СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Термин «технология» прочно вошёл в современную педагогику и образование.
В переводе древнегреческого слово «технология» обозначает «наука об искусстве», то есть об искусстве, мастерстве педагога. Отсюда, технология обучения – совокупность способов и средств педагогической деятельности, последовательное выполнение которых приводит к заранее намеченной цели.
Технология выступает как наука, как прикладная часть дидактики, отвечающая на вопрос «как учить?», как реализовывать идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики. В этом смысле можно говорить об общедидактических технологиях, в основе которых лежат те или иные теории, концепции обучения.
Дидактика – теория обучения, предметом которой являются цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения, то есть она отвечает на вопросы: зачем, чему, как учить.
Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием условий, отсутствием многих «если» (если талантливый преподаватель, талантливые учащиеся, богатое учебное заведение), ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат. Главное – это понять, что технология обучения направляет преподавателя на ответ: «Как учить результативно?»
Задача технологии обучения, в основном, сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать ф эффективные методы преподавания и учения, а также создать все необходимые условия для их наилучшего применения.
Таким образом, внесение технологии в учебный процесс есть попытка получения гарантированного положительного результата, главным образом, на реализации успешного усвоения учебного материала, хотя главная ценность любой педагогической технологии заключается в разработке общей стратегии развития личности и создания для этого соответствующих способов и средств.
Сведения о современных педагогических технологиях помогут преподавателям сделать осознанный выбор, наиболее, применение которой даст наибольший успех и приведёт к решению задач, стоящих перед всей образовательной системой.
В зависимости от того, какие концепции, принципы, методы лежат в основе современных педагогических технологий, наиболее популярными являются следующие:
· компьютерные технологии обучения;
· технологии коммуникативного обучения;
· технологии развивающего обучения;
· технологии проблемного обучения;
· игровые технологии;
· технологии проектного обучения.
Компьютерные технологии обучения
В компьютерных технологиях обучения проявляется развитие идей программированного обучения. Цели применения компьютерных технологий:
· подготовка личности «информационного общества»;
· формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
· выдача учащемуся учебного материала в таком объёме, в каком он может усвоить;
· формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер для обучающегося выполняет многообразие функций: учителя, рабочего инструмента (средства деятельности); объекта обучения, сотрудничающего коллектива; досуговой (игровой) среды.
Осуществляется диалоговый характер обучения, причём взаимодействие обучающегося с компьютером может выражаться по всем типам: субъект-объект; субъект – субъект; объект – субъект.
Реализуется принцип адаптивности: приспособление, содержание, уровень сложности заданий в соответствии индивидуальным особенностям учащихся.
Наличествует управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения. Это неограниченное обучение: содержание материала, его интерпретация и иллюстрации (примеры) как угодно велики. Меняется характер мотивации учения, её уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции знаний.
Используя компьютер, обучающийся получает большую самостоятельность в принятии решений, оценках, творческом подходе.
Задача преподавателя при компьютерной технологии обучения: организовать и координировать самостоятельную работу учащегося с компьютером (преподаватель – организатор, руководитель, консультант).
Технологии коммуникативного обучения
Технологии коммуникативного обучения – обучение на основе общения, когда реализуется тезис: «Условием успеха каждого являются успехи остальных». Обучающиеся включаются в диалог – общение друг с другом и с преподавателем.
При обучении на основе общения осуществляется:
· передача полученных знаний друг другу;
· сотрудничество и взаимопомощь обучающихся;
· разделение труда (распределение тем, заданий);
· обучение с учётом способностей обучающихся;
· развитие мышления;
· взаимное обогащение обучающихся в группе;
· активизация учебно-познавательного процесса;
· самооценка, самоконтроль, самокоррекция;
· проявление самостоятельности и инициативы;
· самоорганизация и саморазвитие обучающихся;
· самостоятельная постановка цели и выбор своего способа решения, мнения, суждения;
· рефлексия, самоанализ, через которые устанавливается отношение обучающихся к собственному действию и к себе, а также происходит самокоррекция.
В настоящее время рекомендуются такие формы коммуникативного обучения, как коллективный способ, групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, диалог, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, метод проектов, интегрированные уроки, межпредметные семинары.
Технологии развивающего обучения
Под развивающим обучением подразумевается активно-деятельностный способ обучения, приходящий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Теория развивающего обучения опирается на пять основных идей: обучение на базе усвоения теории быстрым темпом, через преодоление трудностей; обучение должно быть осмысленным; идёт развитие основных интеллектуальных процессов. Эти идеи должны воплощаться в практику деятельности преподавателя и обучающихся следующими особенностями технологии:
· путь изучения материала индуктивный, то есть от частного к общему; большое внимание анализирующему наблюдению, процессу сравнения;
· на уроках работа коллективная и индивидуальная, изложение материала информационное и проблемное, методы – объяснительный и поисковый;
· методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи;
· стимулирование обучающихся к высказываниям без их боязни ошибиться, дать неправильный ответ;
· преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Задача преподавателя – побуждать учащихся к мыслительным действиям, к их планированию. Большую роль играют вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль обучающихся.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по разрешению выдвигаемых ими проблем, способствующую развитию творческого мышления и овладению продуктивными знаниями, навыками, умениями.
