«Скажи мне и я
забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».
Конфуций
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил. Исследования ученых во всем мире показывают, что в скором времени наметившаяся тенденция лавинообразного прорыва новейших технологий в производство примет повсеместный характер. Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими. Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности страны становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи. Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства. Таковыми всегда были:
–воспитание производственной и технологической дисциплины,
–привитие бережного отношения к оборудованию и инструментам;
–умение применять на практике полученные теоретические знания;
–формирование глубоких и прочных знаний об основах техники и технологии производства, об организации труда в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.
Сегодня перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Адекватная современным требованиям профессиональная и общеобразовательная подготовка специалистов, выполнение задач становления саморазвивающейся личности будущего рабочего в процессе профессионального образования находится в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической квалификации мастеров производственного обучения, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Профессиональная компетентность мастера производственного обучения заключается не только в совершенном владении своей профессией. Огромную роль в учебном процессе играет его умение четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на уроке производственного обучения, найти оптимальные пути общения с обучающимися, грамотно организовать их самостоятельную деятельность.
Главной задачей мастера производственного обучения, считаю, не просто научить, а «научить учиться». Педагог должен ориентировать обучающихся на конкретную профессию, формировать у них общие и профессиональные компетенции, показать наиболее удобный и правильный путь получения знаний, умений и навыков, грамотно использовать и оформлять, умение самостоятельно находить и анализировать полученную информацию.
Современный урок производственного обучения в профессиональном образовательном учреждении – это занятие, дающее высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность обучающихся, где присутствует их учебная и производственная деятельность, где функция педагога не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.
Сегодня урок производственного обучения немыслим без поиска новых, более эффективных инновационных технологий.
Инновационная технология – это совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели, содействовать развитию творческих способностей обучающихся.
Основное требование, предъявляемое мной к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий с применением активных форм обучения.
На уроках производственного обучения стараюсь добиваться, что бы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, царила атмосфера сотрудничества между обучающимися и мной, т.е. мастер не информатор, а организатор деятельности обучающихся. Для этого применяю деятельные технологии:
1. Эвристическая беседа (от греческого «эвристика» — отыскание, открытие) — это вопросно-ответная форма работы с обучающимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что путем постановки перед подростками определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подвожу обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых процессов.
2. Технология проблемного обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и других личностных качеств. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у подростков формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и других личностных качеств. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
3. Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков.
Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Этот метод обучения дает моим подопечным возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным производственным условиям.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Применение на уроках игр, например, «Выберите способ обработки детали заготовки изделия», «Выбери необходимое оборудование для обработки заготовки», «Составь последовательность обработки детали по образцу» и др.
Применение на уроках игр предполагают развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить правильное решение.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.
4. Технология проектного обучения - обучающиеся самостоятельно проектируется решение какой-либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков подростков. Это система обучения - активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы трудовой деятельности самостоятельно, что развивает навыки и умения к изменяющимся знаниям и умениям. Технология устройства, чтобы организовать урок с компьютерной поддержкой по любой теме производственного обучения в любое время.
Проектная технология – это метод обучения, который может быть использован при изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат - продукт - изделие.
Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае обучающиеся показывают на практике применение теоретических знаний по МДК и профессиональным дисциплинам.
Так, например тема: Изготовление металлической кассетницы.
Обучающиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:
- выполнение эскиза модели (техническое черчение);
- подбор материалов (материаловедение);
- подбор необходимого оборудования (основы слесарно-сборочных работ);
- технологическая часть (составление последовательности работы),
- практическая часть (выполнение работ по изготовлению проектируемого изделия).
Достоинства проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. В проектном обучении просматривается межпредметная связь профессиональных дисциплин по профессии. Такое обучение является стимулом к успеху обучающихся, они выполняют творческие проекты.
5. Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги товарищу. Каждый подросток –индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся могут стать скучающими созерцателями, им предлагаю помочь обучающимся, неуверенным в себе, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство товарищеской взаимопомощи, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.
6. Интерактивное обучение (в группах по 2-3 человека) – примерами работы в мини - группах может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию навыков общения, совместного поиска решения задачи.
Представленные инновационные методы обучения имеют практическую выраженность и чёткую результативность, которые хорошо видны и легко оцениваются. Обучающиеся видят результаты своего труда, которые напрямую зависят от вложенных ими сил, знаний и освоенных умений. Такая организация обучения является наиболее действенной формой учебного процесса в производственном обучении.
7. Использование ИКТ на уроках производственного обучения рассматриваю не как цель, а как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования. Однако, используя ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
8. При применении на уроках технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой учащихся и мастера.
9. Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, которые достигаются через учёт особенностей каждого подростка группы, создание благоприятного психологического фона на уроке. Использую индивидуальные приёмы обучения, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводящие к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает обучающихся и в которой они чувствуют себя комфортно - "как дома". Каждый обучающейся должен ощущать веру в свои силы, для этого создаю ситуацию успеха (я могу!).
Урок производственного обучения имеет характерную для него структуру, т.е. определенную последовательность шагов, этапов деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленных на выполнение учебно-производственных и воспитательных задач.
Для повышения качества обучения и профессионального мастерства обучающихся :
- созданы условия, направленные на адаптацию к обучению;
- цели и задачи урока формулируются совместно с обучающимися;
- при организации учебно-познавательной деятельности применяю методики ориентированные на действие;
- практическая деятельность обучающихся осуществляется самостоятельно под наблюдением, корректировкой мастера;
- учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля);
- систематически изменяю показатели деятельности учащихся в сравнении с показателями лидеров для совершенствования их собственной деятельности;
- использую деловое совершенство - эталонный уровень развития достижений; оценку своей деятельности учащиеся дают по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей);
- всегда ориентирую и направляю деятельность обучающихся на развитие личности, творческих способностей, профессиональной культуры, готовности и способности к профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. – М.: Академия, 2006.
2. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: в 2 т. / Н. А. Морева. – М.: Академия, 2008. – Т.1: Дидактика.
3. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.
4. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.
5. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: Форум – Инфра-М, 2007.
6. Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2004.
7. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 2000. – 320 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.