Современные образовательные технологии и их применение в образовательном процессе системы среднего профессионального образования
Оценка 4.9

Современные образовательные технологии и их применение в образовательном процессе системы среднего профессионального образования

Оценка 4.9
docx
Взрослым
26.06.2024
Современные образовательные технологии и их применение в образовательном процессе системы среднего профессионального образования
В представленной методической разработке приводится основные понятия и классификация современных инновационных образовательных технологий, их преимущества и использование в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.
метод.доклад.docx

    Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение

 «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»

Министерства труда и социальной защиты РФ

 

 

 

 

Современные образовательные технологии и их применение в образовательном процессе системы среднего профессионального образования

 (методическая разработка)

 

преподаватель юридических дисциплин

Максимова Любовь Леонидовна

 

 

        

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург 2022г.

Аннотация

 

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными системами, исследования на основе компьютерной техники.

В литературе понятия инновация трактуется различным образом.

В энциклопедическом словаре «инновация» рассматривается как новшество. Наиболее полное определение инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.

Таким образом, инновация - это разработка нового содержания. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения.

Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Так как, инновационные технологии быстро входят во все области нашей жизни, возникает необходимость использования компьютерной техники при изучении дисциплин и модулей.

В представленной методической разработке приводится  основные понятия и классификация современных инновационных  образовательных технологий, их преимущества и использование в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.

Данная разработка может быть использована преподавателями среднего профессионального образования образовательных организаций с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного применения технологии в работе со студентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

     1.  Введение

     2. Классификация и основные виды современных педагогических технологий.

3.   Назначение и преимущества использования.

4.  Метод критического мышления.

5.  Мозговой штурм.

6.  КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология

7.  Технология сотрудничества.

8. Технология проектного обучения.

9.  Игровая технология.

10. Технология проблемного обучения.

11. Модульное обучение

12. Эффективность использования информационных и мультимедийных технологий в обучении.

13. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Основной сутью использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, является стимулированием  их интереса к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

Само по себе существование различных видов самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся не предполагает отказа от стандартной урочной деятельности, как преподавателей, так и их студентов. Речь идет о том, что благодаря новым видам образовательной деятельности у учащихся раскрывается личностный потенциал, направленный на самостоятельное овладение новыми знаниями и умениями.

 Инновационные технологии подчеркивают всё более растущий интерес студентов, как к процессу образования, так и в плане применения новых знаний в будущей профессии.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь студентам развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени.

Понятна заинтересованность обучающихся в выполнении нестандартных заданий, в ходе которого каждый студент может показать свое видение проблемы и, возможно, представить абсолютно новый подход к обсуждению или решению какого-либо вопроса.

 Личная заинтересованность студентов как будущих специалистов – вот ключевой момент в применении нестандартного, инновационного подхода в обучении. Важным является и то, что полученные в процессе обучения знания обязательно найдут отражение в решении проблем из повседневной жизни, социуме.

Внедрение инновационных методов не только важный путь нейтрализации перегрузки студентов, это и важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.

Инновационные методики в образовании в любом случае несут в себе опыт деятельности, который можно увидеть, осознать и впоследствии применить в реальной практике. Кроме того, все инновационные методы основаны на исследовательском подходе и предполагают наличие обязательных самостоятельных выводов обучающихся, вне зависимости от того, в одиночку или в группе проводится обучающая деятельность.

В контексте инновационной стратегии педагогического процесса возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей, наставника и координатора обучающихся относительно их урочной и внеурочной деятельности. Студенту очень важно осознание того факта, что в лице преподавателя он может видеть помощника и советчика. Благодаря совместной работе педагогов и студентов, которая особо ярко проявляет себя при введении инновационных методик в образовании, современные образовательные процессы выходят на абсолютно новый уровень, объединяющий в себе мотивацию, заинтересованность, ощущение сотрудничества и практическое применение знаний и умений.

 

2. Классификация и основные виды современных педагогических технологий

Технологии обучения всегда применяются в определенных сочетаниях. В каждой конкретной ситуации в том или ином сочетании технологий доминирует одна из них в зависимости от того, какая задача обучения на данном этапе является основной. Отсюда следует объективная необходимость процедуры выбора технологий обучения. При решении данной дидактической проблемы необходимо руководствоваться следующими критериями:

– адекватность технологий обучения целям и содержанию учебного материала;

– обоснованность выбора технологий обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;

– учет возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также возможностей самих учителей;

– соответствие технологий обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

По уровню применения технологии бывают:

- общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

- локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

- классно-урочные;

- альтернативные;

- академические;

- клубные;

- индивидуальные;

- групповые;

- коллективных способов обучения;

- дифференцированного обучения.

