Современные подходы к обучению и воспитанию в системе среднего профессионального образования
Ключевые слова: образование, инновации, методы обучения, наука химия, эффективность образования.
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные подходы и методы повышения качества обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования путем применения инновационных способов. В статье предложены основные инновационные методы обучения с указанием практической весомости рассмотренных образовательных инноваций.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением студентов ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Практические занятия являются важными видами учебной деятельности, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и практических умений. В ходе выполнения практической работы, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, оценивают и корректируют собственную деятельность, несут ответственность за результаты своей работы; осуществляют поиск информации, необходимой для эффективного выполнения работы. Все это влияет на формирование предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
Особенности химии как науки и как учебного предмета накладывают серьезные ограничения при дистанционном обучении. Заочные формы обучения, в том числе и дистанционное обучение, в первую очередь сталкиваются именно с этой проблемой — проблемой организации и проведения химического эксперимента обучающимися. Эти и другие проблемы дистанционного обучения химии автор рассматривает в данной статье.
Помимо профессиональных компетенций каждый студент в организации среднего профессионального образования должен овладеть и рядом общих компетенций:
- Понимать социальную значимость и сущность своей будущей профессии, проявлять к ней познавательный интерес.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Работать в команде и коллективе, результативно общаться с коллегами, потребителями и руководством.
- Брать личную ответственность за работу подчиненных (членов команды), за результат выполнения заданий.
- Индивидуально определять задачи личностного и профессионального развития, осознанно планировать повышение квалификации, заниматься самообразованием.
- Разбираться в условиях постоянной смены и внедрения современных технологий в профессиональной деятельности.
Организация обучения химии в системе среднего профессионального образования имеет свои особенности.
Использование современных педагогических технологий, внедрение развивающего обучения во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать ее для решения жизненных проблем.
В основу обновленного содержания образования положены "ключевые компетентности", ведущими из которых становятся информационные, коммуникационные и компетентности самообразования и саморазвития. Именно они позволяют развиваться обучению на основе дистанционного образования.
В настоящее время становится очевидным, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от работника не только хороших исполнительских навыков, но и сформированных на достаточно высоком уровне ключевых компетенций (ориентировки в профессии, организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, творческих и других), лежащих в основе качественного овладения любой профессией.
Новые требования личности, общества, и государства формируют новые представления об образовательных результатах, которые невозможно достичь в рамках прежней образовательной среды. Современные информационные технологии открывают новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса.
Выход находится в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное образование, позволяющее обучаться в удобное время в удобном месте и в удобном темпе.
Понятие дистанционного образования имеет множество определений и интерпретаций, что непосредственно связано с эволюцией основных элементов дистанционного образования. Следовательно, "можно подойти к определениям и функциям дистанционного образования с точки зрения определенных классификаторов, за основу которых берутся временные этапы развития дистанционного образования, этапы развития информационного пространства" [1, с. 90].
Острые дискуссии относительно понятия "дистанционное образование" позволяют выделить наиболее актуальные проблемы:
- происходит переосмысление понятия "образование", его функций, роли и значения; усиливается социальная роль образования; его эффективность во многом определяет перспективы развития цивилизации. Все это необходимо учитывать при организации инновационной деятельности;
- необходимо более корректно использовать термин "дистанционное образование" как систему совместной деятельности обучаемых и обучающих;
- видовым отличием дистанционного образования от других форм образования является способ получения образования через двухстороннюю опосредованную коммуникацию обучаемого и обучающего. При этом набор конкретных средств, каналов и технологий такой коммуникации варьируется, а ключевым понятием является "интерактивность";
- понятие "дистанционное образование" должно быть определено не как определенного вида технология и не как особая информационно-образовательная среда, а как форма образования, поскольку именно "образование" является для него родовым понятием;
- форма обучения на расстоянии диктует свою специфику отбора средств обучения и организации познавательной деятельности, выбора методов и приемов обучения;
- существенным достоинством дистанционного образования является возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов.
Новая форма получения образования - дистанционная - дает возможность человеку, желающему получить образование, учиться в любое удобное время, в любом месте и по индивидуальному графику. Задача учителя при дистанционном обучении не передавать учащемуся определенный объем знаний, а организовать самостоятельную познавательную деятельность, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике при решении примеров и задач теоретического плана, а также задач и примеров, соответствующих их профессиональной деятельности. При этом главную роль, центральное место в модели дистанционного обучения играют личные качества учащихся, их способности, мотивация, стремление к получению знаний и развитию собственного интеллектуального потенциала.
Студенты и слушатели могут использовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во время самостоятельной работы. В режиме самостоятельной работы можно получить задание, запросить дополнительную информацию для выполнения задания, выяснить способ выполнения задания или задачи, ввести ответ как результат выполненного задания. Приоритетными формами обучения с использованием электронных учебно-методических пособий являются интерактивные виды взаимодействия обучающихся с компьютером. В результате этой работы развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщения, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос, формируется индивидуальная образовательная траектория.
Электронные учебно-методические пособия предоставляют преподавателю новые возможности в организации учебного процесса. Использование их не ограничивает творческую деятельность педагога. Он может подбирать дополнительные материалы для процесса обучения, составлять новые контрольные задания и тесты, разрабатывать задания для осуществления как индивидуального, так и для дифференцированного подхода к студентам и слушателям.
Также необходимо отметить такой инновационный метод обучения, как метод «Case-study». Метод кейс-стади может быть назван методом решения конкретных ситуаций и анализа. Сущность этого метода очень проста: студентам предлагается описание определённой ситуации, которую они должны обдумать. При этом данное описание не только отображает определенную практическую и теоретическую проблематику, но и аккумулирует определенный комплекс полученных студентами знаний и умений за время обучения. Отметим, что сама проблема не имеет однозначных и односторонних решений, что еще больше стимулирует студентов искать более сложные пути решения данной проблемы, применяя все свои полученные знания и умения. Исходя из выше сказанного, при решении кейс-стади несколько верных вариантов выхода из данной проблемной ситуации могут вступить в соперничество друг с другом по истинности.
Применение в процессе обучения таких основных интерактивных методов обучения, как работа в малых группах, разнообразные творческие задания, экскурсии, различные образовательные игры, внеаудиторные методы обучения также способствуют развитию потенциала обучающихся, росту их кругозора, как в профессиональной, так и в общекультурной сфере.
Применение современных подходов к обучению и воспитанию в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы образования.
Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможности:
· использовать видео и аудио материалы, что делает содержание учебного курса нагляднее, понятней, занимательней;
· сопровождать учебный материал динамическими рисунками, то есть рассматривать изучаемое с различных сторон;
· моделировать и исследовать закономерности;
· проиллюстрировать сложный химический эксперимент;
· провести быстрое и эффективное тестирование учащихся.
Также участвуем в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Учащиеся с удовольствием разрабатывают игры, решают задачи.
Таким образом, применение информационных технологий позволяет не только повысить качество обучения и сформировать у учащихся интерес к предмету, но и дает возможность решать творческие задачи.
Конечно, компьютер не может соперничать с классическими формами химического образования. Значит, компьютерные технологии должны сочетаться с традиционными формами учебных занятий, где происходит закрепление знаний, повышение прочности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Монахов Н. В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. - 2022. - N2, с. 89-95.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.