СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ
MODERN PERSPECTIVE SCHOOL PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TRAINING
IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT
THE COMPETENCE-BASED FOCUSED DIDACTICS
Павлов Александр Константинович – доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки,
директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова (Российская Федерация, Северо-Западный регион,
республика Карелия, г. Петрозаводск)
Pavlov Alexander Konstantinovich is the doctor of pedagogical sciences, professor, the academician, the honored worker of science,
director of NIO ANIU IDSNIA "MAPI" of a name of the academician A.K. Pavlov (Russian Federation, Northwest region,
Republic of Karelia, Petrozavodsk)
Аннотация: в данной научной статье сделан обзор и проанализированы возможности использования современных перспективных педагогических технологий обучения с позиций реальной преподавательской практики в условиях реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики.
Summary: in this scientific article the review is made and possibilities of use of modern perspective pedagogical technologies of training from positions of real teaching practice in the conditions of implementation of the concept of the competence-based focused didactics are analysed.
Ключевые слова: педтехнология, традиционные технологии обучения, объяснительно-иллюстративное обучение, инновационное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, система развивающего обучения, метод проблемных учебных задач.
Keywords: pedtekhnologiya, traditional technologies of training, explanatory and illustrative training, innovative training, the personal focused training developing training, the system of the developing training, a method of problem educational tasks.
В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется теории и практике обучения. Мы сделали попытку вывести некоторые определения терминов и понятий, дать характеристику инновационным педагогическим технологиям обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики.
Педтехнология – это такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение необходимого, прогнозируемого результата.
Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно–иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу.
Объяснительно- иллюстративное обучение – это способ работы, в основе которого происходят информирование, просвещение и организация действий обучающихся по формированию общеучебных умений и навыков.
Инновационные технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.
Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Система развивающего обучения – элемент многоуровневого образования, который предполагает реализацию инновационных психолого-педагогических познавательных технологий, обеспечивающих неуклонное развитие форм и способов обучения и наиболее полную реализацию способностей педагогов и обучающихся.
Метод проблемных учебных задач – способ обучения самостоятельно совершаемым действиям для решения учебных задач, методы решения которых обучающимся ещё не известны.
Этот своеобразный педагогический тезаурус мы подготовили и использовали в работе опытно-экспериментальной площадки «Апробация базовых моделей инновационных педагогических технологий» на базе ГБОУ «Лицей № 265» Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга в 2016 г. Это было сделано с целью упорядочения основной «технологической терминологии» с целью оказания методического сопровождения педагогов, работающих в исследовательском режиме.
Далее представим некоторые результаты нашей опытно-экспериментальной работы по выбранным нами системам обучения.
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
I. Личностно-ориентированные технологии.
1. Полное усвоение знаний (Дж. Керролл, Б. Блум. М. В. Кларин).
Способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях. Дж. Керролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения – переменными, подстраеваемыми под достижение каждым обучающимся заданного результата.
Б. Блум выделил следующие категории обучаемых:
· Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
· Талантливые (около 50%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться другие;
· Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Эти данные легли в основу нашего предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Если условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.
Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом является общая установка: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
Педагогу предстоит определить, в чём состоит полное усвоение, и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Категории целей (мыслительной – когнитивной, чувственной – аффективной, и психомоторной сфер) формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся.
Мы выделили категории целей познавательной деятельности:
· Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу – «запомнил, воспроизвёл, узнал»;
· Понимание: преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) – «объяснил, проиллюстрировал, перевёл с одного языка на другой»;
· Применение: демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации);
· Анализ: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого – «вычленил части из целого»;
· Синтез: проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) – «образовал новое целое;
· Оценка: оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели – «определил ценность и значение объекта изучения».
Для реализации данной технологии мы несколько «упорядочили» классно-урочную систему, адаптировав её при помощи педагогической технологии разноуровневого обучения.
2. Технология разноуровневого обучения (Дж. Керролл, Б. Блум. З. И. Калмыкова).
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Школа/класс с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (Госстандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом).
В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:
· Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
· Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;
· Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
В системе разноуровневого обучения в качестве базисной нами выбран вариант структуры личности, предложенный К. К. Платоновым («Структура и развитие личности»). Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
__ индивидуально-типологоические особенности,проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и …;
__ психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и…;
__ опыт, включающий знания, умения, привычки;
__ направленность личности, выражающая её потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.
Организационная модель школы включает 3 варианта дифференциации обучения:
· Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
· Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов;
· Профильное обучение.