 

 

По типу управления познавательной деятельностью:

-традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное  (система малых групп, система « репетитор»);

-программированное  (компьютерное, программное, система «консультант»).

Обратимся к термину педагогическая технология.

Педагогическая технология -  это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Другими словами, педагогическая технология -  это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология также может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики

преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает

процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.

Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения

педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным

компонентом.

Классификация педагогических технологий по видам деятельности преподавателя и учащихся:

Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.

Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.

Важным элементами данного вида являются обучение учащихся культуре определения понятий, а также технология обучения их решению задач разных типов.

Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.

Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.

Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.

 

Среди современных педагогических технологий исследователи выделяют следующие технологии:

 

- Проблемное обучение (Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся);

- Концентрированное обучение (Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса);

- Модульное обучение (Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки);

- Развивающее обучение

(Развитие личности и ее способностей; Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию);

- Дифференцированное обучение

(Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- Активное (контекстное) обучение (Организация активности учащихся);

- Игровое обучение (Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений);

- Обучение развитию критического мышления (Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс).

Технология всегда разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Любая технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения. Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы преподавателем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

 

3. Назначение и преимущества использования

Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не временной аспект: новые как только что или недавно появившиеся, а новые как отличающиеся от привычных, традиционных.

Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:

- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.

Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль преподавателя в учебном процессе.

Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.

Если при традиционной системе образования преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, учитель осуществлял контроль освоения учащимися учебного материала, то при личностно-ориентированном образовании учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучаемого, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений обучающихся, а на диагностику их учебной деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от педагога более высокого уровня мастерства.
      Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость.

Можно выделить следующие «за» и «против» внедрения технологий:
      ЗА

      - возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;
      - достижение гарантированного результата в обучении;
      - повторяемость и воспроизводимость результатов;
      - направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
      - формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;
      - экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
      - при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.
      ПРОТИВ
      - это сложность перехода на технологический режим обучения;
     -  невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
      - усиливают дефицит общения;
      - не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
      - работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Таким образом, оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, мы понимаем, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном
процессе.

 

 

4. Метод критического мышления

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности.

 

 

«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

По мнению исследователей, основные особенности технологии можно сформулировать следующим образом:

         Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

         Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

         Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления.

Первая фаза – фаза вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

1. Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

2. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

3.Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

На этом этапе информация выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая фаза – фаза осмысления (фаза реализации смысла)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

1.Организация активной работы с информацией.

Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

2.Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

На этом этапе происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Для этого необходимо:

1.Самостоятельно систематизировать новый материал.

2.Определить направления для дальнейшего изучения темы.

Здесь происходит творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Роль преподавателя

         Управляет подведением итогов

         Ставит новые вопросы и задачи на будущее

         Оценивает деятельность ученика

         Суммирует в групповой работе весь изученный материал

         Задает вопросы на будущее

         Делает оценку всей деятельности

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

 Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащиеся в процессе обучения сами конструируют этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

 

5. Мозговой штурм

 

Метод мозгового штурма (мозговая атака, англ. Brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.

Этапы проведения мозгового штурма

         1 этап Генерация идей.

         2 этап Выработка критериев оценки и их оценивание.

         3 этап Принятие решений.

Работа по методу мозговой штурм проходит в группах. Педагог формулирует проблемный вопрос (его лучше записать на доске) для участников.

Предлагает всем высказать свои идеи, комментарии, связанные с данной проблемой. Затем группой участников вырабатывается принятие определенного решения.

 

Генерация идей

Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма».

Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают пустые карточки. Именно на них они будут записывать новые идеи.  Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.

Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.

Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль.

Желательно, чтобы участники попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

Выработка критериев оценки и их оценивание. Затем выработанные критерии оцениваются и принимаются определенные решения по данной проблеме.

Метод мозгового штурма дает возможность объединить в процессе поиска решения самых разных людей.

 

6. КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся.

Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

         Анализировать ситуации.

