Дебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.
Ценность дебатов:
возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций,
анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию,
возможность использования в работе с учащимися среднего звена, старшеклассниками, а также студентами профессиональных учебных заведений всех уровней и направленности.
Отличительный признак дебатов:
высокая степень стандартизированности: жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет:
вовлечь в диалог всех учащихся;
концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;
исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд.
Например, в качестве таких тезисов могут стать утверждения: "Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным"; "Средняя школа готовит к реальной жизни"; "Школьная форма должна быть обязательной". Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например: "Обучение мальчиков и девочек не должно быть раздельным", "Средняя школа не готовит к реальной жизни", "Школьная форма не должна быть обязательной".
Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
четкость и конкретность формулировки;
однозначность понимания;
перспективность для обсуждения;
значимость для воспитанников.
Этапы предварительной работы:
Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
Определение исходного тезиса дебатов.
Подбор, изучение и анализ основной литературы.
Распределение ролей.
Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
Разработка экспертами критериев оценки.
Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Правила организации:
в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
эксперты оценивают аргументы, но не участников.
В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно порекомендовать им делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.
После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса.
Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.
Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. Следует обратить внимание учеников на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.
В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;
справа от председателя – 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
слева от председателя – 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
напротив председателя – эксперты (3 чел.);
в конце аудитории – ученики-зрители.
Схема размещения участников дебатов
Председатель
Секретарь
Спикеры команды У
Спикеры команды О
У1 У2 У3 У4
О1 О2 О3 О4
Эксперты
Зрители
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:Оцените активность каждого из участников дебатов.
Чьи выступления вам понравились? Почему?
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?
Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
Достигнута ли главная цель дебатов?
Такая организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.