Нормативно-правовая база
Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Образовательная технология – это система совместной деятельности обучающихся и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
усвоением максимального объема знаний;
максимальной творческой активностью;
широким спектром практических навыков и умений.
Цель инновационных технологий – формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Три компонента инновационных образовательных технологий:
современное, грамотно выстроенное содержание;
применение современных, инновационных методов в обучении;
наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе .
В современной педагогике выделяют
следующие инновационные технологии:
здоровьесберегающие;
проектной деятельности;
исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
портфолио;
игровые;
ТРИЗ;
дистанционное обучение;
проблемного обучения;
разноуровневое обучение.
Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C.
Технология проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Технология исследовательской деятельности
Форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановку проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор собственного материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
Игровая технология
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Портфолио
Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.
Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Информационно-коммуникационные технологии
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
ТРИЗ технология
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Обучающимся даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Принципы обучения в рамках ТРИЗ
давать обучающемуся право выбора везде, где это возможно;
сталкивать обучающегося с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа;
обучать через практику – эксперименты, опыты, исследования;
постоянно отслеживать интерес обучающихся и понимание ими материала;
стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах.
Актуальные тенденции современного образования
цифровизация и цифровая грамотность;
микрообучение. Agile и Scrum-технологии;
геймификация. Технологии VR и AR;
адаптивное обучение и ориентация на soft skills;
изменение роли педагога;
обучающийся – соавтор процессов обучения и преподавания;
работа с настроением обучающегося для более эффективного обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.