         Оценивать альтернативы.

         Выбирать оптимальный вариант решений.

         Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода заключается:

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

- У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

- В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

- Достоинством кейс - технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Каковы требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

         Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

         Образовательные

         Создание авторского продукта

         2. Образование и достижение личных целей

         3. Повышение уровня коммуникативных навыков

         4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа студента с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов: Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Виды кейсов

Практические кейсы

         Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

         Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

         Доступ к базе современных учебно-методических материалов

         Организация гибкого учебного процесса

         Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

         Беспрерывное повышение квалификации

         Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Ученику

         Работа с дополнительными материалами

         Постоянный доступ к базе консультаций

         Возможность самому готовиться к аттестации

         Общение с другими учащимися в группе

         Освоение современных информационных технологий

 

Методы кейс – технологии

- метод инцидентов

- метод разбора деловой корреспонденции

- игровое проектирование

- ситуационно ролевая игра

- метод дискуссии

- кейс- стадии

Метод инцидентов

 

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

 

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

 

Игровое проектирование

 

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

 

Ситуационно-ролевая игра

 

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

 

Метод дискуссии

 

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

2 Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

3 Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

4 Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

5 Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

6 Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

7 Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

8 Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

9 Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

10. Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

 

7. Технология сотрудничества

Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Личность в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп;

- по подходу: гуманно-личностная, субъект - субъектная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.

 Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения.

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос.

Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. Ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях.

Чем совершеннее методика преподавания, тем больше и активнее интерес к предмету, что позволяет каждому уащемуся:

         Возможность присовокупить к своим и чужие знания;

         Формируется критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения;

         Развиваются творческие способности;

         Формирует позитивное отношение к изучаемому предмету;

         Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;

         Создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого;

В группах налажена обратная связь. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:

         Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.

         Обмениваются информацией и "материальными ресурсами", т. е. всем, что необходимо для выполнения задания.

         Учат друг друга, формируют навыки вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также; много других полезных качеств.

         Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.

         Оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются.

         Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.

         Создает обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.

Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний в изучении ИЯ, сотрудничество также имеет и другие преимущества:

         Формирует критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения. Эти навыки лучше развиты у тех, кто обучается в сотрудничестве, чем у тех, кто конкурирует друг с другом или обучается индивидуально. Даже письменные работы, выполненные обучающимися в сотрудничестве, отличаются большей глубиной.

         Развивает творческие способности. Члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально.

         Способствует тому, что знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.

Важность такого подхода к образованию, очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос: “Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь”.

 

8. Технология проектного обучения

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится  не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная технология предполагает:

·        наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

·        практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

·        самостоятельную деятельность ученика;

·        структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

·        использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

 

Основные требования к учебному проекту

 

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5.      Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

      Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

9. Игровая технология

Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).

При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

 Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.  Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета.
Главными структурными единицами игры можно считать: - роли, которые берут на себя играющие; - сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими; - правила игры, которым играющие подчиняются.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Используя игру как средство формирования коммуникативных УУД, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний через игру.

В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.


10. Технология проблемного обучения

 

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации –проблемной, поэтому требует адекватного конструирования  дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы –это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.В современной теории проблемного обучения различают два вида  проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается  деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

 

11.  Модульное обучение

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Особенности модульного обучения

 

         Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.

         Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся.

Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля достигают определенной дидактической или педагогической цели.

         Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу.

На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

         Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Необходимо подготовить и создать положительную мотивацию к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности.

 

Виды модульного обучения

 

          Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов. Это программа деятельности учащихся.

          Модульный урок. Это элемент модульной программы.

         Планирование в формате модуля. Использование технологических карт – особой формы структурирования учебного материала.

 

Цели использования модульного обучения

 

         Освоение учебного материала в процессе активной деятельности студентов.

         Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.

         Повышения познавательного интереса.

         Развитие умения планировать свою деятельность.

 

Принципы модульного обучения

 

         Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.

         Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

         Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.

         Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

         Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.

Роль преподавателя

         Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки.

         Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.

Преимущество для учащихся

         Самостоятельное освоение учебного материала.

         Психологическая комфортность на занятиях.

         Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

         Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

Преимущество для учителя

         На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

Основные трудности для учащихся

         Временной дефицит при выполнении заданий.

         Высокий темп выполнения заданий.

         Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.

 

Основные трудности для учителя

         Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.

         Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.