Проблемная ситуация как дидактический приём позволяет преподавателю управлять извне процессом включения мысли обучающегося, используя для этого различные пути, способы и средства.
Основные пути создания проблемных ситуаций:
· воздействие на эмоции и чувства обучающихся (волнение, удивление, потрясение);
· показ жизненной практической значимости изучаемого;
· показ личностной значимости изучаемого.
Способов создания проблемных ситуаций много. Они зависят от специфики преподаваемой дисциплины, а главное – от творческих возможностей личности преподавателя.
Проблемные ситуации могут возникать:
· при столкновении обучающихся с фактами, требующими теоретического объяснения;
· при организации практической работы;
· при формировании гипотез;
· при побуждении к сравнению, противопоставлению;
· при исследовательских заданиях.
Проблемная ситуация возбуждает у обучающихся вопрос, потребность найти ответ в фактическом материале, предлагаемом преподавателем.
Деятельность преподавателя на проблемном уроке
Деятельность обучающихся на проблемном уроке
Игровые технологии
Игра – одно из эффективных средств вовлечения обучающихся в творческую деятельность, способ мотивации их активности. Игра позволяет человеку развивать способность самоопределиться в жизненном мире, включаться в существующие учебные и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Она направлена на комплексное развитие личности: одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных её сторон.
Педагогическая игра имеет чётко поставленную цель обучения, связанную с соответствующим ей педагогическим результатом, который в игровой ситуации для обучающихся характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Деловая игра состоит из четырёх этапов:
1 этап – этап подготовки: разработка сценария, план деловой игры, подготовка материального обеспечения; изучение литературы, распределение ролей, формирование групп, отработка правил, консультации.
2 этап – этап проведения: постановка проблемы, целей; групповая работа над заданием – тренинг, мозговой штурм, имитация разыгрываемой ситуации.
3 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, отдельных участников, защита результатов выполненной работы.
4 этап – этап анализа и обобщения: оценка экспертной группы, оценка и самооценка, анализ и рефлексия (самоанализ), выводы и обобщение, рекомендации преподавателя.
По характеру педагогического процесса игры бывают:
· обучающие, тренировочные, обобщающие, контролирующие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По характеру игровой методики игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Структура игры как дидактического процесса следующая:
· сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре;
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия как средство реализации этих ролей;
· игровое употребление предметов (замещение реальных условий);
· реальные отношения между играющими;
· учебные, воспитательные, развивающие результаты игры.
Таким образом, игровые технологии для преподавателя включают несколько этапов: целеполагание, планирование сюжета, реализация цели, анализ результатов.
Технология проектного обучения
Проектное обучение достаточно широко было распространено в учебных заведениях России в XX веке.
В основе этого обучения лежат идеи о том, что только в деятельности, свободно выбранной обучающимися, они увлечённо учатся, усваивают знания, приобретают умения применять и интерпретировать информацию, происходит их интенсивное развитие.
Работая над проектом, обучающийся включается в реальные процессы, а не учебные, постигает суть и глубину явлений и не только проживает, но и переживает ситуации, связанные с ними. При этом обучающемуся открывается новое видение изучаемого самостоятельно, приобретённые знания для него имеют личностный смысл.
Работа над проектом состоит из следующих шести этапов.
1) Постановка проблемы, цели, темы проекта. Преподаватель знакомит с сущностью проектного метода, возбуждает интерес у обучающегося.
2) Планирование. Идёт обсуждение с обучающимися вариантов исследования, источников, способов сбора и анализа информации, форм отчётности, установление критериев оценки, распределение обязанностей (деление на группы). Преподаватель советует.
3) Исследование. Обучающиеся занимаются сбором информации в виде интервью, опросов, работы с литературой; ведут исследование и наблюдение, ставят опыты, решают задачи. Преподаватель консультирует.
4) Результаты. Обучающиеся анализируют информацию, формулируют выводы, готовят таблицы, схемы, модели, плакаты, буклеты, слайды, фотографии. Преподаватель наблюдает, советует.
5) Отчёт. Обучающиеся отчитываются перед группой о проделанной работе, демонстрируют плакаты, модели, обсуждают. Преподаватель слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, представляя в той или иной форме (словесной, наглядной, практической) свой результат работы по данной теме.
6) Оценка результатов и процесса. Защита проекта, анализ успехов и ошибок, оценивание самого процесса и результатов обучающимися в ходе коллективного обсуждения. Преподаватель оценивает качество отчёта, усилия авторов и креативность проекта.
Проектное обучение является личностно ориентированным, так как цели обучающийся ставит сам, выбирает сам содержание, осуществляет самостоятельный поиск решения поставленных задач.
Метод проектов позволяет приблизить образовательный процесс к жизни, насущным потребностям обучающихся, учебный материал адаптировать к реальным жизненным ситуациям.
Таким образом, проанализированные общедидактические технологии реализуют на практике личностный подход в обучении, рассматриваемый через призму таких базовых категорий, как цели, формы, средства, лично значимые для обучающегося, и такой организации преподавателем процесса познания, при которой в центре его находится обучающийся – главный субъект совместной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.