ФГОС классифицирует образовательные технологии по следующим видам:
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предполагает активную информатизацию образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения (открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы и т. д.).
Формирование критического мышления направлено на развитие навыков самостоятельного
и оригинального мышления (анализ учебного материала, обсуждение прочитанного, творческая работа
с информацией и т. д.).
Проектная технология направлена на стимулирование интереса у учащихся через практическую
реализацию теории. Во время проектной работы учащиеся пробуют принимать самостоятельные решения и самостоятельно получать необходимые знания.
Технология проблемного обучения заключается в моделировании преподавателем проблемных вопросов, взятых из жизни. Для их решения учащимся нужно проявлять инициативу и осваивать навыки командной работы.
Здоровьесберегающая технология обеспечивает безопасность образовательного процесса и создает
условия для укрепления здоровья учащихся (положительный психологический климат, санитарные нормы и т. д.).
Игровая технология преимущественно применяется в начальной школе, придавая процессу обучения развлекательную форму (развивающие игры, творческие упражнения и т. д.).
Модульная технология основана на разделении учебного материала по блокам для систематизации
обучения.
Технология мастерских подразумевает творческую работу педагога с учащимися для постепенной передачи способов действия, а не понятийной базы.
Кейс-технология основана на методе обсуждения отдельных вопросов из всего учебного модуля, во время обсуждения которых формируется знания о курсе в целом.
Технология интегрированного обучения предполагает внедрение различных образовательных техник при
подаче учебного материала (активное использование ИКТ, интеграция разных предметов)
Педагогика сотрудничества — это личностно ориентированный подход, который предполагает индивидуализацию преподавания.
Технология уровневой дифференциации предполагает выбор учебной программы и способа подачи, исходя из индивидуальных характеристик и требования учащихся.
Образовательные технологии
Технология деятельностного метода обучения (Людмила Георгиевна Петерсон)
Технология проблемно-диалогического обучения (Елена Леонидовна Мельникова)
Технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Джинни Стил и Куртис Мередит)
Проектная технология (Джон Дьюи, Уильям Херд Килпатрик)
Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Технология проблемно-диалогического обучения (Е. Л. Мельникова)
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Технология развития критического мышления (Ч. Темпл, Д. Стил и К. Мередит)
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз.
Стадия вызова
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Стадия осмысления
Приёмы
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ | РЕФЛЕКСИЯ |
Корзина идей, понятий, имён | Чтение с остановками | Кластер |
Алгоритм решения проектной задачи для ученика
1. Определить роль каждого участника групповой работы.
2. Ознакомиться с условием задачи.
3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).
5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.
6. Подготовиться к презентации решения проектной
задачи.
7. Предъявление готового продукта.
8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
9. Оценивание своего продукта по форме (каждого,
группы в целом, взаимооценка между группами).
Содержание проектной задачи
«Выходной день». 2 класс
В воскресенье Света и Оля договорились встретиться на
троллейбусной остановке в 11 часов дня.
Задание 1. Свете до остановки идти 10 минут, а Оле 15 минут. В котором часу нужно выйти из дома каждой из подружек, чтобы не опоздать на встречу?
От места встречи подруг идут несколько маршрутов по городу. Время движения троллейбуса между двумя соседними остановками в любом направлении 5 минут. Места отдыха и маршруты троллейбусов обозначены на схеме движения троллейбусов.
Задание 2. Куда девочки могут отправиться, чтобы через 30–35 минут быть на месте и увлекательно провести время до 14 часов 30 минут? Воспользуйтесь схемой движения троллейбусов и таблицей «Расписание сеансов городских театров и парков».
В зоопарке некоторые представители фауны живут в открытых
вольерах, некоторые – в закрытых павильонах и аквариумах. Для удобства посетителям предлагается план размещения всех животных, представленных для обозрения. В плане указаны классы животных и место размещения каждого класса на территории зоопарка.
Задание 4. Соотнесите класс животных и место их размещения в
зоопарке.
В каком направлении нужно идти Свете и Оле, чтобы посмотреть на представителей млекопитающих и пресмыкающихся?
Возвращаясь с домой, девочки обратили внимание на время, которое они потратили на дорогу.
Задание 5. Подсчитайте, сколько всего времени подруги
были в пути, пока передвигались от одного места отдыха к другому. Сколько времени они провели в местах отдыха? Внесите числовые данные в таблицу.
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача
«Выходной день».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.