 

 

12. Эффективность использования информационных и

мультимедийных технологий в обучении

 

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования.

Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования.

 

Новые возможности
при преподавании дисциплин

 

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

         С помощью ИКТ на уроках можно:

         сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;

         сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;

         сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

         повысить качество обучения, желания учиться;

         сделать урок наглядным, динамичным.

 

Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.

         Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”.

         По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

 

Для чего нужны мультимедиа – системы?

 

         Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

         Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

         В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), обучающемуся не приходится ждать, пока преподаватель повторит именно нужный ему фрагмент.

На уроках применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации.

Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения.

Где и как использовать ИКТ?

1). при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2). проведение виртуальных лабораторных работ «Информатика»,"Живая геометрия"; «Физика», «Химия»;

3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);

8) дистанционное обучение.

 

Тенденции информатизации образования сегодня

 

         Формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности; направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни (конкурентоспособности);

         Создание единого информационного образовательного пространства;

         Активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

         Синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

         Создание системы опережающего образования.

 

Достижение основной цели – обеспечение

современного качества образования

 

         В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности преподавателя.

         Преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

Таким образом, использование ИКТ технологий особенно важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

         Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального  образования.

         Фундаментальное ядро содержания общего образования.– М.: Просвещение, 2014.

         Алексеева К.Д.  Педагогические технологии на уроках истории и обществознания//Справ. зам. дир..-2014.-№1.-С.30.

         Горлова С.И. медиаобразовательные проекты на уроках русского языка//Справ. зам. дир.-2014.-№2.-С.58.

         Добротина И.В. «Информационная переработка текста с использованием приемов современных образовательных технологий» // РЯШ.-2013.-№10. - С.15.

         Иванов И.А. «критическое мышление» в контексте реализации ФГОС//Спр-к зам. дир.-2013.-№12.

         Калуцкая И.В. образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях. // ПИОШ.-2013.-№8. С.3.

         Савельева М.Г. Технологии профессионально ориентированного обучения: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 80 с.

         Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

          Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 192 с.

          Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 368 с.


 

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»

Аннотация На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными…

Аннотация На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными…

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1

Введение Основной сутью использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, является стимулированием их интереса к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний

Введение Основной сутью использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, является стимулированием их интереса к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний

Классификация и основные виды современных педагогических технологий

Классификация и основные виды современных педагогических технологий

ТСО, обучение по книге); -дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»); -программированное (компьютерное, программное, система «консультант»)

ТСО, обучение по книге); -дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»); -программированное (компьютерное, программное, система «консультант»)

Технологии диагностической и прогностической деятельности , основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы

Технологии диагностической и прогностической деятельности , основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы

Назначение и преимущества использования

Назначение и преимущества использования

Если при традиционной системе образования преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, учитель осуществлял контроль освоения учащимися учебного материала, то при личностно-ориентированном…

Если при традиционной системе образования преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, учитель осуществлял контроль освоения учащимися учебного материала, то при личностно-ориентированном…

Метод критического мышления

Метод критического мышления

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения

Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями

Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями

Принятие решений. Работа по методу мозговой штурм проходит в группах

Принятие решений. Работа по методу мозговой штурм проходит в группах

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач

Каковы требования к содержанию кейса 1

Каковы требования к содержанию кейса 1

Практические кейсы •

Практические кейсы •

Сокращение затрат времени на подготовку к урокам •

Сокращение затрат времени на подготовку к урокам •

Цель — процесс создания или совершенствования проектов

Цель — процесс создания или совершенствования проектов

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения»

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения»

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут…

Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут…

Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше

Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше

Ведущей технологией сегодня является проектная технология

Ведущей технологией сегодня является проектная технология

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета

Проблемные методы –это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения…

Проблемные методы –это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения…

Необходимо подготовить и создать положительную мотивацию к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности

Необходимо подготовить и создать положительную мотивацию к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности

Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки

Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки

Изучение любой дисциплины с использованием

Изучение любой дисциплины с использованием

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях

Формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности; направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни (конкурентоспособности); •

Формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности; направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни (конкурентоспособности); •

Горлова С.И. медиаобразовательные проекты на уроках русского языка//Справ

Горлова С.И. медиаобразовательные проекты на уроках русского языка//Справ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024