса «Право» «Личные права супругов».
8. Анализ учебных текстов для выполнения творческих заданий.
Подбирая творческие задания для урока, учителю необходимо продумать, какие тексты из учебника и материалы из тетради следует предложить ученикам для анализа при выполнении творческих заданий. И хотя в процессе анализа дети не найдут прямых ответов на задание, ведь оно творческое, они ещё раз повторят теоретический материал, который является основой для возникновения ассоциаций в сознании детей. Анализируя возникшие ассоциации, дети смогут найти ответ.
Так на уроке русского языка обобщающего типа по теме «имя существительное» или другой учитель задаёт вопрос: «Какие ассоциации» возникают в памяти в связи с изученной темой?» Затем идёт их группировка и анализ.
9. Комбинирование изученных правил.
Это наиболее эффективный метод выполнения творческих заданий. Для того, чтобы теоретический материал накапливался в системе, полезно использовать справочные тетради.
10. Методы активизации мышления.
Эти методы применяются как для индивидуальной, так и для групповой творческой работы учащихся. Их использование позволяет активизировать мышление детей и увеличить количество и качество предлагаемых решений для творческих заданий.
• Метод контрольных вопросов. Для формулирования решения необходимо ответить на поставленные вопросы, предложив все возможные варианты. Например, после докладов школьников на уроке, которые были подготовлены под руководством учителя с целью контроля проводится дидактическая игра «Литературное лото» ( историческое лото ). Правила игры очень простые: Ученики поочерёдно достают из мешочка «бочонок» с цифрой – это номер вопроса, на который необходимо ответить. Вопросы составлены учащимися в содружестве с учителем.
Для развития творческой активности учащихся можно провести дидактическую игру «Веришь –не веришь». Ведущий читает какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением ), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…».
Продолжения фразы могут быть составлены самими учащимися:
… данное предложение имеет одну грамматическую основу?
… этого героя можно назвать романтическим?
… Курская битва – переломное событие в ходе второй мировой войны?
• Синектика. Это метод решения творческих задач путём поиска аналогий. Возьмём два вида аналогий, которые наиболее часто используются на уроках гуманитарного цикла: символическая аналогия – изображение условия в виде рисунка для поиска решений. Например, при изучении темы «Антонимы», «Омонимы» и другие выбрать наиболее успешные схемы или рисунки, объяснить и доказать; фантастическая аналогия – изложение условия задачи в виде сказки и применение приёмов фантазирования для поиска ответов.
11. Алгоритмические методы
Данный метод представляет собой метод составления и применения алгоритмов для выполнения творческих заданий. К примеру, учащимся предлагаются алгоритмы, составленные учителем, для решения конкретных творческий заданий. Задача ученика – анализ алгоритмов, внесения в них своих изменений, обсуждение этих изменений с учителем.
Результатом обучения по данному методу является составление учениками самостоятельных алгоритмов. Однако, для успешного выполнения таких заданий необходимы и такие базовые навыки как умение планировать, организовывать и контролировать свои действия.
Цель педагогической деятельности на уроках – соединение традиционного способа обучения с методами, позволяющими развивать личностные качества обучающихся. Ведь суть учебного процесса – в познании, а знания, умения и навыки, развиваемые учителем, являются лишь средством для развития способностей учащихся.
Вышеперечисленные методы являются незаменимыми средствами усвоения информации на уроках истории и обществознания.
К преимуществам данных методов можно отнести следующее:
1) Повышение мотивации учеников, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться изучаемый учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности.
2) Преодоление «сухости» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
3) Развития умения слушать и понимать других людей, работ.
4) Предоставление широких возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
5) Формирование умения логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
6) Гибкость, вариативность методов обучения что позволяет внести разнообразие в учебный процесс
Конечно, использование данных методов в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся, Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся, формировать и развивать такие качества учащихся как ответственности, инициативности, креативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социальноэкономических реалиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.