В результате нам удалось апробировать базовую модель предпрофильной подготовки (7 – 9 кл.), которая была преобразована в базовую модель профильного обучения (10 – 11 кл.) – «Социально-экономический профиль» с углублённым изучением учебного предмета «Обществознание».
3. Технология коллективного взаимообучения (А. Г. Ривин).
Методики А. Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа в парах сменного состава».
«Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
· В результате регулярно выполняющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
· В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
· Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе
· Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
· Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
· Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
· Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трёх видах:
· Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
· Динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз уму необходимо менять логику изложения, акценты, темп и …, т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
· Вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, приводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Эффективность произвольной памяти школьника оценивалась нами по таким критериям:
10% - читают глазами, 20% - слышит, 30% - видит, 50% - видит и слышит, 70% - обсуждает, 80% - опирается на опыт, 90% - говорит и делает совместно, 95% - обучает других.
Эти данные позволили нам на этапе практической реализации опытно-экспериментальной работы по направлению «Формы и методы КСО в условиях апробации базовой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения» на базе ГБОУ «Гимназия № 67» Петроградского района г. Санкт-Петербурга прийти к выводу, что одним из эффективных способов практического использования КСО является именно взаимообучение обучающихся под контролем и сопровождением педагога.
Это позволило нам на этапе практической реализации работы опытно-экспериметальной площадки реализовать элементы методики опережающего обучения (разработка С.Н. Лысенковой).
МЕТОДИКА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В основу методики опережающего обучения положены разработки С.Н. Лысенковой.
Воспитание успехом в учебном труде.
Прочные знания – результат упорного, настойчивого труда. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью детей, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха.
Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Обязательно надо хвалить даже за незначительный шаг вперёд. Нужно обязательно помогать им в процессе познания, управлять их учением.
В каждом классе есть дети, у которых трудности в усвоении нового материала. Таким детям нужны постоянные упражнения. Значит, нужно дать таким детям это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Надо опережать программу. А для этого требуется по-иному строить процесс обучения, т.е. урок, найти резерв времени. Резерв времени на уроке кроется в общении учителя и ученика.
Изучение трудной темы начинается задолго до того, как начнётся её изучение по программе. Это помогает предотвратить отставание, исключить недочёты и пробелы в знаниях. Такое опережение даёт возможность работать спокойно.
Помогают в этом опорные схемы и комментируемое управление. В этом случае ученики избавлены от механического зазубривания. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Схемы-опоры обеспечивают высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Схему читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели и схема снимается: она больше не нужна.
Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. При этом каждый вовлекается в дело. Когда комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, а если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил – ведь он ведёт целый класс. Очень важно, при комментировании слабым учеником, чтобы дети отнеслись к нему с пониманием, т.к. может быть медленный темп и наличие ошибок. Такой ученик требует постоянного одобрения своих действий.
Так, комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. В результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
ОСНОВЫ МЕТОДА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Комментируемое управление
Очень важно организовать труд ученика на уроке. Это удаётся с помощью комментированного управления. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс.
Чёткий ритм, краткая характеристика- аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения задания. Ведя за собой класс, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, чётко, чтобы всем было понятно. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу ученика. В результате у всех хорошая дикция, ясная речь.
При объяснении нового материала учитель пишет на доске, при закреплении пишет за ответом ученика полностью или частично в зависимости от целей на данном этапе.
Опорные схемы
Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.
Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Схемы находятся столько, сколько нужно для полного усвоения материала.
В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.
Перспективная подготовка
Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.
После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Домашние задания не являются чем – то новым.
Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.
На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.
Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.
На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.
При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.
При опережающем обучении новый учебный год начинается с самой трудной темы. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.
Нами использовался вариант перспективного изучения трудных учебных тем без «замыкания» на разных этапах учебного года через постоянное увеличение фактического времени работы над учебными темами. Отсюда последовательное и прочное усвоение учебного материала с точностью 94 – 95 % усваиваемости.
Таким образом, мы считаем, что педагогическая технология – это специальный набор своеобразных форм, методов, способов, приёмов обучающих и воспитывающих средств, последовательно и системно используемых в образовательном процессе на основе заявляемых психолого-педагогических установок, приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Литература
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 224 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.