«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Иконка файла материала «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (2).docx

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

Подготовила: учитель начальных классов Деменкова Ю.Л.

 

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Сегодня, в условиях введения ФГОС, основная задача школы – «не заставить выучить, а помочь ученику развиться». Поэтому новая школа  обозначает необходимость внедрения в образовательный процесс новых форм работы, где  для учителя и ученика предусмотрены новые роли: учителя как организатора  учебной деятельности, а ученика как исследователя с активной познавательной позицией.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Поэтому для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков, использую следующие современные образовательные технологии:

Технология проблемного обучения

Данная технология актуальна тем, что способствует развитию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизирует познавательные способности учащихся через создание и разрешение проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология дает новые возможности построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? 
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Здоровьесберегающие технологии

Она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», организацию горячего питания в школе для всех учащихся,  организацию подвижных игр на переменах.

Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
         Стараюсь,чтобы ни один урок не обходился без физпауз. А перед первым уроком обязательно провожу физминутку.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

·         Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

·         Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Обучение в сотрудничестве

         К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности. На уроке необходимо поддержать и развить их. Как же на уроке создать условия для естественного общения? Здесь и помогает работа в парах.

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой):

 статистическая (пара постоянного состава),

динамическая (пара сменного состава),  вариационная.

Работа в парах является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.  Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль, взаимопомощь  способствует воспитанию нравственных качеств личности.

Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища  и один раз читал весь текст вслух товарищу.

        При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым  вариантом такой работы является  озаглавливание частей текста, когда дети не только попеременно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.

Пересказ прочитанного возможен  тоже в паре.  

На уроках русского языка – взаимодиктанты.  Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.

Игровые технологии

          В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности. Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения”.

         Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии. Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

3) Проверка таблицы умножения «Торопись,да не ошибись», «Ты мне, я тебе» и т.д.

4) На уроке русского языка или лит.чтения  можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

 

ИКТ 

         Кроме того, в начальной школе наши учителя уже начинают работу по подготовке к поисково-исследовательской деятельности: это и самостоятельная работа по запросу со справочной литературой, и поиск в глобальной сети Интернет, и сбор информации из всех доступных источников, умение обобщать и систематизировать полученные данные, анализировать их. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

         Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя,  народные костюмы, шедевры народного творчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда..

         На уроках литературного чтения ищем индивидуально или фронтально, или группами информацию о писателе, поэте. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

Метод проекта эффективно применяется в работе учителей нашей школы, поэтому наиболее подробнее остановимся на данной технологии.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная, учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Таким образом использование современных педагогических технологий: дают возможность для формировании универсальных учебных действий, освоения способов самостоятельной работы, развивает творческий потенциал, познавательную активность, поддерживает высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствует повышению качества знаний.